Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Сказка» г. Буйнакск
2.2 Проект
«Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»
Подготовила
педагог-воспитатель
Амирханова П. А.
Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»
Структура и характеристика проекта: Краткосрочный
Вид проекта: творческо-информационный
По содержанию: фронтальный
Направление: социализация и проблема
Срок реализации: 3 месяца
Название проекта: «Знакомство с обычаями и традициями народов Дагестана».
Участники проекта:
Музыкальный руководитель, творческая группа из состава детей старшей группы, воспитатели группы, родители.
Цель проекта:
Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к истории народов республики Дагестан в процессе ознакомления с национальными праздниками, традициями и обычаями.
Задачи проекта:
• Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре дагестанского народа;
• знакомить детей с праздниками, обычаями, обрядами которые отмечают в разные времена года: «Праздник сбора урожая», «Праздник первой борозды», «Навруз - Байрам», «Праздник цветов» «День Чабана»; и т. д.
• вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством через заучивание потешек, стихов, считалок;
•знакомить детей с музыкальным репертуаром;
• развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры;
• воспитывать у детей чувство уважения к культуре народов Дагестана, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа;
• воспитывать у детей уважение ко всем традициям и обычаям разных народов нашей страны.
Закрепить знания детей о традициях гостеприимства дагестанской семьи.
Расширять знания об особенностях национальной дагестанской кухни.
Воспитывать внимание, интерес детей к традициям дагестанского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусными блюдами.
Познакомить детей с историей Дагестана
2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
Методы и средства реализации проекта:
Реализация принципа оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослых, познавательной активностью ребёнка.
Мероприятия в ходе проекта:
1. Изучение дагестанской литературы.
2.Проведение бесед с детьми.
3. Показ видео материалов «музеи, выставки, театры».
4. Привлечение родителей к работе по проекту.
5. Разработка перспективного планирования по всем видам
образовательной деятельности.
6. Разработка сценариев развлечений и праздников.
7.Чтение книг, разучивание стихов, поговорок, песен, частушек.
9.Выставка рисунков детей.
10.Знакомство с национальными музыкальными инструментами Дагестана.
11. Презентация проекта.
Основные направления работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Самостоятельная деятельность детей.
Развитие речи.
Развитие музыкальных способностей.
Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности.
Организованные формы обучения на занятиях.
Национальные игры, дидактические игры.
Создание танцевальной группы «Лезгинка».
Подготовка детей к участию городского мероприятия «Фестиваль национальных культур».
Участие детей в праздниках и развлечениях.
Объект изучения:
дагестанские праздники, традиции, обычаи, обряды, костюмы, посуда, игры, танцы, музыка, фольклор и т. д.
Ресурсное обеспечение:
• Информация в музыкальном уголке группы, в котором собраны иллюстрации предметов быта, символика, олицетворяющая Дагестан.
• собран наглядный материал: иллюстрации рассказов, сказок, фотографий, картины, фотографии костюмов народов Дагестана;
• подобранна фонотека, флеш-носители, аудио записи дагестанской народной музыки;
•презентация проекта;
•технические средства: ноутбук, мультимедийное оборудование, флеш-носители.
Ожидаемый результат:
• сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников, обычаев, традиций.
• создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно - прикладному искусству;
• установление взаимоотношений между детьми и педагогами, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных праздников и развлечений.
• вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность, предполагающую реализацию образовательных областей речевого, музыкального, коммуникативного развития личности, социализации ребёнка на всех этапах проекта.
• Поддержка индивидуальности инициативы детей в ходе проекта.
• Обеспечение эмоционального благополучия при реализации мероприятий проекта.
• Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно - прикладного искусства народностей Дагестана.
Введение:
«Через красивое к человечному - такая закономерность воспитания!»
В. А. Сухомлинский.
Ребёнок - будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение своего народа. В условиях возрождения культуры нашей страны возникает потребность в теоретической основе и методических разработках проблем национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проблема освоения ребёнком национальной культуры разных республик до настоящего времени рассматривалась ограниченным кругом педагогов. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к культуре народов разных стран стали привлекать более пристальное внимание педагогов дошкольного образования.
Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы традиций, обычаев культуры многих народов. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций всех народов, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа.
Формы взаимодействия участников проекта
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если
педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе
«педагог - ребёнок - родитель»
-дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность.
В проекте разработаны все виды непосредственно- образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, социальная, музыкальная.
Методическая копилка:
1. Разработка сценариев, занятий, развлечений;
2. Подбор музыкального материала (игры, загадки, стихи, потешки, песни, частушки)
3. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей.
4. Подбор консультационного материала работы с родителями.
5. Разучивание музыкально- ритмических элементов дагестанских танцев.
6. Детские работы по ИЗО отображающие традиции и обычаи Дагестана.
Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении:
В ходе реализации проекта у детей отмечается повышенный интерес к музыкально - творческой деятельности.
Дети с удовольствием воспринимают полученную информацию о традициях и обычаях дагестанского народа, у них формируется представление об их национальных танцах, костюмах, музыке, кухне.
При создании танцевальной группы, дети с огромным желанием вникали и разучивали своеобразные движения национального танца «Лезгинка». Именно это позволило детям принять участие в городском мероприятии «Фестиваль национальных культур», где дети нашего дошкольного учреждения представляли дагестанский народ. Выступление было необычным и имело большой успех. Всё сопровождалось бурными аплодисментами, улыбками и восторгом, что положительно повлияло на эмоциональный настрой детей, стремление к изучению нового, желание выступать перед огромной аудиторией.
Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт разных народов, толерантно относиться к людям разных национальностей.
Литература:
1. «Народная педагогика Дагестана!» Мирзоев Ш. А.
2. «Фольклор и литература Дагестана!» Гасанова Р. Х.
3. «Дети гор!» Кондрашова В. В.
4. «Сказки народов Дагестана!» Махмудов Х. Х.
5. «Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего \ дошкольного возраста с народно-прикладным искусством Дагестана!» Байрамбекова М. М.
6. «Музыкальное воспитание дошкольников!» Агабекова С. С.
7. «Дагестанский фольклор!» Хидирова Э. С.
8. «Национально художественная культура!» Гамзатов Г. Г.
9. «Народная культура-летопись мира!» Сулейманов О. О.
10. «Фольклор и литература народов Дагестана!» Далгатов У. Б.
5