Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации работников образования»
Отдел развития начального и среднего профессионального образования | Допущено к защите _________________________________ _________________________________ «_____» _______________ 2019 г. |
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Проектирование современного содержания и технологий подготовки медицинских работников на основе методик обучения WorldSkills
Автор:
Кострова Татьяна Николаевна,
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «Педагогика профессионального образования»
Руководитель:
Солопова Надежда Константиновна,
проректор по учебно-методической
работе и информатизации ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», к.п.н.
Соруководитель:
Нехорошева Оксана Николаевна,
Заведующая отделом развития начального и среднего профессионального образования ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»
Тамбов, 2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность современного содержания и технологий подготовки кадров на основе методик WorldSkills ……………………………………….7
1.1. Современные подходы к развитию системы профессионального образования с учетом международных стандартов и передовых технологий..7
1.2. Организационно-педагогические условия реализации обучения на
основе стандартов компетенций WorldSkills в профессиональной образовательной организации……………………………………………….…21
Выводы по главе I……………………………………………………………….29
Глава II. Проектирование современного содержания и технологий подготовки кадров отрасли здравоохранения на основе методик обучения WorldSkills………………………………………………………….32
2.1. Модель организации обучения по стандартам WorldSkills в условиях медицинского колледжа………………………………………………………..33
2.2. Методика организации учебных занятий с использованием методик обучения WorldSkills……………………………………………………………39
2.3. Методика организации внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающей позитивное отношение к движению WorldSkills…………43
2.4. Методика проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена по специальности «Сестринское дело» на основе стандартов WorldSkills……………………….49
Выводы по главе II………………………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………...53
Библиографический список…………………………………………………..54
Приложение……………………………………………………………………..56
Введение
Подготовка кадров является составляющей профессионального образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения и направлена на формирование у обучающихся навыков с целью применения полученных в образовательных организациях теоретических знаний в конкретной производственной ситуации.
Перемены, происходящие в общественном развитии, изменяют спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания. Изменения в квалификационной структуре профессиональных кадров влияют на совершенствование целей и доступа обучения, содержание образовательных программ, определение их типа и продолжительности, формы организации учебного процесса и технологии обучения, формирование стратегии ресурсного обеспечения сферы образования, в том числе, кадровую политику.
Основными нормативными документом, регламентирующим развитие системы СПО в Российской Федерации, являются:
Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 года №349-р;
Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, включающий федеральный проект «Молодые профессионалы»;
Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 года № 9);
Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др.
Целевыми показателями, заложенными в вышеперечисленных стратегических документах по вопросам развития профессионального образования, достижение которых предусмотрено к 2020 году, являются:
в 50% колледжей подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями;
70% руководящих и педагогических работников должны пройти дополнительное профессиональное образование и учить студентов передовым технологиям в профессии;
50% студентов СПО должна участвовать в региональных и национальных олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства, отраслевых чемпионатах;
40% выпускников программ по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WSI.
Особое внимание в системе профессионального образования уделяется повышению качества подготовки медицинских кадров в соответствии с современными стандартами ФГОС и пожеланиями работодателей. Современный медицинский работник – личность компетентная, творческая, свободно и активно мыслящая, профессионал, прогнозирующий результаты своей деятельности, умеющий моделировать лечебный процесс.
Современному здравоохранению нужны специалисты, способные постоянно совершенствовать и повышать свои знания и умения, которые приобретаются, в том числе в участии в движении WS. Компетенции медицинского работника это комплекс общих профессиональных (связанных с медицинской деятельностью) и специальных (отражающих специфику системы здравоохранения в целом и образовательного учреждения в частности) знаний, умений, способностей, обеспечивающих эффективность выполнения основных видов профессиональной деятельности.
Одним из эффективных механизмов повышения качества профессионального образования медицинских работников определено использование методик и технологий подготовки кадров с учетом стандартов компетенций WorldSkills (далее – WS). Методическое обеспечение на основе оценочных средств, регламентов проведения конкурсов по стандартам WS позволят выстроить образовательный процесс по новому, обеспечить высокий уровень подготовки специалиста здравоохранения среднего звена.
Использование стандартов WS в образовательном процессе при подготовке среднего медицинского профессионала в системе СПО обеспечивает не только освоение обучающимися профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций профессиональных стандартов данной отрасли, но и освоение мировых методик сестринской помощи, достижение качества профессиональной подготовки на уровне международных требований, развитие профессионального, творческого мышления студентов, формирование опыта трудовой деятельности в профессиональной среде, увеличение количества выпускников, трудоустроенных по полученной специальности.
Актуальность данной практической работы обусловливается тем, что требования к компетенции WS «Медицинский и социальный уход», определяющие лучшие мировые методики сестринской помощи, можно внедрить в образовательный процесс подготовки специалистов среднего звена по специальности «Сестринское дело» через:
реализацию междисциплинарного курса «Стандарты компетенций WorldSkills International в практической деятельности медицинской сестры», включенного в содержание профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»;
проведение учебных занятий с использованием методик обучения WS;
планирование и проведение серии мероприятий, обеспечивающих позитивное отношение к движению WS;
организацию и проведение региональных чемпионатов профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia);
организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по специальности «Сестринское дело» в форме демонстрационного экзамена на основе стандартов WorldSkills.
Компетенция WS «Медицинский и социальный уход» сочетает медицинскую и социальную помощь, направлена на улучшение качества жизни, имеет решающее значение для поддержания социально-психологического здоровья населения. Требования к данной компетенции WS не противоречат главной миссии специалиста по медицинскому социальному уходу — улучшение качества жизни клиентов/пациентов. Работая в тесном контакте с работниками здравоохранения, он обеспечивает уход, восстановление здоровья и реабилитацию, поддерживает хорошее физическое и психологическое самочувствие пациентов. Предоставляемая помощь основывается на оценке, планировании, осуществлении и оценивании программы ухода. Уход и оздоровление тесно связаны с медицинской профессией, и предполагают соблюдение профессиональной этики и деонтологии, а также закона в области здравоохранения.
Цель практической работы: определение организационно-педагогических условий организации практико-ориентированного образовательного процесса в медицинском колледже с использованием методик и технологий обучения WorldSkills, способствующих повышению качества профессиональной подготовки будущих медицинских работников, разработка и внедрение современного содержания и технологий подготовки кадров отрасли здравоохранения на основе методик обучения WorldSkills.
Объект практической работы: процесс подготовки медицинских работников среднего звена в медицинском колледже.
Предмет практической работы: технологии и методики обучения WorldSkills, встроенные в содержание основных и дополнительных образовательных программ, проведение оценочных процедур в системе среднего профессионального образования, внеурочную деятельность обучающихся.
Задачи:
провести анализ педагогических подходов и существующего опыта по организации обучения в медицинском колледже, в том числе по стандартам WS в условиях реализации ФГОС;
определить организационно-педагогические условия обучения по стандартам WS в условиях реализации ФГОС;
разработать модель организации обучения по стандартам WS в условиях реализации образовательного процесса;
разработать методики организации учебных занятий с использованием стандартов компетенций WorldSkills, внеурочных мероприятий, обеспечивающих позитивное отношение к движению WorldSkills, подготовки обучающихся к чемпионатам профессионального мастерства;
разработать методику проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена по специальности «Сестринское дело» на основе стандартов WorldSkills.
Глава I. Сущность современного содержания и технологий подготовки кадров на основе методик WorldSkills
1.1. Современные подходы к развитию системы профессионального образования с учетом международных стандартов и передовых технологий
Последние годы в системе среднего профессионального образования прошли под знаком позитивных перемен: повышение статуса СПО, ежегодный прирост числа абитуриентов, расширение спектра образовательных услуг и пакета профессий, предлагаемых колледжам и техникумам и, альтернативность и вариативность программ обучения в зависим ости от требований работодателя, изменения нормативной базы, социального партнерства и др.
В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WorldSkills Russia (WSR), организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения WorldSkills (WS) посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства.
В процессе модернизации образования одним из актуальных направлений обновления профессионального образования является реализация образовательного процесса на основе компетентностного подхода и лучших зарубежных стандартов и передовых технологий.
В настоящее время усвоение только знаний, как таковое, утратило прежнюю значимость, и на первый план выдвигается задача развития потребности и умений человека самостоятельно накапливать и обновлять знания, культурные ценности, актуальные для профессии, личности, общества, формирование ключевых компетенций, обеспечивающих работнику эффективный труд и трудовую деятельность.
Жизненно необходимым становится создание в системе профессионального образования условий для накопления обучающимися собственного социального опыта, владения дополнительными профессиональными квалификациями.
Перед профессиональными образовательными организациями стоят следующие задачи:
модернизация развития образовательных организаций, овладение успешным региональным опытом по вопросам проектирования и управления «ресурсопроводящими» образовательными сетями;
проектирование образовательных программ на основе прогноза потребностей рынка труда в квалификациях и компетенциях;
реализация практико-ориентированных методов обучения;
трансляция опыта тренировок участников команд WorldSkills;
развитие системы оценки качества подготовки кадров.
WorldSkills является одним из наиболее влиятельных международных движений, использующим соревновательный формат как эффективное средство повышения популярности рабочих профессий и продвижения высоких стандартов профессиональной деятельности. Начав свою историю в послевоенной Испании как национальный конкурс ремесленников, движение постоянно расширяло круг участвующих стран и число тех профессий, по которым проводились соревнования.
Чемпионаты WorldSkills проводятся каждые два года и являются всемирной выставкой профессионального образования, отражающей лучший опыт формирования современных навыков. Участники чемпионата, в основном в возрасте до 23 лет, проходят многоступенчатый отбор в своих странах. Во время этих соревнований они демонстрируют все свои возможности, выполняя конкурсные задания по выбранной компетенции.
Важной составляющей соревнований WorldSkills является демонстрация важности профессионального образования как инструмента социально-экономических преобразований. Это - крупнейшая международная площадка для обмена информацией и передовым опытом в области современных промышленных технологий и методик формирования навыков. Чемпионаты WorldSkills – это всегда соревнование мастеров, демонстрирующих высокие образцы профессиональной деятельности. Стандарты компетенций, по которым проводятся соревнования, постоянно обновляются и аккумулируют лучшие мировые практики в различных областях – от имеющих долгую традицию «Парикмахерского искусства», «Ремонта и обслуживания легковых автомобилей» до недавно возникших «Реверсивного инжиниринга», «Эксплуатации беспилотных авиационных систем».
В то же время WorldSkills – это не только элитарный клуб для лидеров в своих профессиональных сферах. Объединяя лучших из лучших, движение одновременно воздействует на массовую практику, способствует повышению профессионального уровня работников в различных отраслях экономики. Важнейшим инструментом для этого выступает система среднего профессионального образования.
Организуя отбор участников профессиональных конкурсов на национальном и региональном уровне, движение WorldSkills в разных странах традиционно опирается на колледжи. За счет этого лучшие практики и стандарты WorldSkills быстро распространяются в системе СПО.
Проведенный анализ международного опыта позволяет сделать несколько выводов о преимуществах использования подходов WorldSkills в повышении качества профессионального образования:
• стандарты WorldSkills содержат четкие ориентиры, чему и как учить молодых профессионалов. Ориентируясь на конкурсные задания, образовательные организации СПО обновляют содержание образовательных программ, опираясь на наиболее современные и признанные в мире стандарты профессиональной деятельности;
• подготовка к участию в соревнованиях, а затем и выступления на профессиональных конкурсах дает студентам СПО уникальный профессиональный опыт. Они осваивают все более и более сложные задания, учатся планировать собственные действия, взаимодействуют с другими участниками и экспертами, извлекают уроки из допущенных ошибок и планируют свой дальнейший профессиональный путь. Обучение в процессе практической деятельности (learning by doing) обеспечивает всем участникам соревнований быстрое вхождение в профессию, способствует формированию их профессиональной идентичности, самостоятельности и инициативности;
• методика WorldSkills привносит в процесс профессиональной подготовки игровое, соревновательное начало. Это подстегивает мотивацию студентов, заставляет их концентрироваться на выполнении заданий и более осознанно относиться к учебе. Соревновательная форма — это эффективный механизм для отбора и дальнейшего продвижения талантливых студентов, который обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциала каждого участника;
• использование в практике организаций СПО методики WorldSkills дает ясные ориентиры для профессионального развития преподавателей и мастеров профессионального обучения. Организуя соревнования WorldSkills и готовя к ним собственных учеников, педагоги колледжей впитывают новый опыт, осваивают современные методики подготовки. Они становятся частью широкого профессионального сообщества WorldSkills, приобретают возможность общаться и делиться опытом с коллегами из других регионов и стран;
• методология, предоставляемая WorldSkills может служить базой для формирования национальной системы оценки компетенций, а также для оценки индивидуальных достижений студентов и формирования их персональных образовательных траекторий.
Немного из истории движения WorldSkills в мире.
Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало квалифицированных рабочих рук. Первые чемпионаты проводились с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств.
WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
Это был 1946 год и существовала огромная потребность в квалифицированных рабочих в Испании. Г-н Хосе Антонио Элола Оласо, который был генеральным директором Испанской молодежной организации понял, что необходимо убедить молодежь, а также их родителей, учителей и потенциальных работодателей в том, что их будущее зависит от эффективной системы профессионального обучения.
В 1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после Второй мировой войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих.
Первой эту инициативу поддержала Португалия. В результате этого, в 1950 году прошли первые международные Пиренейские соревнования, в которых приняли участие 12 представителей обеих стран. Три года спустя к соревнованиям присоединились конкурсанты из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии. Таким образом, в 1983 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства — International Vocational Training Organisation (IVTO).
Впервые за пределами Испании соревнования были проведены в 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе, а в 1970 году они первый раз прошли в другой части света — в Токио. В начале 2000-х годов IVTO изменила название и символику, и с тех пор ведет свою деятельность под именем WorldSkills International. Сегодня под эгидой WSI проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и, раз в два года, мировой чемпионат.
Соревнования проводятся в форме конкурса профессионального мастерства, где участник должен продемонстрировать все свои навыки и за определенное количество времени выполнить ряд практических заданий. Стандарты WorldSkills позволяют «задавать планку» для подготовки специалистов высокого уровня и формулировать требования к выпускникам образовательных учреждений.
В качестве жюри привлекаются ведущие эксперты в своей профессиональной области из различных бизнес-структур и образовательных организаций.
Под эгидой WorldSkills проводятся региональные, национальные и мировые чемпионаты, континентальные первенства. Участники совершенствуют свои навыки, соревнуясь по шести блокам профессий: строительной отрасли, информационных и коммуникационных технологий, творчества и дизайна, промышленного производства, сферы услуг и обслуживания гражданского транспорта.
За полувековую историю международного движения к WorldSkills присоединились 80 стран. Россия это сделала в 2012 году. За шесть лет были проведены порядка 500 региональных, корпоративных, вузовских и национальных чемпионатов. В них приняли участие более 100 тысяч участников. Общее число зрителей приблизилось к 1,6 млн человек.
В структуру чемпионата WorldSkills входят около 50 профессиональных компетенций, разделенных на шесть магистральных направлений.
Сервис на воздушном транспорте
Строительные технологии
Изготовление архитектурного камня, Каменщик, Производство корпусной мебели, Плотник, Электрик, Столяр, Ландшафтный дизайн, Маляр, Отделочник штукатур, Сантехника и отопление, Холодильная техника и системы кондиционирования воздуха, Облицовка плиткой.
Творчество и дизайн
Дизайн одежды, Флористика, Графический дизайн, Ювелир, Оформитель витрин, Дизайн интерьера, Звукорежиссура.
Информационные и коммуникационные технологии
Информационные кабельные сети, ИТ Сетевое администрирование, ИТ Решения для бизнеса, Полиграфия, Веб-дизайн.
Производственные и инженерные технологии
Фрезеровщик на станках с ЧПУ, Токарь на станках с ЧПУ, Изготовление конструкций из металла, Электроника, Автоматизированные системы контроля и управления в производстве, Производственная сборка изделий, Графический CAD дизайн, Мехатроника, Мобильная робототехника, Изготовление изделий из пластика, Полимеханика/Автоматизация, Создание прототипов, Технология обработки листового металла, Сварка.
Специалисты в сфере услуг
Косметология, Кондитер, Повар, Парикмахер, Социальный работник, Официант.
Спасательные работы
Обслуживание гражданского транспорта
Обслуживание авиационной техники, Кузовной ремонт, Автомеханик, Автопокраска.
Немного из истории проведения чемпионатов WorldSkills International.
Основанная в 1950 году, WorldSkills – международная организация, продвигающая профессиональное, техническое и ориентированное на сферу услуг образование и обучение. WorldSkills повышает стандарты профессиональной подготовки в 75 странах-членах WS, работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, подготавливая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем.
1950 - первое международное профессиональное соревнование.
1953 - 6 стран-членов из Европы.
1961 - 1-й представитель от азиатского региона – Япония.
1970 - впервые чемпионат проводится за пределами Европы.
1973 - 1-й представитель от Северной Америки – США.
1980 - 17 стран-членов.
1981 - 1-й член от Южной Америки – Бразилия.
1981 - 1-й представитель от стран Океании – Австралия.
1990 - 22 страны-члена.
1990 - 1-й представитель от Африки – ЮАР.
1995 - первый региональный чемпионат стран АСЕАН – Малайзия.
1997 - 1-й представитель стран ближнего Востока – ОАЭ.
1998 - первый европейский региональный чемпионат – Нидерланды.
2000 - возникновение бренда WorldSkills.
2000 - 36 стран-членов.
2001 - 1-й форум победителе WorldSkills – Сеул, Южная Корея.
2003 - впервые глобальные промышленные партнеры поддерживают непрерывную работу организации.
2005 - сформирован секретариат для профессионального управления организацией.
2005 - первая программа конференции проводится совместно с чемпионатом WorldSkills.
2005 - 43 страны-члена.
2006 - первый молодежный форум WorldSkills – Мельбурн, Австралия.
2007 - 47 стран-членов.
2008 - первый посол WorldSkills.
2008 - 1-й региональный профессиональный чемпионат стран GCC – ОАЭ.
2009 - 52 страны-члена.
2010 - первый американский региональный чемпионат – Бразилия.
2011 - создание фонда WorldSkills.
2011 - 58 стран-членов.
2012 - первая инновационная лаборатория в Сингапуре.
2014 - 72 страны-члена.
2015 - первый чемпионат WorldSkills, который проводился в Южной Америке.
2017 - первый чемпионат WorldSkills, который проводился на ближнем Востоке.
2019 – первый WorldSkills, который проводился в России.
Официальным оператором международного некоммерческого движения WorldSkills International является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров.
Его девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства!» («Improving the world with the power of skills!»).