Что такое педагогические технологии? Приемущества,сущность,критерии,структура,виды технологии.
Виды педогагическихтехнологий, которые можно использовать на уроках ИЗО, образовательные технологии.
Мои результаты в процессе использования педагогических технологий.
Просмотр содержимого документа
«Проектирование педагогических технологий»
Презентацию по теме подготовила учитель ИЗО МБОУ «Лицей №107» Советского района г.Уфа Харисова И.Ю.
Технология -
- это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Образовательные технологии
- В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе :
- уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии
- использовать технологии оценки
- применять современные технологии проектирования образовательной среды
Понятие «технология»
- Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессе производства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса.
- Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».
Педагогическая технология
- Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
- Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
- Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)
- Вообще словосочетание "педагагогическая технология" является неточным переводом с английского educational technology – "образовательная технология".
- Часто в педагогической практике понятия "педагогическая технология" и образовательная технология" являются синонимами.
- Но некоторые ученые разделяют эти понятия. Как отмечает В.В.Гузеев, под названием "педагогическая технология" в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания.
- Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие "образовательная технология", показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте "технология обучения".
- Классификации образовательных и педагогических технологий, представленные разными авторами, показывают, что границы данных понятий весьма размыты и в основе прежде всего лежат технологии обучения.
- Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)
- Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.М. Давыденко)
- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
- Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
- В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Педагогическая технология -
это деятельность учителя, в которой входящие в неё действия представлены в определенной
последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
- Следует также разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения».
- В. Гузеев считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности , одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.
- В.М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики – это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса .
Преимущества педагогической технологии
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней.
- Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
- ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Критерии технологичности :
1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию),
2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).
3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).
4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).
5. Воспроизводимость (возможность применения другими).
- Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей, целостностью .
- Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность , указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
- концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс.
- концептуальная основа;
- содержательный компонент обучения;
- процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- методы и формы работы преподавателя;
- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Технологии:
- - разноуровневое обучение;
- -коллективная система обучения (КСО);
- -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
- -исследовательские методы обучения;
- -проектные методы обучения;
- -технология « дебаты»;
- -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
- -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
- -- технология развития «критического мышления»;
- -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
- -информационно – коммуникационные технологии;
- -здоровьесберегающие технологии;
- - систему инновационной оценки « портфолио»;
- - технологию дистанционного обучения
- -групповое обучение и др.
На урок ИЗО в 5 «А» классе, МБОУ «Лицей №107». Учитель Харисова И.Ю.
Студия «Буратино» (дети 6 лет) Преподаваталь Харисова И.Ю.
Готовы к Всероссийскому конкурсу!!!
Спасибо за внимание!!!