27
Цель: Изучить и обосновать систему рекомендаций по охране зубров.
Задачи:
1.Образовательные:
кто такие зубры и их отличие от других копытных животных;
расширить знания о зубрах;
популяризация экологического образования;
формирование гуманного отношения к животным;
объяснить причины исчезновения зубра.
2.Воспитательные:
воспитание любви к природе и животным родного края;
воспитание экологической культуры;
формирование активной жизненной позиции у школьников через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.
Методы:
наблюдение;
поиск;
описание;
тестирование.
Актуальность:
Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у школьников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью проводятся разнообразные мероприятия экологической направленности, где учащиеся имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать за природными объектами, проводят простые исследования в природе, осознают, что животные нуждаются в гуманном отношении к ним.
Мой проект направлен на разработку системы рекомендаций по сохранению зубров. Зубры занесены в Красную книгу Республики Адыгея и Российской Федерации и являются эндемиками. Без сознательной помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны зубров. Надо принять все меры, чтобы сохранить этот исчезающий вид животных, чтобы их смогли увидеть не только мы, но и последующие поколения.
Содержание
Введение
Особенности биологии зубра
Видовое разнообразие зубра и ареал распространения
Причины исчезновения зубра
Рекомендации по охране зубров
Методы популяризации экологического образования
Заключение и выводы
Список использованной литературы
Введение
Зубр является уникальным животным, потому что является очень редким видом, он имеет заметно отличающиеся от других животных внешние данные. Также зубр является одним из древнейших животных, доживших до наших дней, поэтому очень важно сохранить ныне живущих представителей этого вида. Хоть и борьба за сохранение популяции зубров ведётся довольно длительное время, зубр, как вид, до сих пор остаётся малочисленным, при этом находится в Красной книге Адыгеи и России.
Зубр - настоящее лесное животное, вся его жизнь целиком связана с лесом, с низким снеговым покровом, с относительно мягкими климатическими условиями.
Сельскохозяйственное освоение территорий, развитие пастбищного скотоводства, вырубка лесов - все это и явилось первой причиной исчезновения зубров. Другая причина - прямое истребление человеком. Охота на зубра, как и на многих других зверей и птиц, стала особенно успешной для человека и губительной для животных после изобретения и широкого распространения огнестрельного оружия. Свинец нес смерть не только слабым, беззащитным, но и сильным, и смелым, и ловким, всем.
Особенности биологии зубра
Научная классификация зубров:
Домен: Эукариоты
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Млекопитающие
Отряд: Парнокопытные
Семейство: Полорогие
Род: Бизоны
Вид: Зубр
Зубр, или европейский зубр (лат. Bison bonasus) — вид животных рода бизонов , подсемейства бычьих, семейства полорогих, отряда парнокопытных. Иногда считается подвидом более широкого вида — дикого быка. Это последний представитель диких быков в Европе.
Длина тела может достигать до 330 см, вес его до одной тонны, а высота в холке до 2 метров. Голова, в соотношении к телу небольшая. Глаза темно коричневые, нос крупный, с большими ноздрями. Рога, а их два, растут всю жизнь и не меняются, как, например, у оленя. Горб, покатая спина, мощное телосложение, крепкие невысокие ноги и длинный хвост – вот такой он, зубр.
Под подбородком густая борода. Окраска меха каштанового цвета, бока бурые. Пушистая и мягкая подшерстка сохраняет тело животного в тепле и защищает от намокания. Верхние жесткие остевые волосы защищают быка от загрязнений. Хорошо развито обоняние, а слух и зрение чуть хуже. Самки меньше размерами и по весу, чем самцы.
Кажутся быки тяжелыми и неуклюжими, спокойными и безразличными. На самом деле, они могут резво погнаться за нарушителем спокойствия, если понадобится, могут и боднуть. При этом они сердито фыркают, мотают головой, а глаза наливаются кровью. Ни густые заросли, не 2 метровая изгородь в высоту – не помеха.
На выпас выходят утром и вечером, днем предпочитают отдыхать. Самцы ведут одиночный образ жизни. Несколько самок (2 или 3) объединяются в стадо вместе со своими телятами. Опытная самка возглавляет стадо, все подчиняются ей.
Молодые самцы живут небольшими группами отдельно, готовясь к взрослой самостоятельной и одиночной жизни. Осенью линяют, готовясь к холодной зиме, их мех становится густым и длинным. Многие семейные группы зимой объединяются в стада от 20 и больше голов. Так легче защищать маленьких телят от хищников.
Питаются растительной пищей: побеги, листья, кора деревьев и кустарников; некоторые травы; лишайники и даже грибы. Под снегом, бык легко раскапывает корм своими рогами, или копытом. Но все же больше питается корой в это суровое время.
У взрослой особи нет врагов, кроме человека.
Брачный сезон начинается в конце июля и длится по сентябрь. В стадо к самкам приходят самцы, прогоняют молодых телят, и начинают ухаживания. Драки между быками не редкость, дерутся жестоко. Побежденный уходит ни с чем, а вот герою придется продолжить ухаживания за самкой. Беременность у неё длится 9 месяцев.
К моменту отела, она уходит в укромное место, где и рождается один светло бежевого цвета теленок, весом до 25 кг.
Как и положено, мама его вылизывает, они обмениваются информацией запахов. Отдохнув, детеныш поднимается на ножки и пьёт материнское жирное молоко. Через 1 – 1,5 часа может следовать за ней. В стадо они вернутся через несколько дней. Все познакомятся с новым членом группы, но теленок будет четко знать по запаху, где его мать.
Первую растительную пищу попробует в возрасте трех недель. Молоком матери он будет питаться до года. Маленькие телята играют друг с другом, повторяют и копируют движения взрослых особей. Для них это важная информация и навыки, чтобы жить в красивом, диком, но не простом мире. В стаде телята живут до трех лет.
В дикой природе зубр живет 25 лет. Занесен в Красную книгу, браконьерство и загрязнение окружающей среды главные причины исчезновения этих удивительных животных.
Видовое разнообразие зубра и ареал распространения
В раннем Средневековье зубры встречались в лесах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Их среда обитания — лиственные, хвойные и смешанные леса умеренной полосы. Является стадным животным, типичное стадо насчитывает от 12 до 20 животных и состоит из коров и молодняка, половозрелые быки присоединяются к стаду только во время брачного периода. Ближайшим родственником зубра является американский бизон, с которым он способен скрещиваться без ограничений, давая плодовитое потомство — зубробизонов. До недавнего времени популяция зубра в Европе состояла из двух подвидов: кавказского зубра (Bison bonasus caucasicus) и равнинного зубра (Bison bonasus bonasus). Кавказские зубры вымерли и в настоящее время существует исключительно в качестве гибридной линии с равнинными зубрами (равнинно-кавказская линия), родословная которых восходит к единственной особи — быку «Кавказ», последнему чистокровному представителю подвида кавказских зубров. В настоящее время каждое чистокровное животное в мире заносится в племенную книгу, ведущуюся в Беловежском национальном парке.
В 20-х годах XX века зубр был под угрозой исчезновения. Последних диких кавказских зубров застрелили на Западном Кавказе в 1926 году, а последний представитель равнинной линии в дикой природе был убит в 1921 году в Беловежской пуще. Все сегодняшние зубры происходят всего от двенадцати особей, находившихся в начале XX века в зоопарках и заповедниках. Низкая генетическая изменчивость является одной из главных угроз для долгосрочного сохранения вида. Благодаря усилиям по его сохранению со стороны зоопарков и частных лиц, в 1952 году стало возможным вновь поселить первые свободные стада зубров в Беловежской пуще. В 2013 году в мире насчитывалось 5249 особей, из которых 1623 животных проживало в неволе, а 3626 — в полусвободном и свободном состоянии.
Зубр является самым тяжёлым и крупным наземным млекопитающим Европы, но в то же время, уже в конце XIX века отмечалась тенденция к уменьшению размеров европейского зубра. Ещё в первой половине XX века встречались взрослые самцы беловежского подвида, достигавшие массы 1200 килограммов. Взрослые быки кавказского подвида были несколько легче — их масса в среднем составляла 480 кг, не превышая 700 килограммов у самых крупных животных. Современные зубры уступают в размерах как своим предкам (и их сохранившимся чучелам), жившим век назад, так и одному из подвидов американских бизонов — лесному бизону. Масса современных взрослых самцов беловежского подвида колеблется от 400 до 920 кг. В справочниках, впрочем, до настоящего времени указывается масса до 1000 кг. Выраженная разница в массе самцов и самок становится заметна к трём годам и сохраняется на протяжении всей жизни. Самки при рождении в среднем весят около 24 кг против 28 кг у самцов. В первые три месяца жизни они удваивают свою массу, а к концу первого года она, в среднем, составляет 175 кг у коров и 190 килограммов у быков. К четырём годам быки весят в среднем около 467 кг против 341 кг у коров, а к 6 годам — быки в среднем весят 634 кг (от 436 до 840 кг), а коровы — 424 (от 340 до 540 кг).
Длина туловища взрослых шестилетних быков может достигать 300 см, высота в холке — 188 сантиметров, окружность грудной клетки — 280 см. Самки имеют несколько меньшие размеры: длина туловища — 270 см, высота в холке — 167 см и охват грудной клетки — 246 см.
Губы, язык и нёбо тёмные, аспидно-синеватого цвета. Язык покрыт большими сосочками, губы тонкие и с внутренней стороны, как и щёки, покрыты кожистыми, остроконечными наростами. У зубра 32 зуба, формула которых общая с большинством жвачных: резцы — 0/3, клыки — 0/1, предкоренные — 3/3, коренные — 3/3. Резцы расширены и имеют долотоподобную форму.
Глаза, небольшие относительно боковой поверхности головы, имеют выпуклые и подвижные глазные яблоки. Цвет глаз кажется чёрным, так как белок практически не виден. Зрачок имеет овальную в поперечнике форму, с сужением в центре. Края век чёрные, ресницы длинные и густые. Шея у зубров мощная, толстая, без характерного для многих быков отвисшего подгрудка. Ноги сильные, толстые, причем передние намного короче задних. Копыта большие, выпуклые, есть также рудиментарные маленькие боковые копытца, которые не достигают земли. Иногда создаётся впечатление, будто задняя часть в зубра голая, но это не так — вся кожа зубра покрыта шерстью. Окраска беловежских зубров серовато-бурая с охристо-коричневым оттенком, у кавказских зубров окраска более тёмная, коричнево-бурая с шоколадным оттенком. Летняя окраска зубра тёмно-бурого цвета. Голова заметно темнее туловища. Борода чёрная, грива ржаво-бурая. Зимняя окраска темнее, кроме того, зимняя шерсть длиннее, гуще и более кудрявая, чем летняя. Молодые к
авказские зубры имеют красноватый оттенок окраски.
Причины исчезновения зубра
Во время работы над проектом, мне стало известно, что зубр – самое крупное копытное животное, живущее в нашей местности, что его численность восстановлена до 130 особей. Зубр занесен в Красную книгу Адыгеи и России.
Большое число кавказских зубров погибло после окончания Кавказской войны (1864г.) от рук переселенцев, устремившихся в предгорья. «Истребляют зверей круглый год, – писал Н.Я. Динник. – Охотничьи законы для этой братии не писаны».
Значительную роль в сохранении кавказского зубра на рубеже XVIII-XIX веков сыграла Великокняжеская «Кубанская охота». Ее территория стала единственным прибежищем для зубра. В 1888г. Великие Князья Романовы арендовали земли с правом охоты у Кубанского казачьего войска. Охота на зубров была запрещена на всей территории Российской империи, и владелец «Кубанской охоты» Великий Князь Сергей Михайлович Романов должен был брать разрешение на отстрел зубра у царя. Однако вокруг истребляли зверя беспощадно. Положение зубра в Европе было не лучшим – он был полностью истреблен. Только 48 особей сохранилось в парках и зоологических садах.
О судьбе кавказского зубра беспокоились ученые России, и первым из них заговорил об этой проблеме Христофор Георгиевич Шапошников, лесничий Белореченского лесничества, прекрасный ученый, любящий природу и свое дело. Ради спасения кавказского зубра Х.Г.Шапошниковым были предприняты меры по созданию Кавказского заповедника. В нем, несмотря на небольшой штат, стала вестись активная борьба с браконьерами за сохранение зубров, и все же их становилось все меньше. Если в 1924г. этих животных было 10-15 голов, то в 1927г. был убит последний кавказский зубр. Финальный удар нанесли гражданская война и последующая социальная катастрофа.
Судьба Шапошникова трагична, как и судьба кавказских зубров. Он подвергся репрессиям и был незаконно расстрелян в 1938 году. Но в заповеднике уже были составлены планы ученых по восстановлению популяции кавказского зубра.
В 1940г. были начаты работы по селекции и размножению животных в зубропарках заповедника. Первые животные были завезены из заповедника Аскания-Нова. Они имели значительную примесь бизона, их скрещивали с чистокровными кавказско-беловежскими самцами, пока кровность по бизону не была снижена до 1/16 – это около 6%.
Задача натурализации зубров в условиях горной местности была решена в 70-80гг. ХХ века. Результатом колоссальных усилий и материальных затрат стало создание репродуктивной независимой популяции нового подвида кавказского зубра – горного зубра – по всем показателям наиболее близкой к аборигенному подвиду.
Сейчас горные зубры занимают в Кавказском заповеднике обширные долины рек со склонами окружающих хребтов. Здесь доступный для них рельеф, достаточно кормов, горы изобилуют родниками, ручьями и реками. Горный зубр осваивает новые заповедные территории в Краснодарском крае, Республиках Адыгее и Карачаево-Черкесии.
Есть несколько причин уменьшения численности зубра – вырубка лесов, браконьерство, распашка земель. Последующие поколения должны также, как и нынешнее, следить за популяцией этого редкого вида и пресекать любые виды браконьерства.
По мнению сотрудников Кавказского заповедника и экологов, зубры могут жить только в условиях заповедной зоны Кавказского заповедника.
Рекомендации по охране зубров
Вполне оправдано то, что зубр является символом Кавказского заповедника, ведь он изначально даже назывался «зубровым». Также зубра в какой-то мере можно назвать символом природоохранного движения по спасению редких исчезающих животных – и не только у нас на Кавказе, но и, например, в Беларуси, где тоже стараются сохранить зубра в дикой природе.
Этот лесной исполин достоин быть и символом Кавказа.
Зубр не нападает на людей, не настроен против них, т.е. говоря современным языком – толерантен.
Зубр не употребляет в пищу мясо – в лучших вегетарианских традициях.
В своей заботе о потомстве зубр очень схож с человеком.
Зубр внушительный, мощный и очень сильный, и исчез только по причине искусственного, а не естественного отбора.
Сотрудники Кавказского заповедника - госинспекторы отдела охраны и ученые на протяжении 90-летнего периода делают все от них зависящее, чтобы живой символ Кавказского заповедника, оставался действительно живым, и его можно было бы встретить в живой природе, а не только в Красной книге или на страницах исторических книг.
Сохраним зубра для будущих поколений! Необходимо вести строгий контроль за представителями данной популяции зубра, информировать население о том, что зубры занесены в Красную книгу Адыгеи и России, развешивать листовки, печатать в прессе, на телевидении организовывать встречи с сотрудниками заповедника, радиопередачи и интернет ещё раз поможет обратить внимание на сохранение дикой природы, в том числе зубра.
Методы популяризации экологического образования
Мы живем в мире, который нуждается в защите и охране. Данные мероприятия должны проводиться по отношению к природным ресурсам регулярно, состояние последних следует контролировать – только так можно стабилизировать качество человеческого существования. Всеми этими вопросами занимается специфическая наука «экология». В целях популяризации природоохранных акций и привлечения к ним внимания большого количества людей 20 с лишним лет назад был учрежден соответствующий праздник – День экологического образования.
День экологического образования отмечают 12 мая и не только в Российской Федерации, но также и в странах СНГ.
Экологическое образование, как и любое другое, должно быть реализовано при помощи конкретных программ, регулируемых определенными государственными стандартами.
Экологическому образованию свойственен творческий поиск. Разнообразны его методы, особенно используемые в процессе воспитания младшего поколения. Их можно разделить на три группы: словесные, наглядные и практические.
В основу первых положено непосредственное двустороннее общение педагога и обучаемого. Это беседы на тему природы, изучения произведений художественной литературы соответствующего характера, изучение и обсуждение новостей в публицистических материалах средств массовой информации.
Наглядный способ экологического воспитания предполагает предоставление детям материалов для визуального изучения. Это может быть демонстрация познавательных фильмов, показ плакатов, иллюстраций. Данные методы являются наиболее эффективными, они делают упор на зрительную память, а, как известно, 85% всей информации об окружающем мире человек получает благодаря органам зрения.
Практические методы базируются на игре, моделировании, то есть включают логику, интуицию в равной степени, активизируют творческую жилку.
К главным задачам экологического образования относятся:
- обучение всех общественных групп основам сбалансированного хозяйствования в природной среде;
- обновление и внедрение модернизированной техники и технологий охраны окружающей среды;
- деятельность с целью бережного отношения к использованию богатств природной среды;
- формирование экологического сознания общества: прививания навыков экологической культуры и морали, формирование экоэтического поведения;
- формирование умений холистического мышления, которое заключается во взаимном понимании потребностей человека и природы;
- поддержка идеи международных экологических движений.
Изложенные задачи экологического образования могут быть достигнуты только вместе с экологическим обучением и воспитанием. Обучение и воспитание должно формировать экологическое мировоззрение. Это мировоззрение выражается способностью понять значение и оценить роль биологических разновидностей, взаимных зависимостей существующих в природе, а также воздействия на эти зависимости всех деяний человека. Она выражается чувством моральной ответственности за качество среды и за людей.
Для школьников 5-7 классов на занятиях по внеурочной деятельности я предложил обсудить вопрос о том, что дети знают о зубре. Ответы были очень интересными. Школьники нарисовали этого прекрасного животного и высказали своё мнение о сохранении «краснокнижных» животных, в том числе и зубра.
В процессе опроса было охвачено 132 ученика 5-7 классов. Учащиеся заполнили анкету по следующим вопросам:
1.Кто такие зубры?
2.К какому классу относятся?
3.Как выглядит зубр?
4. Где живет зубр?
5.Какое животное является символом Кавказского заповедника?
6.Как зубры вернулись в Кавказский заповедник?
7.Когда была восстановлена численность зубра?
8.Сколько лет живет зубр?
9.Чем питаются зубры?
10.Каковы особенности существования зубров в наши дни?
Обработка анкеты «Ознакомление учащихся с редким видом представителя Кавказского заповедника – зубром»:
Классы | Количество учащихся, чел. | Номера вопросов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5-А | 25 | 20 | 15 | 10 | 20 | 10 | 3 | 0 | 0 | 8 | 15 |
5-Б | 25 | 22 | 13 | 16 | 20 | 8 | 4 | 0 | 0 | 10 | 10 |
6-А | 28 | 15 | 20 | 18 | 21 | 13 | 3 | 2 | 2 | 11 | 13 |
7-А | 26 | 20 | 22 | 20 | 24 | 20 | 8 | 3 | 2 | 20 | 22 |
7-Б | 28 | 24 | 25 | 20 | 25 | 21 | 8 | 2 | 3 | 20 | 26 |
Итого, чел. | 132 | 101 | 95 | 84 | 110 | 72 | 26 | 7 | 7 | 69 | 86 |
Число учащихся, ответивших на вопросы, % | - | 76,5 | 72,0 | 63,6 | 83,3 | 54,5 | 19,7 | 5,3 | 5,3 | 52,3 | 65,2 |
Анкетирование показало, что учащиеся 5-7 классов недостаточно осведомлены по вопросам: когда была восстановлена популяция зубра, сколько лет живет зубр, как зубры вернулись в Кавказский заповедник. Но учащиеся также показали свои знания о зубрах по их внешнему виду, питанию и проживанию.
Результаты анкетирования учащихся представлены на следующем графике:
Заключение и выводы
Работая над проектом, я увидел и узнал причины уменьшения численности зубра и о том, как была восстановлена популяция зубра.
Для человека и природы зубр играет важную роль, так как является частью дикой природы. Зубры – самые древние крупные копытные млекопитающие не только нашей страны, но и Европы. Я узнал, как проинформированы учащиеся нашей школы о зубрах.
Зубры медленно размножающийся вид животных. Только человек виноват в исчезновении зубра в дикой природе. Браконьерство, уничтожение мест обитания, ничем не ограниченный отстрел животных - все это вместе привело к тому, что в природе зубр был полностью истреблен. Только целенаправленное разведение в зоологических садах, заповедниках, национальных парках , создание питомников и выпуск молодых животных в природу позволили значительно увеличить численность зубров. На сегодняшний день выполнен первый этап работ по сохранению зубра: устранена угроза исчезновения этого редкого вида в ближайшее время. На территории России в соответствии с Красной Книгой зубр отнесен к категории 1 - находящиеся под угрозой исчезновения. И постоянный контроль государственных органов и международных экспертов помогут сохранить численность зубров.
Зубр.
Зубр, гигантский бурый бык,
Жить в лесу давно привык.
Он любитель групп и стад
Пребывать в них очень рад!
Как и родственник – бизон
Был на грани смерти он.
Сохранить их удалось,
Но задуматься пришлось.
8. Список использованной литературы:
1. Соколовская Т.П. Путешествие по заповеднику. - М. 1983г.
2. Калугин С.Г. Структура стада и поведение горных зубров // Проблемы охраны и рационального использования промысловых животных М.: Наука, 1968.
3. Львов А.И. Дикая природа: грани управления // Очерки биотехнии. М., 1984.
4. Заблоцкий М.А. Борьба за сохранение зубров в России // Охрана природы сб. №3 -М., 1948
5. Сайт «Wikipedia»
6. Энциклопедия про животных «Атлас животных»
7. Сайт «https://givotniymir.ru»
8. Сайт Кавказского заповедника «http://kgpbz.ru»
9. http://www.animals-wild.ru
10. https://kavkazzapoved.ru
11. http://природа.рф
12. https://ecoportal.info/zubr/