ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Проектирование образовательной среды для особых категорий обучающихся
Специфические группы учащихся в системе СПО.
Понятие особых образовательных потребностей многогранно и охватывает талантливых, одаренных детей, детей-индиго, детей с поведенческими отклонениями, детей, испытывающих недостаток внимания, а также детей из семей участников СВО. Этим детям необходима специализированная психолого-педагогическая помощь для интеграции в социум и получения качественного образования. Важно знание принципов инклюзии, таких как ценность личности, независимо от способностей, право на общение и уважение. Анализ инклюзивного образования выявляет как позитивные аспекты (толерантность, социализация, общение), так и негативные (сложность разработки программ, трудности взаимодействия, нестабильность в коллективе). Современное образование способно гибко интегрировать таких обучающихся, удовлетворяя их потребности в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом развитии.
Воспитательная среда как ключевой элемент образования.
В системе образования происходят изменения, связанные с развитием воспитания. Формирование духовных потребностей у молодежи является важным фактором социального прогресса. Педагоги и психологи связывают актуализацию ценностей с целенаправленной педагогической деятельностью, направленной на педагогизацию среды. Образовательная организация должна инициировать создание воспитательной среды, где взаимодействие участников влияет на приобретение личностных качеств, необходимых для жизни в обществе. Примерные программы воспитания обновляют представления о воспитательной деятельности, сохраняя ориентацию на базовые ценности. Программа воспитания координирует усилия педагогов для эффективного воспитания. Актуализируется проблема создания воспитательной среды, основанной на ценностях, нравственных ориентирах и традициях.
Создание условий для воспитательного процесса для особых категорий в СПО.
Разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет вариативность условий, включая материально-техническое обеспечение, кадры, информацию и программно-методическое обеспечение. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" определяет специальные условия как использование специальных программ, учебников, технических средств, услуг ассистента, коррекционных занятий и обеспечение доступа в здания. Эти условия – целостная система, от общих до индивидуальных, определяющих эффективность образовательного процесса и социальной адаптации. Воспитательный процесс должен представлять собой единую систему. Важен системно-деятельностный подход и преемственность со школой. Конкретизированы требования к личностным результатам, отражающим готовность руководствоваться ценностными ориентациями. Социально значимые знания направлены на освоение культурных норм.
Создание условий для реализации воспитательного процесса, в работе с детьми участников СВО.
Наличие проблемной ситуации побуждает к активности, которой необходимо управлять с позиции целесообразности. Психолого-педагогическая работа направлена на развитие ответственности, сплочение семьи, урегулирование отношений, приобретение навыков саморегуляции и повышение компетентности. Психолого-педагогическое сопровождение охватывает детей (отработка переживаний, решение проблем социализации), родителей (принятие переживаний, осмысление изменений), и педагогов (формирование готовности оказать помощь).
Особенности сотрудничества между участниками образовательного процесса при организации воспитательной работы с особыми категориями обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
При определении принципов взаимодействия между обучающимися и преподавателями в рамках воспитательного процесса целесообразно учитывать те принципы, которые соответствуют убеждениям педагогического коллектива.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Уважение законных прав и интересов обучающихся, обеспечение конфиденциальности информации об ученике и его семье, приоритет безопасности обучающегося в образовательной организации.
Формирование психологически благоприятной атмосферы в образовательной организации для каждого обучающегося и преподавателя, что является необходимым условием для конструктивного воспитательного взаимодействия.
Осуществление воспитательного процесса посредством создания детско-взрослых сообществ, объединяющих обучающихся и педагогических работников через яркие и значимые мероприятия, общие положительные эмоции и доверительные отношения.
Современная образовательная система нуждается в существенных и сложных преобразованиях как на уровне педагога, так и на уровне всей системы, для успешной реализации интегрированного обучения. Важно осознавать, что инклюзивное образование отвечает актуальным потребностям общества, поскольку каждый человек, без исключения, имеет право на получение качественного образования и общение со сверстниками. Семья и образовательное учреждение совместно формируют систему поддержки обучающихся, где сам обучающийся является ключевой фигурой.
В рамках сопровождения проводится мониторинг эмоционального состояния ребенка.
Автор: Кравченко А. Н.