«Проектирование предметно- пространственной развивающей среды дошкольной группы/организации для развития игровых навыков детей»
«Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».
Пенелопа Лич (психолог Великобритании)
Актуальность: пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть привлекательными. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет адекватно организованная образовательная среда, которая стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательную активность, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации.
Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала современным требованиям и была содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, был разработан проект «Организация развивающей предметно - пространственной среды дошкольной группы».
Цель проекта: создание развивающей предметно - пространственной среды для дошкольных групп, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Задачи проекта:
1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2. Создать условия для полноценного проживания детьми дошкольного детства с учётом их индивидуальных особенностей.
3. Вовлекать родителей (законных представителей) и детей в деятельность по созданию комфортной развивающей предметно - пространственной среды в группе
Образовательные области проекта:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Формы работы:
- самообразование (изучение нормативно-правовых документов, учебно-методических и игровых материалов;
- анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ;
- участие в вебинарах по организации предметно-пространственной среды детского сада);
- организация «Творческой мастерской»;
- тематические консультации, беседы, родительские собрания, оформление выставок, проведение мастер-класса.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-
пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ГОС РК, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
3. Родители (законные представители) и дети вовлечены в образовательный процесс, т.е являются его полноценными участниками.
Выводы
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование дидактических материалов.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду в группе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Заключение
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.