СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование и анализ современного урока в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезная презентация для учителей начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование и анализ современного урока в начальной школе.»

Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить: - познавательную мотивацию и интересы учащихся; - сформировать основы нравственного поведения; - готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; - в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:

  • - познавательную мотивацию и интересы учащихся;
  • - сформировать основы нравственного поведения;
  • - готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;
  • - в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
 Метод проекта  – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать  критическое  и творческое мышление.

Метод проекта  – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать  критическое  и творческое мышление.

      Преимущества метода проекта:    даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; Успешно интегрируется в образовательный процесс; Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.

      Преимущества метода проекта:

  • даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • Успешно интегрируется в образовательный процесс;
  • Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
  • Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Этапы проектной учебной деятельности мотивационный  (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи); планирующий – подготовительный  (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем  способы совместной деятельности);

Этапы проектной учебной деятельности

  • мотивационный  (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
  • планирующий – подготовительный 

(определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем  способы совместной деятельности);

информационно-операционный  (ученики собирают материал, работают  с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я  наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником); рефлексивно-оценочный  (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я  выступаю участником коллективной оценочной деятельности).
  • информационно-операционный  (ученики собирают материал, работают  с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я  наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный  (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я  выступаю участником коллективной оценочной деятельности).
Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации  проектной деятельности    Темы   детских проектных  работ  мы выбираем  в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей.   Для проекта требуется значимая  проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.

Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации  проектной деятельности

Темы   детских проектных  работ  мы выбираем  в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей.   Для проекта требуется значимая  проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.

 Длительность  выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме  урочно-внеурочных занятий или  одним или  сдвоенными уроками.   Важно, чтобы проекты не были долгосрочными,  так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить  от 1 до 2-3 месяцев. Структура проекта   Дети  не  способны к длительной самостоятельной работе  без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и  нацеливания на следующий этап работы

Длительность  выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме  урочно-внеурочных занятий или  одним или  сдвоенными уроками.   Важно, чтобы проекты не были долгосрочными,  так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить  от 1 до 2-3 месяцев.

Структура проекта   Дети  не  способны к длительной самостоятельной работе  без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и  нацеливания на следующий этап работы

3. Информационные –  самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного. 4. Кооперативные –  взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. 5. Коммуникативные –  умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

3. Информационные –  самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.

4. Кооперативные –  взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

5. Коммуникативные –  умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

6. Экспериментальные –  организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов 7. Рефлексивные –  осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки. 8. Презентационные –  построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

6. Экспериментальные –  организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов

7. Рефлексивные –  осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.

8. Презентационные –  построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

 Анализ урока  – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Анализ урока  – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Примерная схема анализа урока   Тема урока Цели и задачи урока Готовность учащихся к уроку Готовность учителя к уроку Тип и структура урока Содержание урока Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний Проверка ЗУН Домашнее задание Итоги урока Стиль общения на уроке Общая оценка урока

Примерная схема анализа урока

  • Тема урока
  • Цели и задачи урока
  • Готовность учащихся к уроку
  • Готовность учителя к уроку
  • Тип и структура урока
  • Содержание урока
  • Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний
  • Проверка ЗУН
  • Домашнее задание
  • Итоги урока
  • Стиль общения на уроке
  • Общая оценка урока
Тема урока:  соответствие программе;  место урока в системе уроков по разделу;  точность формулировки и эстетика ее  оформления на доске. Цели и задачи урока:  осознанность учителем целей (задач) урока;  четкость и доступность постановки цели для детей; обучение учащихся целеполаганию.

Тема урока:

  • соответствие программе;
  • место урока в системе уроков по разделу;
  • точность формулировки и эстетика ее

оформления на доске.

Цели и задачи урока:

  • осознанность учителем целей (задач) урока;
  • четкость и доступность постановки цели для детей;
  • обучение учащихся целеполаганию.
 Готовность учащихся к уроку: готовность рабочих мест, классного помещения; психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя). Готовность учителя к уроку: готовность доски, оборудования, наглядности; степень владения учебным материалом; качество дидактических средств, их содержание и оформление .

Готовность учащихся к уроку:

  • готовность рабочих мест, классного помещения;
  • психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).

Готовность учителя к уроку:

  • готовность доски, оборудования, наглядности;
  • степень владения учебным материалом;
  • качество дидактических средств, их содержание и оформление .

Тип и структура урока целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом; этапы урока (назвать). соответствие структуры данному типу урока ( чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.

Тип и структура урока

  • целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом;
  • этапы урока (назвать).
  • соответствие структуры данному типу урока ( чем вызваны отклонения, если таковые имеются;
  • соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока;
  • завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.
Содержание урока соответствие содержания программе; соблюдение научности,  фактической точности и доступности; полнота освещения темы; логичность и системность изложения; доказательность, иллюстративность; выделение главного, наличие выводов; воспитывающий характер содержания; эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие; эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся; связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний; уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).

Содержание урока

  • соответствие содержания программе;
  • соблюдение научности,  фактической точности и доступности;
  • полнота освещения темы;
  • логичность и системность изложения;
  • доказательность, иллюстративность;
  • выделение главного, наличие выводов;
  • воспитывающий характер содержания;
  • эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие;
  • эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний;
  • уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).
Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся; разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий); соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке; четкое и грамотное в речевом отношении  выполнение задания; объяснение методики выполнения заданий; уместность игровых и занимательных моментов на уроке.

Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний

  • обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся;
  • разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий);
  • соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке;
  • четкое и грамотное в речевом отношении  выполнение задания;
  • объяснение методики выполнения заданий;
  • уместность игровых и занимательных моментов на уроке.
Проверка и оценка ЗУН проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока; использование приемов, форм, их разнообразие; характеристика качества ответов учащихся; характер вопросов и заданий ученику; адекватность отметки качеству ответа; реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки; формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).

Проверка и оценка ЗУН

  • проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока;
  • использование приемов, форм, их разнообразие;
  • характеристика качества ответов учащихся;
  • характер вопросов и заданий ученику;
  • адекватность отметки качеству ответа;
  • реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки;
  • формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).
Домашнее задание рациональность содержания, объема; подготовленности учащихся к его выполнению; осуществление индивидуального и дифференцированного подходов; своевременность записи. Итоги урока: наличие и своевременность этого этапа; характер заключительных вопросов классу. характер заключительных вопросов классу.

Домашнее задание

  • рациональность содержания, объема;
  • подготовленности учащихся к его выполнению;
  • осуществление индивидуального и дифференцированного подходов;
  • своевременность записи.

Итоги урока:

  • наличие и своевременность этого этапа; характер заключительных вопросов классу.
  • характер заключительных вопросов классу.
Стиль общения на уроке: педагогический  такт учителя,   стиль общения  с детьми; умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся; умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся; предоставление учащимся возможности самовыражения; организация учебного диалога; речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).

Стиль общения на уроке:

  • педагогический  такт учителя,   стиль общения  с детьми;
  • умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся;
  • умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся;
  • предоставление учащимся возможности самовыражения;
  • организация учебного диалога;
  • речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).
Общая оценка урока: степень достижения поставленных целей; достоинства, удачи, причины ошибок и неудач; выводы и предложения по совершенствованию урока.

Общая оценка урока:

  • степень достижения поставленных целей;
  • достоинства, удачи, причины ошибок и неудач;
  • выводы и предложения по совершенствованию урока.