СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды для развития познавательных навыков детей на основе оценки ее качества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад и презентация на тему "Проектирование предметно-пространственной развивающей среды  для развития познавательных навыков детей на основе оценки ее качества"

Просмотр содержимого документа
«Проектирование предметно-пространственной развивающей среды для развития познавательных навыков детей на основе оценки ее качества»

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды

для развития познавательных навыков детей на основе оценки ее качества




ВВЕДЕНИЕ:

1. Образовательная область "Познание".

2. Центры развития познавательных навыков и их оснащение.

3. Использование ИКТ в предметно пространственной познавательной среде.

4. Безопасность материалов и оборудования 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ





















В развитии ребенка образование и среда

играют большую роль, чем наследственность…

Вопрос в том, какое образование и какая среда

лучше всего развивают потенциальные

способности ребенка.

К.Д. Ушинский


ВВЕДЕНИЕ

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Для этого создаётся предметно-пространственная развивающей среда для развития познавательных навыков детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.


1. Образовательная область "Познание".


      Целью образовательной области "Познание" является развитие личности дошкольника для овладения элементарными навыками познавательной деятельности, умение работать в команде для взаимодействия с окружающим миром.

Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.


Образовательная область "Познание" включает формирование навыков


  • количественного счета, представлений о геометрических фигурах и формах, ориентировку в пространстве и времени;

  • конструирование из строительного, природного, бросового материалов и деталей конструктора;

  • расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы; развитие креативного мышления.


      Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на:

  • формирование навыков полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве,

  • дифференциацию поступающей сенсорной информации, накопление чувственного опыта,

  • овладение предметными действиями и активизацию мыслительных процессов,

  • формирование элементарных математических представлений.


      Организованная учебная деятельность образовательной области "Познание" включает:

      1) сенсорику (в группах ясельного возраста - 1-3 года), основы математики (в группах дошкольного возраста – 3-6 лет);

      2) конструирование;

      3) естествознание.


2. Центры развития познавательных навыков и их оснащение



Уголок сенсорики и математики

Материалы и оборудование:

  • счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки (шишки, желуди, камушки) для счета.

  • набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр

  • комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.

  • занимательный и познавательный математический материал: доскивкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» «Игровизор» и др.

  • набор кубиков с цифрами.

  • рабочие тетради по математике.

  • наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

  • комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).

  • наборы объемных геометрических фигур.

  • «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

  • счеты напольные и настольные.

  • счетные палочки.

  • учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

  • мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

  • набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

  • система наклонных плоскостей для шариков.

  • чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).

  • часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

  • весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

  • наборы таблиц и карточек с предметными и условносхематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

  • настольно-печатные игры.

  • наборы моделей: деление на части (2-8).


Условием успешной реализации программы по основам математики является организация развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах. Важно отметить, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Поэтому, при организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста средствами занимательного материала, тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции. Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Развивающая среда открытая, динамично изменяемая, меняется в зависимости от темы, задач на данный период.





Уголок конструирования

Материалы и оборудование:

  • конструкторы с разными способами крепления, лего;

  • строительные инструменты (топор, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров);

  • конструктивные карты (поэтапного выполнения);

  • настольный набор на 180 деталей;

  • напольный строительный материал (пластмассовый и мягкий);

  • наборы разных мелких игрушек (зверушки, куклы, елочки, грибки, машины различной величины);

  • набор фотографий с достопримечательностями родного поселка;

  • демонстрационные картинки со строительными профессиями;

  • тематические строительные наборы (для мелких персонажей), город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж;

  • небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников);

  • «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный;

  • тележка крупная ;

  • машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), корабль, лодка, самолет, вертолет, железная дорога, луноход;

  • ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани.

  • металлический конструктор;

  • скамеечка на колесах со съемным рулем.

Конструктивная деятельность способствует развитию познавательной активности, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этой активности есть тяга к умственным усилиям. Познавательная активность детей, обеспечивает успех любой познавательной деятельности.

Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие.



Уголок познавательной деятельности

Материалы и оборудование:

  • лото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир», «Мы играем в магазин»;

  • дидактические игры: «Мы похожи», «Ребятам о зверях», «Расскажи свою сказку», «В мире профессий», «Изучаем цвета», «Времена года», «Сложи картинку», «Части суток», «Ассоциации», «Сложи картинку». «Учимся сравнивать», «Наведи порядок», «Что, откуда, почему», «Сколько не хватает», «Время», «Во саду ли в огороде», «Чей это домик», «Уроки этикета», Что такое хорошо и что такое плохо»;

  • кубики (16 частей) «Любимые герои сказок», «Животные», «Лунтик», «Маша и медведь»;

  • пазлы (крупные, средние, мелкие), «Любимые мультфильмы», «Логика», «Говорящие картинки», «Геометрические формы», «Контрасты»;

  • домино «Я считаю», «Цифры», «Игрушки», «Овощи, фрукты», Мой домик»;

  • магнитная мозаика (2 вида);

  • мозаика обыкновенная (4 вида);

  • рабочие тетради по математике, шариковые ручки, карандаши;

  • наборы геометрических фигур и букв для поролонового полотна;

  • счеты настольные, счетные палочки;

  • блоки «Дьенеша»;

  • счетный материал: игрушки, мелкие предметы, матрешки, елочки;

  • часы, модель дней недели, месяцев;

  • логические кубы;

  • весы рычажковые равноплечные (балансир) с набором разновесов;

  • шашки, шахматы;

  • дидактическими играми-путешествиями на 5 и более человек.

Познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготит к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).



Уголок экспериментирования

Материалы и оборудование:

  • приборы - помощники: лупа, компас, магниты;

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), различного объема и формы;

  • природный материал: коллекция камней, почвы, шишек, ракушек, семян, крылатки;

  • технические материалы: гайки, шурупы, болты, гвозди, винтики, детали конструктора;

  • утилизированный материал: пластиковые трубочки, соломки для коктейля, губки из поролона;

  • разные виды бумаги: обычная, наждачная, картон, копировальная;

  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложечки, резиновые груши, перчатки;

  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, мука, свечи, сахар, пилки для ногтей;

  • заводная лодочка для плавания по воде, резиновые игрушки;

  • ситечко, тазик, ведерки;

  • клеенчатые фартуки;

  • щетка, совок, тряпки;

  • альбом экологические сказки, сделанный родителями;

  • вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками);

  • демонстрационный материал, беседы по картинкам «Уроки экологии» (пословицы, поговорки, стихи, приметы, творческие задания).

Предполагаю дополнить:

  • песочные часы, весы;

  • формы для льда, цветные прозрачные стекла;

  • микроскоп.

Уголок экспериментирования  имеет огромное значение в развитии  познавательной активности и интеллектуальных способностей детей. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Систематические игры, занятия с опытами в уголке, во всех видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательной активности, воспитанию потребности  к целостному восприятию окружающего мира.

Результат работы рабочего сектора: Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Формирование стремления к освоению нового; Стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка; Развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков; Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.



Уголок природы

Материалы и оборудование:

  • комнатные растения: бальзамин, герань, фиалка, фикус, нефролепис, примула, хлорофитум, камнеломка, аспидистра, сансевьера, примула, колеус;

  • предметы по уходу за комнатными растениями (противень для установки растений, лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления, мягкие кисточки для очистки листьев от пыли, клеенчатые передники);

  • календарь погоды (где дети сами рисуют каждый день);

  • календарь погоды на весь год (отмечают стрелочками);

  • посевы семян и посадки луковиц (весной);

  • ветки деревьев (конец февраля): липа, осина, клен;

  • альбомы: времена года, части суток, перелетные и зимующие птицы;

  • наборы картин «Части суток», «Грибы», «Дни недели»;

  • плакат «Правила поведения в лесу»;

  • дидактические игры «Живая природа», «Свойства воды», лото «Животные разных климатических зон», домино «Домашние животные и их детеныши»;

  • уголок дежурных с карточками на каждого ребенка;

  • ваза с колосьями (осень), икебаны;

  • детские поделки из природного материала;

  • коробки с природными материалами (шишки, желуди, крылатки);

  • картинки с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран;

  • модель времени года;

  • грибы – иллюстрации, муляжи;

  • тестовые задания для детей по окружающему миру.

Предполагаю дополнить:

  • глобус среднего размера;

  • схемы наблюдения за ростом растений;

  • подставка на роликах для кашпо с цветами позволяющая детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними;

  • посадить комнатные растения: алоэ, комнатный виноград.


Уголок природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес, интерес к проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.



3. Использование ИКТ в предметно пространственной познавательной среде

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ГОСО и реализации стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ГОСО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

  • Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске.   

        Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь или графический планшет. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, можно сохранить все записи для последующего использования.

  • Интерактивные планшеты – это дополнительные технические модули, подключаемые к компьютеру. Интерактивные планшеты подходят для детей дошкольного возраста, облегчают для ребенка выполнение различных функциональных действий (передвижение, выбор, рисование и т. п.). Это связано с тем, что стилус в руке.

  • Оптико-акустический контроллер уровня шума – уникальное решение для

группового помещения, позволяющее в игровой форме приучать детей соблюдать тишину в комнате во время занятий. Когда уровень шума не превосходит заданное воспитателем значение – горит зеленый свет, если шум нарастает, включается желтый сигнал. Как только уровень шума превысит допустимый, загорится красный свет и будет подан звуковой сигнал.

  • Документ-камера во время образовательного процесса помогает транслировать

изображения плоских или объемных предметов на интерактивную доску для всеобщего обозрения, что позволяет рассмотреть мелкие детали, изучить внутреннее

  • Интерактивный пол. Современная проекционная установка, позволяющая оживить пол любого помещения, превращая его в интерактивную поверхность.

  • Интерактивный стол. Данное средство является симбиозом интерактивной поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе детей одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности.

  • Анимация Zu3d. Программно-аппаратный комплект для создания и редактирования анимационных мультфильмов. Решение для начинающих мультипликаторов, работает по принципу покадровой съемки.

  • Интерактивная песочница – это прогрессивный инструмент, который сделает любой образовательный процесс интересным, увлекательным, полезным и продуктивным.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядным, интенсивным;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.



4. Безопасность материалов и оборудования 

Обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования )

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование познавательной среды для детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций. Этому способствует такая организация познавательной среды , при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным игровым материалом. На успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. При использовании занимательного познавательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: (когнитивных процессов) логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Чтобы реализовать задачи познавательного развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этого можно достичь если соблюдать следующие педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста средствами занимательного материала

  • будет создана предметная занимательная среда с игровыми пособиями, а также центрами развития познавательных навыков;

  • будет организована совместная деятельность воспитателей и родителей, направленная на развитие познавательного материала;

  • будет разработан перспективный план формированию предметно пространственной познавательной среды.





Список использованной литературы


1. Государственный стандарт «Об образовании»


2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008

https://blog.dohcolonoc.ru/

3. Интерактивные технологии в образовании // учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.

https://nsportal.ru/