Проектирование урока с позиций формирования БУД
В условиях реализации ФГОС О УО (ИН) на протяжении всей учебной деятельности большое внимание уделяется формированию базовых учебных действий (далее БУД), но на начальном периоде обучения особенно, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.
Требования стандарта не являются чем-то абсолютно новым. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные результаты, но и базовые учебные действия (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)? Какие методы и приёмы работы будут наиболее эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять на уроке.
Формирование базовых учебных действий у младших школьников обеспечивает, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное к нему отношение, с другой ― закладывают основу для развития более сложных действий в старших классах, и содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности.
БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
В соответствии с требованиями ФГОС упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса.
Процесс формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Основной формой совместной деятельности сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно.
I. Структура урока – это совокупность вариантов взаимодействия между отдельными элементами урока, которая возникает во время обучения и обеспечивает для него целенаправленную действенность. Разные типы уроков предполагают разные структуры для их организации, мы обратим внимание на те значимые компоненты, которые по ФГОС приобретают особую ценность в формировании БУД.
Для обучающихся начальной школы, особенно для первых классов, целеполагание – это сложный процесс, не только для выполнения, но и для элементарного понимания. Но, тем не менее, формирование этого умения надо начинать с самых первых дней в школе, помощником и путеводителем учителю в этом деле будет практико-ориентированный подход или принцип практической направленности.
Задача педагога организовать такой процесс поиска цели в задании, уроке или деятельности, чтобы ребёнок начал понимать, что упражнения выполняются не ради их выполнения, а с конкретной нужной и полезной именно ему – ученику целью. Поэтому это происходит только в совместном поиске педагога и ученика. Учитель с помощью простых и логичных наводящих вопросов нацеливает школьников на предстоящее изучение предметного материала, подводит мысль учащихся к элементарному обобщению, делает это обобщение очевидным для детей и обязательно закрепляет его в речи. На основе этого совместного осознания и выводится цель задания, урока или деятельности. Этап целеполагания точнее и настойчивее настраивает детей на серьезную и продуктивную деятельность.
Логичным продолжением этапа целеполагания должна стать конкретная тема урока. Использование в начале урока организационного момента, не связанного с тематикой урока конечно несёт мотивирующую или коррегирующую функции, но построение этого момента с использованием элементов целеполагания значительно расширяет педагогическое воздействие на класс, решает ряд задач нацеленных на формирование БУД: личностных, коммуникативных , регулятивных- целеполагания – дети учатся формулировать и удерживать учебную задачу.
Обучение школьников через целеполагание активному формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемной ситуации или в старших классах проблемного диалога. При формировании этого умения активно используется принцип «от простого к сложному». Проблемную ситуацию детям в начальных классах предлагается решить, совместно с педагогом, а в старших классах – с большей долей самостоятельности, с незначительной направляющей помощью, поэтапно решая задачи, поставленные учителем. От класса к классу сложность формулирования и доля самостоятельности на этом этапе урока возрастают.
В процессе решения поставленных задач происходит активизация мыслительной деятельности школьников, системность в поисковой деятельности является залогом интереса к учению, стимулом в формировании внутренней мотивации, её устойчивости и, соответственно, повышения качества усвоения программного материала.
Обучающимся с УО свойственны нарушения в выполнении последовательности действий, целенаправленности, отсутствие упорства в достижении цели и т.д.
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Планирование в 1 классе и в 9 будет отличаться количеством составляющих его элементов, их сложностью, структурированностью, конкретностью или абстрактностью, долей самостоятельности и.т.д.
Мы привыкли, что начиная урок, учитель сам сообщает учащимся, не только тему урока, но и какую работу они должны выполнить, чтобы достичь поставленных целей. На уроке современного типа предполагается планирование способов достижения намеченной цели с участием самих обучающихся (учитель помогает, советует, направляет и контролирует).
Такой подход к организации урока не только способствует более заинтересованному достижению намеченной цели, пробуждению мотивации и интереса к предмету, но и трансформирует этап планирования в компонент урока важный для формировании базовых учебных действий, таких как регулятивные планирования - дети учатся выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; с помощью педагога устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; коммуникативные – уметь слушать педагога и понимать его инструкции.
Особенно на начальном этапе большое значение имеет речевой компонент, по мере взросления учащегося и приобретения им школьных навыков, роль проговаривания может снижаться, а самостоятельное «оречевление» переходить во внутренний план.
Акцент на речевую деятельность обучающихся на этом этапе является не случайным, проговаривание плана деятельности позволяет участникам процесса решать ряд важных задач: лучше запоминать последовательность действий, контролировать свою деятельность речью, учителю контролировать процесс понимания и усвоения плана действий обучающимися, опираться на несколько анализаторных систем одновременно.
Особую роль планирование выполняет для обучающихся с РАС. Наиболее ярким проявлением РАС является стереотипность в поведении, выражающаяся в стремлении сохранить постоянные привычки, определенный ритуал поведения дома, в школе и на уроке. Поэтому создание устойчивого адекватного стереотипа выполнения заданий на уроке, их последовательности и количества, в данном случае, будет полезным.
Планирование - это последовательность действий, которые программируются в сознании ребенка и в дальнейшем уже принимаются им без сопротивления. В результате этого улучшается самоорганизация, переключаемость, его внутреннее самочувствие, новые задания, будут восприниматься без протеста.
*Осуществление коррекции Этап закрепления материала часто строится на заданиях типа: «спиши», «выучи», «составь план», «реши задачу» и т.д. Но как это действие совершить дети не знают? Нужно выделить на уроке время для выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с типовыми формулировками. В совместной деятельности составить памятки, например: «Как правильно списать текст», «Этапы решения задачи».
Таким образом, педагог предупредит неправильное выполнение заданий, а действия ученика будут более уверенными. Если ребенок сделал ошибку, он снова обратиться к памятке, выявит, на каком этапе была допущена ошибка и осуществить коррекцию своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на предметный результат, но и на формирование БУД: таких как коммуникативные и регулятивные - коррекции – дети учатся видеть и находить сделанные ошибки, вносить необходимые дополнения или изменения; адекватно воспринимать предложения и замечания взрослых и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Во 2-4 классах учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию с направляющей помощью учителя, а в старших классах самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает.
Осуществление контроля. Требования ФГОС включают обучение самоконтролю и самооценке деятельности. Учить этому мы должны начиная с первого класса. Безотметочное обучение не значит безоценочное. Но не только учитель может похвалить или пожурить ученика, мы должны обучать ребёнка самостоятельно давать оценку своей деятельности. Не приучая школьника выполнять самооценку, мы никогда не сформируем критичное и адекватное отношение к себе и окружающим, не повысим уровень притязаний, не пробудим мотивацию и т.п.
На уроке ребята учатся давать объективную оценку своей работе (устной и письменной), а также выполнению практических работ, пробуют применять установленные критерии или дают оценку сравнивая с образцом. Также важна оценка приложенных усилий, такой самоанализ позволяет развивать целенаправленность, настойчивость, усидчивость, упорство, требовательность к себе, тянуться за «образцовыми» товарищами.
Формируются регулятивные учебные действия контроля и самоконтроля – умение осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.
Оценивание и взаимооценивание. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Предлагается высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
С 4-5класса - такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ, например, арифметический или словарный диктант одноклассника. Непременное условие организации такой работы - оговоренные заранее нормы и критерии оценивания.
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам, учитель помогает, консультирует, направляет. БУД - формирование коммуникативных навыков, умение слушать; регулятивные контроля (самоконтроля), умение определить качество и уровень работы, знаний; понимание, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Для вербальной итоговой самооценки и взаимооценки отводится специальный этап урока – этап рефлексии. При правильной организации этого этапа у обучающихся формируются умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают смайликами, улыбками, звездочками мнение о своей работе или работе одноклассника на уроке.
БУД - регулятивные саморегуляции, коммуникативные - умение высказываться, правильно сформулировать фразу.
Спланировав урок, следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Теория для наших детей недоступна, нет даже и элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, а практическое осознание материала на имеющимся чувственном опыте детей, позволяет добиться того что, оно прочно запомнится. Формирование знаний происходит на практическом опыте обучающихся об окружающей действительности и законов мироздания и бытия.
II. Формы организации деятельности учащихся
При организации учебного процесса обучающихся с УО в условиях ФГОС учитель должен разнообразить методы, средства и виды учебной деятельности.
При работе в группе формируются ЛУД, так как ребята при работе рассчитывают на себя, своего одноклассника, учатся распределять роли в команде. Работа в группе через общение и обсуждение позволяет реализовывать коммуникативные УД.
Работа в парах необходима для того, чтобы обучить школьников более тесному сотрудничеству и взаимодействию друг с другом. Но, прежде чем вводить её, следует изучить психологическую совместимость обучающихся.
Работа может быть организована в форме мини-проекта. Учебный проект может стать тем инструментом, который позволит и активировать учебную мотивацию, и формировать у учащихся некоторые БУД: - познавательные действия: поиск и выделение необходимой информации, овладевает новыми знаниями, структурирование знаний; - коммуникативные действия – овладение монологической и диалогической формами речи, умение распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.,; - регулятивные планирования и прогнозирования - Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проекта и т.д.
Проектная деятельность носит завершённый характер, а значит то знание, которое закладывается в её основу, тоже формирует в определённой степени завершённое представление о предмете или явлении.
Дидактическая игра. Игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. Особое распространение игра имеет в начальных классах, в 5-9 классах она используется реже, но игровые приёмы всегда являются эффективными и актуальными. Наряду с упражнениями она также нацелена на активизацию речевой деятельности школьников. Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.
В игре активно формируются БУД: такие как коммуникативные: формирование адекватных взаимоотношений в классе, навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков; регулятивные – формирование навыков самоконтроля; личностные – формирование устойчивого интереса к учению, снятие эмоционального напряжения и стрессов.
III. Средства обучения на уроке
Несмотря на то, что средства обучения остаются прежним, мы всё-таки ещё раз посмотрим на них с позиции БУД.
Проектируя любой урок, направленный на формирование БУД, необходимо максимально использовать возможности учебника. В содержании, и в структуре, и в системе заданий учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких БУД они направлены (и коммуникативные, и познавательные, и личностные, и регулятивные).
Ещё одним эффективным средством по формированию БУД становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Обращение к словарям, справочникам, энциклопедиям формирует у учащихся информационные познавательные БУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Эти пособия всегда должны находиться в классе, систематически использоваться на уроке. Но особым достижением должна считаться самостоятельная инициатива обучающихся в их применении, такие действия надо поощрять и пропагандировать.
ИКТ Современный урок в рамках ФГОС строится на основе использования технических средств обучения. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит под руководством педагогов добывать новые знания, работать с информацией, с помощью педагога делать выводы. Привести примеры – где какая техника, как используется
Компьютерные технологии - неотъемлемая часть образовательного процесса, значительно повышающая его эффективность, способствующего формированию базовых учебных действий.
Так, при проектировании и проведении современного урока комбинированного типа, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, педагогические технологи, направленные на формирование БУД.
Требования к уроку | Формируемые базовые учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Познавательные, коммуникативные, регулятивные | Создание проблемной ситуации Ведение проблемного диалога | Совместная формулировка с учащимися (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач урока | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | Создание проблемной ситуации Ведение проблемного диалога | Совместная формулировка с учащимися (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Регулятивные планирования коммуникативные | Работа с картой урока, планом, схемой, презентацией | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности Мини - проекты Проведение ролевых игр Работа с учебником Применение ИКТ – технологий. | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) |
Осуществление контроля | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель направляет консультирует) |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные коррекции | Использование памяток. Организация взаимопомощи. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию с помощью учителя (учитель консультирует, советует, помогает) |
Оценивание учащихся | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные, личностные | Применение методики безотметочного обучения Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) |
Итог урока | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Обобщение новых знаний Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков, смайликов, улыбок | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий, проектов. | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение современных уроков, где у учащихся в совместной деятельности с педагогом могут успешно формироваться и предметные результаты и БУД. Для этого необходимо проектировать урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Материал для справок
Большая часть времени на уроке посвящена изучению нового материала. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.
Подготовка школьников к изучению нового материала. Усвоение новых знаний по грамматике должно осуществляться с опорой на ранее изученные понятия, сформированные умения.
Подготовительная работа должна быть организована так, чтобы в памяти учеников актуализировались только основные, существенные связи, без которых невозможно усвоение нового. Учителя допускают ошибку, когда стремятся перед введением каждой новой темы повторять с детьми все, что было изучено ранее.
Любой новый материал требует от учеников предельной концентрации внимания, тем более, если новая грамматическая тема очень сложная. В этом случае домашнее задание, не связанное с вновь изучаемой темой, лучше не проверять фронтально. Все внимание детей должно быть сосредоточено на существенных признаках, которые лягут в основу восприятия нового.
Знакомство с новым материалом. Переход к изложению новой темы должен быть также тщательно организован. Это прежде всего касается подбора примеров, на основе анализа которых и будет сформировано новое понятие. Требования к подбору таковы:
1) предлагаемые для анализа примеры должны точно соответствовать первоначальному определению понятия. Например, при изучении имени существительного можно предложить пятиклассникам не отдельные лексемы, а предложения, из которых они выберут слова, обозначающие названия предметов. Но все имена существительные в предложении должны стоять в начальной форме, а вопросы к ним — соответствовать вопросам, которые будут даны в определении
Отличительной особенностью проведения урока с требованиями ФГОС ОВЗ является умения детей сформулировать тему, задачи и план работы, конечно, это происходит не совсем самостоятельно, а с подсказкой учителя: наводящими вопросами, просмотром видеофрагмента, который заранее подготовлен учителем, что бы учащиеся могли увидеть план работы. Так же для активизации познавательного интереса в начале раздаются заготовки тем и целей урока, но это не готовая тема, а на каждом листе напечатано слово и необходимо из полученного кейс- пакета достать и определить, какая будет тема на уроке. Такое начало всегда нравится детям и у них уже появляется настрой на работу. Очень часто применяется метод проектов на уроке обучающиеся уже запомнили технологию разработки технологической карты, которая необходима для изготовления предмета, и учащиеся самостоятельно могут поделится на группы для работы или учитель делит учащихся. При работе в группе, реализуется личностный результат, так как они при работе рассчитывают на себя, своего одноклассника, умение распределить роли в команде, при этом происходит реализация коммуникативных навыков, потому что, происходит общение, обсуждение, рассуждение при разработке модели. При составлении технологической карты учащимся приходится применять знания других предметов, так как изготовить шаблон необходимо вспомнить геометрические фигуры, отпиливания под разными углами. При изготовлении предмета происходит реализация требований ФГОС, таких как самоконтроль, самооценка правильности действий, учащиеся сами изготавливают предмет, и они могут себя оценить как они постарались и все ли правильно сделали. При получении готового изделия могут самостоятельно произвести коррекцию, потому что видят изготовленный свой объект и могут сравнить его с оригиналом. В итоге своей работы на уроке проводится рефлексия учащиеся озвучивают свое настроение, что было самым легким и трудным на уроке, что больше понравилось, учителю это помогает при планировании следующих уроков. При получении заданий на дом учащиеся получают обязательного задания и задания для удовольствия, например, найти какой – либо предмет, который бы сам ученик хотел изготовить, при этом самостоятельно просмотрел пути изготовления.
-