Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:
- - познавательную мотивацию и интересы учащихся;
- - сформировать основы нравственного поведения;
- - готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;
- - в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Преимущества метода проекта:
- даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
- Успешно интегрируется в образовательный процесс;
- Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
- Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Этапы проектной учебной деятельности
- мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
- планирующий – подготовительный
(определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);
- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).
Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации проектной деятельности
Темы детских проектных работ мы выбираем в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.
Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы
3. Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
4. Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
5. Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
6. Экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов
7. Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
8. Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Примерная схема анализа урока
- Тема урока
- Цели и задачи урока
- Готовность учащихся к уроку
- Готовность учителя к уроку
- Тип и структура урока
- Содержание урока
- Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний
- Проверка ЗУН
- Домашнее задание
- Итоги урока
- Стиль общения на уроке
- Общая оценка урока
Тема урока:
- соответствие программе;
- место урока в системе уроков по разделу;
- точность формулировки и эстетика ее
оформления на доске.
Цели и задачи урока:
- осознанность учителем целей (задач) урока;
- четкость и доступность постановки цели для детей;
- обучение учащихся целеполаганию.
Готовность учащихся к уроку:
- готовность рабочих мест, классного помещения;
- психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).
Готовность учителя к уроку:
- готовность доски, оборудования, наглядности;
- степень владения учебным материалом;
- качество дидактических средств, их содержание и оформление .
Тип и структура урока
- целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом;
- этапы урока (назвать).
- соответствие структуры данному типу урока ( чем вызваны отклонения, если таковые имеются;
- соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока;
- завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.
Содержание урока
- соответствие содержания программе;
- соблюдение научности, фактической точности и доступности;
- полнота освещения темы;
- логичность и системность изложения;
- доказательность, иллюстративность;
- выделение главного, наличие выводов;
- воспитывающий характер содержания;
- эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие;
- эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
- связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний;
- уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).
Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний
- обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся;
- разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий);
- соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке;
- четкое и грамотное в речевом отношении выполнение задания;
- объяснение методики выполнения заданий;
- уместность игровых и занимательных моментов на уроке.
Проверка и оценка ЗУН
- проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока;
- использование приемов, форм, их разнообразие;
- характеристика качества ответов учащихся;
- характер вопросов и заданий ученику;
- адекватность отметки качеству ответа;
- реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки;
- формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).
Домашнее задание
- рациональность содержания, объема;
- подготовленности учащихся к его выполнению;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подходов;
- своевременность записи.
Итоги урока:
- наличие и своевременность этого этапа; характер заключительных вопросов классу.
- характер заключительных вопросов классу.
Стиль общения на уроке:
- педагогический такт учителя, стиль общения с детьми;
- умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся;
- умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся;
- предоставление учащимся возможности самовыражения;
- организация учебного диалога;
- речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).
Общая оценка урока:
- степень достижения поставленных целей;
- достоинства, удачи, причины ошибок и неудач;
- выводы и предложения по совершенствованию урока.