Целью внутреннего маркетинга в ОО является увеличение эффективности деятельности без привлечения дополнительных ресурсов, и оптимизация образовательной среды в части создания условий для внедрения факторов интенсивного роста показателей образовательного процесса. Принятие своевременных и адекватных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательных услуг. Отказ от стереотипных подходов к образовательному процессу и вовлечение персонала в инновационную деятельность. Интегрирование целей и задач ОО, стратегии ее развития с деятельностью других учреждений образования и социальных партнеров. Учёт интересов педагогического коллектива, создание благоприятного психологического климата, атмосферы психологической поддержки, взаимопомощи, доверия и партнерства. | 1. Исследование рынка образовательных услуг: - определение потребностей в образовательных услугах, -определение маркетинговой стратегии ОО -продвижение на рынок образовательных продуктов; -информационное сопровождение потребителей, 2.Анализ возможностей ОО в части предоставления образовательных услуг: -изучение структуры спроса, - определение потенциальных потребителей, - стимулирование спроса с целью активизации потребителей, -планирование цены образовательных продуктов и услуг; -разработка системы оценки качества предоставляемых продуктов и услуг, -обоснование и расчёт необходимых инвестиций для реализации предложений на рынке; -формирование банка данных по предлагаемым образовательным услугам и продуктам с соответствующей спецификацией. 3.Заключение договоров и соглашений с партнёрами по реализации услуг; -заключение договоров с потребителями. 4. Управление процессом повышения квалификации персонала области маркетинга: 5.Разработка маркетинговой коммуникации: -разработка механизмов передачи информации для потребителей, а также каналов обратной связи. -выбор каналов коммуникации: -личные, цель которых получение благоприятных отзывов экспертов и образовательного сообщества, (выставки, презентации -неличные (посредством СМИ). | Ассортимент, качество, сервис в предоставлении образовательных услуг; -ценообразование (рекламная политика), -сбыт товара, -готовность персонала (отбор, обучение, стимулирование) К содержанию маркетинга в образовательной организации относятся следующие вопросы: -кого учить? ( на какого абитуриента ориентироваться), -зачем и чему учить? (каковы цели и средства процесса обучения), -сколько времени учить? -где учить? (выбор типа образовательного учреждения); -как учить? (форма обучения, технология обучения, форма контроля и коррекции знаний) -кто будет учить? (имидж преподавательского состава) -с помощью чего учить? (учебно-методические средства).. | К формам маркетинга в первую очередь следует отнести: -сбор и анализ информации о состоянии рынка; - прогноз и оценивание решений на мультифакторной основе; -ситуационное управление. В маркетинге реализуются и общенаучные методы: -систематизация и анализ рынка, - прогнозирование изменений; -экспертиза перспектив; -статистические методы для оценки рынка ОУ; -макро- и микроэкономический анализ; -социологические методы для выявления и анализа запросов конкретных потребителей образовательных услуг; -психологические методы для повышения действенности способов формирования спроса; -математические для обслуживания процессов достижения указанных целей. Для оценки и прогнозирования в маркетинге широко применяются методы STEP, SPACE и SWOT-анализа, а также рейтинговую оценку привлекательности рынка образовательных услуг ОО. Методика STEP - анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей. На основе полученных данных определяется стратегия развития образовательного учреждения. Метод SWOT-анализа позволяет изучить внутренний потенциал и источники роста образовательного учреждения путём исследования его сильных и слабых сторон, возможностей для развития и потенциальных угроз. Сильные и слабые стороны относятся к сложившейся внутренней среде ОО, возможности и угрозы связаны с внешней средой. SPACE-анализ - оценка стратегического положения и действий ОО. Это комплексный метод, позволяющий установить положение организации на базе двух факторов: внутреннем и внешнем. В данном методе выделяют четыре группы критериев оценки: -финансовая сила ОО; - конкурентноспособность ОО и её положение на рынке образовательных услуг; -привлекательность сектора, где действует данная ОО; -стабильность отрасли, где действует данная ОО. Определяется среднее значение для каждой из четырёх групп критериев, и оно является основой выбора вариантов развития. | Повышение квалификации кадров. Увеличение мотивации персонала и обеспечение его активного участия в достижение целей организации; Внедрение передовых образовательных методик и технологий. Планирование карьерного роста преподавателей. Формирование кадрового резерва. Стабильное развитие образовательного учреждения за внедрения интенсивных факторов роста. Привлекательность ОО для абитуриентов и социальных партнёров, улучшение конкурентоспособности ОУ; Увеличение количества и качества образовательных услуг, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся; Позитивное общественное мнение об образовательном учреждении. Привлечение дополнительных бюджетных и внебюджетных источников финансирования; Развитие материально-технической базы ОО. |