ПРОЕКТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Одним из самых сложных и интересных видов работы классного руководителя является проведение родительского собрания. Одновременно с этим родительское собрание является одной из самых распространённых форм работы с родителями.
Цель родительского собрания
Основная цель родительских собраний состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений участников образовательного процесса для решения учебно-воспитательных задач.
Общие цели:
Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей.
Повышение активности в жизни класса.
Повышение ответственности за воспитание учащихся.
Частные цели:
Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.
Сплочение родительского коллектива.
Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий.
Выработка коллективных решений и единых треблваний к воспитанию детей.
Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.
Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.
Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.
Главное назначение родительских собраний - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.
Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний.
Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Тема должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер- разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Виды родительских собраний:
В зависимости от специфики решаемых задач выделяются различные виды родительского собрания:
1. Организационные (выбор родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; создание инициативных групп из числа родителей для помощи в подготовке последнего звонка и т. п.). Основная задача таких собраний – сформировать работоспособный родительский актив, который станет помощником классного руководителя в организации воспитательной работы в группе, мобилизует родителей на непосредственное включение в педагогический процесс.
2. Тематические (ориентирующие на разрешение проблем педагогического просвещения родителей). По форме проведения это могут быть лекции и беседы по психолого-педагогической тематике, психолого-педагогические тренинги, дискуссии, читательские конференции по проблемам семейного воспитания. К тематическим можно отнести также экстренные собрания и совместные собрания родителей и детей, посвященные какому-либо празднику или определенной теме.
Основное назначение тематических собраний, посвященных проблемам педагогического просвещения – повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.
Экстренные собрания призваны оперативно определить совместные действия педагогов и родителей в связи с каким-то чрезвычайным происшествием, сложной ситуацией и т. п.
3. Итоговые (направленные на подведение итогов в работе за определенный период времени). Они проводятся по результатам семестра, года. Основная задача таких собраний – подвести итоги работы за истекший период, проанализировать причины успехов и неудач, наметить пути дальнейшего сотрудничества. Эти собрания также могут проводиться совместно со студентами, что способствует повышению их ответственности за результаты своего учебного труда, поведение.
4. Комбинированные (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собрания). Проведение таких собраний практикуется классными руководителями наиболее часто.
Формы родительских собраний:
традиционное собрание
педагогические ринги (Столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю)
собрание - диспут
деловая игра
родительская конференция по обмену опытом воспитания
итоговые совместные собрания детей и родителей
собрание-чаепитие
круглый стол
презентация семейного воспитания и т д.
В последнее время становятся всё более популярными интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Подготовка родительского собрания
В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Правила подготовки классного родительского собрания
Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Этапы проведения классного родительского собрания
Вступительная часть.
Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.
Родители занимают свои места.
Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.
Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.
Основная часть.
Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
Заключительная часть.
Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.
Родительское собрание является основным способом взаимодействия родителей и колледжа, и отвечает за это взаимодействие — классный руководитель, для него проведение собрания — прямая обязанность. Такой же обязанностью является и составление протокола собрания. Протокол — документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов повестки дня и принятые решения.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ
Школа устанавливает тесный контакт с семьей не только по линии педагогического просвещения родителей, но и путем привлечения их к активной работе в помощь школе. Такой формой организации работы являются родительские комитеты в школе, родительский актив в классе.
Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.
Содержание общей деятельности определяется на родительском собрании.
В их компетенцию входит:
Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;
Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
Связь с административными, правоохранительными органами;
Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися;
Участие в работе с родителями учащихся.
Объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей; союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досуговые семейные клубы);
Установление связи с учреждениями культуры и дополнительного образования.
В каждом классе в помощь учителю избирается родительский актив. Он состоит из трех-пяти человек. Во многих школах эти группы актива получили наименование родительских комитетов класса. Члены родительского актива работают под руководством родительского комитета школы в тесном контакте с учителем. Учитель направляет деятельность родительского актива на решение учебно-воспитательных задач, стоящих перед классом.
Члены родительского актива обследуют условия жизни учащихся дома, посещают отдельные семьи, беседуют с родителями, плохо выполняющими свои родительские обязанности, устанавливают контакт с общественными организациями, участвуют в организации досуга детей (прогулок, экскурсий, походов в театры и кино), помогают учителю проводить педагогическую пропаганду.
Вся эта работа оказывает на родителей благотворное влияние. Они обогащаются педагогическими знаниями и опытом, проявляют большую заинтересованность в работе, становятся верными помощниками школы и увлекают своим примером других родителей. Практика показывает, что особенно помогают школе родители учащихся начальных классов.
Учителю приходится постоянно направлять работу родителей с учащимися, тщательно инструктировать их, как руководить различными занятиями детей, как подойти к ним, с тем, чтобы проводимая работа дала максимальный воспитательный результат. Таким путем родители приобретают разнообразные знания об организации работы с детьми и становятся верными помощниками учителя в воспитании учащихся и в проведении педагогической пропаганды.