Проект «Зимующие птицы Карелии»
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно-ориентированный.
Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.
Когда дети выходят на прогулку, то видят скачущих по деревьям птиц. Дети часто спрашивают, что едят птички зимой. Наша задача донести им, что в холодное время года, когда землю покрывает снег и трещит мороз, маленьким и хрупким птичкам очень тяжело найти себе пищу. Поэтому на помощь им всегда придёт человек.
Проведя беседу с детьми, я выяснила, что у детей недостаточно знаний о зимующих в Карелии птицах, о том, чем они питаются и как можно им помочь зимой.
Цель: расширять знания о зимующих птицах Карелии, образе их жизни.
Задачи:
развивающие: обогащать словарный запас воспитанников;
образовательные: расширять знания о зимующих птицах Карелии, о том, чем они питаются;
воспитательные: воспитывать любовь к живой природе, стремление помогать братьям нашим меньшим, заботиться о них и нести ответственность за кормушки, висящие на прогулочной площадке.
Тип проекта: краткосрочный.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- определение темы проекта
- разработка перспективного плана проекта
- создание необходимых условий для реализации проекта
- разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д)
2 этап – основной
Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Работа воспитателей с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Работа с воспитанниками
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Познавательное развитие:
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Чем птицы отличаются от животных?; «Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?»; «Нужно ли заботиться о птицах?»; «Какую пользу приносят птицы?»: «Меню птиц»; «Найди домик для птички».
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»; «Дети кормят птиц».
Дидактические игры: «Один - много»; «Угадай по описанию»; «Что за птица?»; «Угадай, кого не стало»; «Большие и маленькие птицы на кормушке»; «Накорми птиц»; «Найди маме птенца»; «Каких птиц много на дереве?»; «Назови и покажи зимующих птиц».
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Социально- коммуникативное развитие:
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Сюжетно- ролевые игры: «Больница птиц»; «Пригласи синичку в гости»; «Птичкина столовая».
Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?», «Как птицы защищаются?»; «Что значит заботиться о зимующих птицах?»; «Пернатые друзья».
Художественно- эстетическое развитие:
Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».
Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Снегири на ветке», «Синичка и рябина» и т. д.
Лепка: «Птички в гнездышках».
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
Речевое развитие:
Беседы: «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?»; «Что кушает воробей?», «Кормушки бывают разные»; «Почему нужно зимой кормить птиц».
Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…».
Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей?»; З. Александрова «Гули-гули»;
Н. Хилтон «Скворечник»; В. Звягина «Воробей»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; В. Берестов «Воробушки»; А. Барто «Воробей».
Словесные игры: «Назови ласково»; «Кто кем будет?».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Птички летают»; «Вороны и собачка»; «Птички в гнездышках»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».
Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки»; «Птичья кормушка»; «Сел на ветку снегирек»; «Сорока»; «Птичка крылышками машет».
2. Работа воспитателей с родителями.
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».
Памятка для родителей: «Покормите птиц».
В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц».
3. Работа родителей и воспитанников.
Участие в конкурсе «Птичкина столовая» (изготовление кормушек для птиц); а также подкормка птиц во время прогулок.
Сбор корма для птиц.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения краткосрочного проекта «Зимующие птицы Республики Карелия» дети узнают, какие птицы остаются зимовать рядом с нами, чем они отличаются друг от друга, чем питаются. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Научаться следить и нести ответственность за установленные кормушки. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми и отзывчивыми.