«Проектирование современного урока и средств диагностики достижения образовательных результатов по истории и обществознанию в свете ФГОС»
МАОУ СОШ №5 г. Березники
Тема учебного занятия, класс | «Рыцарство» 6 класс |
Тип, вид, форма учебного занятия | Усвоение новых знаний |
Планируемые результаты (определяются в соответствии с ФГОС) | личностные | Метапредметные/ УУД | предметные |
Обучающиеся формируют личностный смысл (мотив) | Учащиеся Синтезируют учебный материал Ориентируются на разнообразие способов выполнения задания | Учащиеся получают представление о рыцарстве как об одном из основных сословий средневекового общества |
Учащиеся осознают причину успеха в предметной деятельности | Осознанно строят речевые высказывания | Знакомятся с особенностями воспитания, основными занятиями, и образом жизни рыцарей, с основными проявлениями рыцарской культуры |
Цели занятия (Дидактическая цель) | Личностные (Создать условия для…, организовать ситуацию…, способствовать, содействовать…) | Метапредметные | Предметные |
Создать условия для развития навыков сотрудничества в разных ситуациях | Оценивать свои достижения, соотносить изученные понятия с примерами | Получить представление о жизни в рыцарском замке |
| Научиться вступать в диалог, обсуждать в группе план своих действий Оценивать правильность своих достижений | Овладеть понятиями: замок, герб, турнир, герб, девиз, латы, забрало и др. |
Учебная задача урока (цель) (Совместное целеполагание учителя и учащихся) | личностные | метапредметные | предметные |
- Понять, что означает рыцарское поведение. - Научится работать в группе. Уметь составить план ответа. Выбирать из текста нужную информацию. - Познакомить обучающихся с сословием средневекового рыцарства (занятия, качества, добродетели) |
Основные понятия урока (термин и определение) | Замок, герб, девиз, латы, забрало, турнир, рыцарство |
Организация пространства |
Методы и приемы обучения | План урока (содержание) | Ресурсы/средства обучения |
Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание) Методы стимулирования (новизна, занимательность, игра) Методы контроля (кроссворд, викторина, самоанализ, фронтальный опрос, рефлексия) | Организационный момент. Актуализация и мотивация знаний Постановка учебных задач Усвоение новых знаний Проверка понимания нового материала Закрепление знаний (кроссворд) Итоги Рефлексия | Учебник «История средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Вигасин 6 класс издательство Просвещение М.:2012г., проектор, ПК, презентация, дидактический раздаточный материал |
(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)
Деятельность учителя / Используемые задачи, вопросы, задания для организации этапа | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия |
1-й этап Организационно-мотивационный |
1 Создание ситуации успеха Игра «да/нет» 1. Верите ли вы, что крестьяне попадали не только в поземельную зависимость, но и судебную? 2. Верите ли вы, что самый злейший враг зависимого крестьянина погода? 3. Верите ли вы что, барщина и оброк были единственными видами повинностей в пользу феодала? 4. Верите ли вы, что феодалы покупали волов для пахоты своих угодий и позволяли пользоваться волами крестьянам? | Объясняют учебный материал, доказывая, почему верит и наоборот. | Задает вопросы на уточнение и понимание | Нет |
2 Ситуация сбоя, постановка целей занятия обучающимися 5. Верите ли вы что, в средние века можно было встретить бродячего и нищего рыцаря? 6. Верите ли вы, что при встречном разъезде, рыцари в качестве жеста, показывающего мирные намерения, поднимали забрало. Открывали они лицо правой рукой, это показывало, что воин не готов начать бой и не имеет агрессивных намерений. 7. Верите ли вы что, для рыцарей благородство – это особенность, показывающая принадлежность к высшему сословию. 8. Верите ли вы, что свое время римские папы неоднократно запрещали хоронить рыцарей (погибших на турнирах) по христианскому обряду, требуя, чтобы их хоронили, как самоубийц Учитель задает вопрос, почему не можем с уверенностью ответить на эти вопросы? | Объясняют учебный материал, доказывая, почему верит или не верит. | Задает вопросы на уточнение и понимание | Указывает трудности, с которыми столкнулся. Понимают, что не владеют достаточным объемом информации и формулируют задачу на урок Узнать, как жили рыцари, чем занимались. |
2-й этап Операционно-познавательная часть (содержательная) урока. Творческое применение и добывание знаний |
1Создание схемы «Замок феодала» Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Используя текст учебника, составить нарисовать план схему рыцарского замка, подписать из какого материала были сделаны постройки, подписать название объектов. | Анализируют информацию Представляют информацию в виде схемы | Принимают решение в ходе диалога | Оценивают продукт своей деятельности по заданным критериям |
2. Снаряжение рыцаря. Работа с иллюстративным материалом. Среди выбранных иллюстраций, обучающимся предлагается выбрать, те которые относятся к снаряжению рыцаря. Цифры под, которыми они указаны записать в столбик. Используя материал учебника подписать их названия. | Анализировать информацию | Задавать вопросы на уточнение | Оценивают продукт своей деятельности по заданным критериям |
3. Кодекс рыцаря. (Работа с текстом). Учитель раздает печатный текст. Перед учащимися ставиться задача - выделить основные фрагменты и сформулировать, основные положения кодекса. Умеет рыцарь фехтовать, Его учили этому с рожденья. Врагу всегда отпор давать – Вот рыцарей всех назначенье. Умеет он скакать верхом, Стрелой лететь быстрее ветра. И розу красную тайком Подбросить милой даме сердца. Наш рыцарь честен, щедр и благороден. На безоружного не нападёт в тени. И любит он, когда восходит солнце, Слагать стихи о счастье, о любви. Зовёт труба, герольды на посту, Турнир объявлен. Ветер флаги развевает. Но вот противник выбит из седла И рыцарь наш в турнире побеждает! Да, сила им дана, чтоб быть защитой Всем слабым, всем бесправным, всем больным. Но никогда не нападает рыцарь На спящего врага и со спины. | Анализировать текстовую информацию | Задавать вопросы на уточнение | Называют трудности, с которыми столкнулись |
3-й этап Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая) |
Закрепление знаний (кроссворд) | - | Задают вопросы на уточнение | Оценивают степень освоения материала |
2Рефлексия На «щитах» дети записывают ответы на 2 вопроса. С каким словом у вас ассоциируется «рыцарь» 2. Хотели бы вы быть средневековым рыцарем? Почему Учитель опрашивает желающих высказать свое мнение. | | Строят устное высказывание | Формулируют отношение к полученному результату, когда аргументируют свое мнение. |
Домашнее задание на выбор Подготовить проект на тему «Воспитание рыцаря» Сконструировать макет замка и подготовить его защиту. Подготовить устное рассуждение на тему «Существуют ли рыцари сегодня?» | Планируют и реализуют способ достижения краткосрочной цели | Умеют объяснить смысл изученных понятий | Планируют ресурсы для решения задачи |
- задание на применение, углубление, расширение знаний, отработку предметного действия;
№ | Задание на | как построена ситуация, в которой предлагается данное задание, текст задания (или изображение с текстом), | Эталон решения | Реальные ответы, решения обучающихся (по опыту апробации урока и заданий) – типичные и нетипичные | объекты оценивания (диагностики) | критерии и шкала оценивания |
метапредметные знания | предметные действия | УУД | К1 | К2 | К3… |
1 | ситуацию успеха | | | | | | | | | |
2 | ситуацию сбоя постановку целей занятия обучающимися | | | | | | | | | |
3 | применение, углубление, расширение знаний, отработку предметного действия | 1Создание схемы «Замок феодала» Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Используя текст учебника, составить нарисовать план схему рыцарского замка, подписать из какого материала были сделаны постройки, подписать название объектов. | Выделены основные элементы. 1) Замок-крепость: ров, башни, донжон, ворота, потайные ходы 2) Замок-дом: хозяйственные постройки, запасы пищи, | Схема Схема с рисунком Рисунок | Учащиеся создают элементарную знаковую схему | Умеют анализировать историческую информацию | | Информация представлена в виде схемы 2 балла Информация представлена в виде рисунка с пояснением – 1 балл Представлен только рисунок замка – 0 баллов | В схеме обозначены 2 основных элемента и примеры – 2 балла Схема не имеет четкой структуры, но элементы указаны – 1 балл Элементы не указаны – 0 баллов | Выполнили работу во время – 1 балл Не уложились во временные рамки – 0 баллов |
Снаряжение рыцаря. Работа с иллюстративным материалом. Среди выбранных иллюстраций, обучающимся предлагается выбрать, те которые относятся к снаряжению рыцаря. Цифры под, которыми они указаны записать в столбик. Используя материал учебника подписать их названия. | 2 – шлем, забрало 6 – латы (доспехи) 7 - кольчуга 9 - меч | | Самостоятельно контролировать свои действия по решению учебной задачи | Уметь анализировать историческую информацию (изобразительную наглядность) | | Правильно указаны все цифры н названия предметов – 3 балла Правильно указаны половина цифр и предметов – 2 балла Правильно указаны цифры – 1 балл | | |
4 | контроль и оценку результатов урока | | | | | | | | | |