Правительство Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования» (ГБОУ ДПО СО «ИРО»)
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Проект
Проектирование системы учебно-познавательных задач по курсу «География России - 9 класс» для подготовки учащихся к ГИА-9
Новоселова Ольга Николаевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
г. Екатеринбург, 2013г.
Оглавление.
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………….…..4
Заключение……………………………………………………………………….……8
Список литературы……………………………………………………………………9
Пояснительная записка.
Не один урок географии немыслим без применения заданий, направленных на подготовку учащихся к экзаменам. Применяя задания различной направленности, преподаватели делают процесс обучения разнообразным и полезным, а также помогают понять и усвоить более сложные разделы и темы данного предмета.
Сложность заданий различна на отдельных этапах обучения. Она меняется в зависимости от возраста обучающихся, и содержания географической дисциплины. Чем взрослее становится ребенок, тем больше у него становится опыта, т.е. увеличивается объем знаний, умений и способов мышления, поэтому задания со временем усложняются.
Цель: создать условия для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта, в системе географического образования, через разработку системы заданий, направленных на подготовку школьников к ГИА – 9.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы и учебно – методическую литературу, раскрывающую содержание КИМ ГИА – 9.
2. Разработать систему заданий по географии для 9 класса, направленных на подготовку школьников к ГИА – 9.
Объект: составление системы конструктов заданий по географии для 9 класса.
Предмет: развитие умения оценивать хозяйственную деятельность России.
Методы: анализ, синтез, описание.
Результат:
Повышение профессиональной компетентности учителя.
Повышение профессиональной компетентности педагога в реализации требований Федерального государственного стандарта основного общего образования на уроках географии в 9 классе.
Основная часть.
№ задания | Элемент содержания | Требования к результату |
1 | Экономика Российской Федерации | Знать и понимать как распределяются по секторам различные отрасли хозяйства |
2 | Машиностроительный комплекс | Уметь выделять факторы развития и прогнозировать перспективы развития машиностроительного комплекса на ближайшее время |
3 | Экономика Российской Федерации | Знать специализацию машиностроения |
4 | Машиностроительный комплекс | Знать и понимать особенности различия отраслей машиностроения. Уметь находить на карте центры машиностроения |
5 | Экономика Российской Федерации | Знать и уметь определять географической положение заданного района |
6 | Топливно – энергетический комплекс | Знать и уметь отображать долю электроэнергии, различными типами электростанций |
7 | Комплексы отраслей по производству конструктивных материалов и химических веществ | Знать и отображать классификацию конструкционных материалов |
8 | Комплексы отраслей по производству конструктивных материалов и химических веществ | Знать и понимать особенности металлургического комплекса. |
9 | Металлургический комплекс | Знать и понимать особенности размещения комплекса |
10 | Население Российской Федерации | Знать и уметь отображать соотношение городского и сельского населения |
Примеры заданий.
Задание 1.
Что такое межотраслевой комплекс? Дайте определение. К каким секторам относятся различные отрасли хозяйства?
Первичный сектор: ________________________________.
Вторичный сектор: ________________________________.
Третичный сектор: ________________________________.
Задание 2.
В двух крупнейших зонах России (Западной и Восточной) машиностроение развивается под влиянием различных факторов; в связи с этим появляются перспективы. Сформулируйте их.
факторы развития перспективы развития
__________________ ЗАПАДНАЯ ЗОНА _____________________
__________________ _______________% _____________________
__________________ ______________________
__________________ ВОСТОЧНАЯ ЗОНА _____________________
__________________ ________________% _____________________
__________________ _____________________
Задание 3.
Дополните схему.
специализация
поставка отдельных
частей деталей
Кооперация
Задание 4.
По экономической карте определить закономерности размещения отраслей наукоемкого и металлоемкого машиностроения.
А) дать определения понятий «наукоемкость», «трудоемкость», «металлоемкость».
Б) ответить на вопросы:
- Какие отрасли относятся к трудоемкому машиностроению? (определить центры)
- Какие отрасли относятся к меллоемкому машиностроению? (определить центры)
- Какие отрасли относятся к наукоемкому машиностроению? (определить центры)
- Записать вывод о принципах размещения этих отраслей машиностроения.
Задание 5.
Тест. (по картам атласа определите ГП указанного района).
-- Выберите правильный ответ.
Около 2/3 российской нефти добывается:
В Волго –Уральском бассейне,
В Среднем Приобье,
На Европейском Севере.
-- Какие из перечисленных месторождений являются месторождениями газа?
1) Мамонтовское, 6) Ямбургское,
2) Надым – Пур, 7) Бавлинское,
3) Возейское, 8) Ягерское.
4) Уренгойское, 9) Медвежье,
5) Арланское, 10) Хорьягинское.
-- Выберите правильный ответ.
Основная часть (90%) газа России добывается:
В Оренбургской области,
В республике Коми,
В Приобье.
Задание 6.
По процентному соотношению, изобразите диаграмму, которая отображает дою электроэнергии, производимой различными типами электростанций. Подпишите их названия.
- 68%
- 19%
- 13%
Задание 7.
Заполните таблицу. Классификация конструкционных материалов.
Степень новизны | Происхождение материалов |
| металлические | неметаллические | Композиционные |
| | | |
| | | |
Задание 8.
Выделите особенности, влияющие на географию металлургического комплекса.
1.___________________________________________________________.
2.___________________________________________________________.
3.___________________________________________________________.
4.___________________________________________________________.
5.___________________________________________________________.
6.___________________________________________________________.
7.___________________________________________________________.
Задание 9.
Тест.
1.Основными продуктами черной металлургии являются:
А) чугун
Б) чугун и прокат
В) чугун, сталь и прокат
2. Более высокая степень концентрации производства свойственна:
А) черной металлургии
Б) цветной металлургии
3. Расположите металлургические базы России по мере увеличения имеющихся запасов железных руд:
А) Уральская
Б) Центральная
В) Сибирская
4. Главными районами цветной металлургии в России являются:
А) Урал
Б) Урал и Восточная Сибирь
В) Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия
5. Для размещения черной металлургии по территории России свойственна:
А) относительная равномерность
Б) высокая степень концентрации производства.
Задание 10.
Постройте диаграмму изменения соотношения городско и сельского населения России.
Доля сельского населения (%):
1930г – 83
1940г – 66
1950г – 57
1960г – 46
1970г – 38
1980г – 30
1998г – 27
2002г – 20
Заключение.
Применяя задания различной направленности, преподаватели делают процесс обучения разнообразным и полезным, а также помогают понять и усвоить разделы и темы данного предмета.
Тема проекта: система учебно – познавательных задач по курсу «География России – 9 класс» для подготовки учащихся к ГИА – 9.
В начале работы была поставлена цель – создать условия для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта в системе географического образования, через разработку системы заданий, направленных на подготовку к ГИА – 9.
И следующие задачи:
Изучить нормативные документы и учебно – методическую литературу, раскрывающую содержание КИМ ГИА – 9.
Разработать систему заданий по географии для 9 класса, направленных на подготовку школьников к ГИА – 9.
В ходе работы, познакомившись с особенностями КИМ ГИА -9, стало понятно, что если целенаправленно вводить такие задания, то повысится эффективность овладения содержания начального курса географии.