Проектирование, реализация и анализ современных методов управления образовательной организацией
Оглавление
Введение 3
1. Современные методы управления образовательной организацией и их проявления 4
Заключение 8
Список использованных источников 9
Введение
Любая деятельность, включая управление, осуществляется с помощью набора определенных методов. Под методами контроля понимаются методы взаимодействия субъекта управления (администрации, подсистемы управления) с объектом - субъектом управления для достижения целей управления.
Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Все их многообразие (экономическое, социальное, психологическое, организационное и административное и т. т.) эффективно только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует весь набор, который необходим в конкретной управленческой ситуации, представляющей собой комплекс сложных явления (экономические, социальные, политические, духовные и культурные).
Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения данных методов для успешного осуществления процесса руководства образовательной организацией.
Объект исследования – методы управления ОУ, предмет – их проектирование и реализация.
Цель исследования – изучить методы управления образовательной организацией и их проявления. Исходя из цели была определена задача – исследовать проектирование и реализацию данных методов, а также провести их сравнительный анализ.
Методы: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Исследование состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.
Современные методы управления образовательной организацией и их проявления
В педагогической литературе представлены разные подходы к классификации методов управления. В частности, выделяют три группы методов внутришкольного управления: социально-психологические, организационно-распорядительные и экономические. Ведущими методами педагогического управления считаются:
1. Социально-психологические методы. Эти методы призваны воздействовать не только на разум, но и на чувства человека, создавать условия для его самореализации или самовыражения, проявления способностей и способностей, что не только повышает эффективность решений, приказов, распоряжений , но часто заменяет их, побуждает человека действовать так, как он должен, иногда в течение длительного периода времени и без вмешательства руководителя.
Оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств, создание общественного мнения, пробуждение общественной активности, укрепление чувства ответственности педагогов за порученное дело.
2. Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций (начет) за недолжное его выполнение.
Эти методы позволяют управлять организацией посредством грамотного использования экономических законов. Также это методы материальной мотивации, реализуемые в форме материального вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за его ненадлежащее выполнение (заработная плата, премии, льготы).
3. Распорядительные методы – это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления – приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.
Использование административных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержания стабильности организационных отношений в системе управления. Это сила мотивации. Они основаны на подчинении закону, верховенству закона высокопоставленным чиновникам и являются обязательными. Административные формы и методы воздействия необходимы для защиты интересов общества, коллектива, личности; с их помощью реализуются права и обязанности руководителей, осуществляется их взаимодействие с подчиненными, поддерживается трудовая дисциплина, создаются условия для выполнения сотрудниками своих обязанностей [3].
Методы педагогического управления не только широко применяются руководителями учебных заведений, но и формируют их профессионализм, служа надежным средством повышения их управленческой квалификации и педагогического мастерства [2].
Сравнительная таблица-аланиз методов управления организацией представлена ниже (табл.
Таблица 1. Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС [1].
Методы управления образовательной организацией | Цель | Содержание | Формы |
Социально- психологические методы | Формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. | Направляют коллектив ОО на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности | Планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды |
Экономические методы | Стимулирование профессионального развития отдельных членов коллектива ОО | Характеризуется участием педагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении | Соревнование, объединение в творческие группы |
Продолжение таблицы 1
Распорядительные методы | Осуществление управленческих воздействий на персонал, базирующихся на власти, дисциплине и взысканиях | Реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ОО, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ОО поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению | обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.); согласительные (консультация, компромисс); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.). |
Заключение
В ходе работы мы достигли поставленной цели и пришли к выводу:
Сегодня существует три основных группы методов управления ОУ:
- Социально-психологические методы. Они проектируются на основании оценки индивидуальных качеств работников, реализуются посредством повышения общественной активности, пробуждения чувства коллективного.
- Экономические методы проектируются на основании управления экономическими законами управления организацией, реализуются в материальном вознаграждении.
- Распорядительные методы проектируются посредством прямого централизованного воздействия на управляемый объект, реализуются в приказах, распоряжениях, инструкциях и т. п.
Выбор методов осуществляется в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой руководитель.
Список использованных источников
Аверчук, О. А. Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / О. А. Аверчук. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/administrativnaja-rabota/266892-metody-upravlenija-obrazovatelnoj-organizacie.html (дата обращения 19.06.19).
Коротчина, Е. П. Анализ методов управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Е. П. Коротчина. – Режим доступа: https://infourok.ru/analiz-metodov-upravleniya-obrazovatelnoy-organizaciey-v-usloviyah-realizacii-fgos-1959415.html (дата обращения 19.06.19).
Методы и формы управление образовательными системами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/46814/pedagogika/metody_formy_upravleniya_obrazovatelnymi_sistemami (дата обращения 19.06.19).