СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование родительского собрания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектирование родительского собрания»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Одним из самых сложных и интересных видов работы классного руководителя является проведение родительского собрания. Одновременно с этим родительское собрание является одной из самых распространённых форм работы с родителями.



Цель родительского собрания

Основная цель родительских собраний состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений участников образовательного процесса для решения учебно-воспитательных задач.

Общие цели:

  • Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка.

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Повышение активности в жизни класса.

  • Повышение ответственности за воспитание учащихся.


Частные цели:

  • Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.

  • Сплочение родительского коллектива.

  • Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий.

  • Выработка коллективных решений и единых треблваний к воспитанию детей.

  • Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

  • Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.

  • Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.


Главное назначение родительских собраний - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний.

  1. Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  2. Тема должна учитывать возрастные особенности детей.

  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер- разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т д.

  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.



Виды родительских собраний:

В зависимости от специфики решаемых задач выделяются различные виды родительского собрания:

1. Организационные (выбор родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; создание инициативных групп из числа родителей для помощи в подготовке последнего звонка и т. п.). Основная задача таких собраний – сформировать работоспособный родительский актив, который станет помощником классного руководителя в организации воспитательной работы в группе, мобилизует родителей на непосредственное включение в педагогический процесс.

2. Тематические (ориентирующие на разрешение проблем педагогического просвещения родителей). По форме проведения это могут быть лекции и беседы по психолого-педагогической тематике, психолого-педагогические тренинги, дискуссии, читательские конференции по проблемам семейного воспитания. К тематическим можно отнести также экстренные собрания и совместные собрания родителей и детей, посвященные какому-либо празднику или определенной теме.

Основное назначение тематических собраний, посвященных проблемам педагогического просвещения – повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.

Экстренные собрания призваны оперативно определить совместные действия педагогов и родителей в связи с каким-то чрезвычайным происшествием, сложной ситуацией и т. п.

3. Итоговые (направленные на подведение итогов в работе за определенный период времени). Они проводятся по результатам семестра, года. Основная задача таких собраний – подвести итоги работы за истекший период, проанализировать причины успехов и неудач, наметить пути дальнейшего сотрудничества. Эти собрания также могут проводиться совместно со студентами, что способствует повышению их ответственности за результаты своего учебного труда, поведение.

4. Комбинированные (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собрания). Проведение таких собраний практикуется классными руководителями наиболее часто.



Формы родительских собраний:

  • традиционное собрание

  • педагогические ринги (Столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю)

  • собрание - диспут

  • деловая игра

  • родительская конференция по обмену опытом воспитания

  • итоговые совместные собрания детей и родителей

  • собрание-чаепитие

  • круглый стол

  • презентация семейного воспитания и т д.


В последнее время становятся всё более популярными интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника. Интерактивные  методы ставят родителей в активную позицию. На родительском собрании можно применять различные  интерактивные  методы:  работа  в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.


Подготовка родительского собрания

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.


Правила подготовки классного родительского собрания

    1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

    2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

    3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

    4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

    5. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.



Этапы проведения классного родительского собрания

Вступительная часть.

Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.

Родители занимают свои места.

Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.

Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.

Основная часть.

Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть.

Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.




Родительское собрание является основным способом взаимодействия родителей и колледжа, и отвечает за это взаимодействие — классный руководитель, для него проведение собрания — прямая обязанность. Такой же обязанностью является и составление протокола собрания. Протокол — документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов повестки дня и принятые решения.




СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ


Школа устанавливает тесный контакт с семьей не только по линии педагогического просвещения родителей, но и путем привлечения их к активной работе в помощь школе. Такой формой организации работы являются родительские комитеты в школе, родительский актив в классе.

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.

Содержание общей деятельности определяется на родительском собрании.

В их компетенцию входит:

  • Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;

  • Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

  • Связь с административными, правоохранительными органами;

  • Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися;

  • Участие в работе с родителями учащихся.

  • Объединение родителей по семейным проблемам (шко­ла молодых родителей; союз, ассоциация, клуб моло­дой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди­телей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досуговые семейные клубы);

  • Установление связи с учреждениями культуры и допол­нительного образования. 

В каждом классе в помощь учителю избирается родительский актив. Он состоит из трех-пяти человек. Во многих школах эти группы актива получили наименование родительских комитетов класса. Члены родительского актива работают под руководством родительского комитета школы в тесном контакте с учителем. Учитель направляет деятельность родительского актива на решение учебно-воспитательных задач, стоящих перед классом.

Члены родительского актива обследуют условия жизни учащихся дома, посещают отдельные семьи, беседуют с родителями, плохо выполняющими свои родительские обязанности, устанавливают контакт с общественными организациями, участвуют в организации досуга детей (прогулок, экскурсий, походов в театры и кино), помогают учителю проводить педагогическую пропаганду.

Вся эта работа оказывает на родителей благотворное влияние. Они обогащаются педагогическими знаниями и опытом, проявляют большую заинтересованность в работе, становятся верными помощниками школы и увлекают своим примером других родителей. Практика показывает, что особенно помогают школе родители учащихся начальных классов.

Учителю приходится постоянно направлять работу родителей с учащимися, тщательно инструктировать их, как руководить различными занятиями детей, как подойти к ним, с тем, чтобы проводимая работа дала максимальный воспитательный результат. Таким путем родители приобретают разнообразные знания об организации работы с детьми и становятся верными помощниками учителя в воспитании учащихся и в проведении педагогической пропаганды.