Организа-ционный момент Основные этапы: 1. Приветствие. 2. Постановка задания. Прием актуализации знаний. 3. Ответы учащихся. 4. Определение цели урока и последовательности учебных действий на уроке. | 1.Определяют цели урока: Изучение внешней политики Ивана Грозного. Узнаем, какое значение имеет для государства и его правителя расширение территории и успехи в данном направлении. 2. Планирование учебных действий на уроке. | Создание проблемной ситуации учителем. | Задание. (Прием актуализации знаний. Фронтально.) «Что мы знаем об Иване Грозном? Какие цели и задачи стояли перед ним? Какое направление было самым приоритетным?» Ответы учащихся: «Царь был подозрительным, жестоким, непоследователен, суеверен, часто впадал в депрессию. На его личностные качества повлияли постоянные распри между его матерь и боярами. Цели и задачи: централизация государственной власти. Внешняя политика: борьба за выход к Балтике, возврат земель Древнерусского государства». | Знание учащимися основных личностных характеристик царя, особенностей внешних направлений (Балтика, борьба с остатками Орды) | Познавательные УУД: отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез. Коммуникативные УУД: умение вести диалог, беседу Регулятивные УУД: формулирование проблемы (цели урока), планирование деятельности на уроке.
|
Изучение нового материала. Вопросы: I этап. 1. Казанское и Астраханское ханства II этап. 2. Сибирское ханство. Поход Ермака III этап. 3. Война с Ливонским орденом. | 1. Учащиеся работают с картой в учебнике по рассказу учителя 2. Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради. |
Учитель представляет направления внешней политики при Иване Грозном. 2. Показывает территорию ханств. 3. Показывает территорию русского государства после вхождения ханств в состав Российского государства. 4. Рассказывает о причинах Ливонской войны. Определяет противников России. | Учащиеся слушают объяснение учителя, следят за показом на карте и выполняют задания в рабочей тетради: 1. «Вхождение новых земель в состав Российского государства». 2. Работа в группах: 1) выделяет итоги войны, используя текст учебника. 2) выделяет причины поражения России в войне. |
Усвоение учащимися вопросов: Направления внешней политики, завоевание ханств. Приводят доказательства необходимости реализации данных направлений.
Делают выводы об успехах и поражениях во внешней политике. |
Познавательные УУД: осмысление услышанной информации, выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий. |
Закрепление нового материала. Домашнее задание. | Варианты закрепления материала: Решение заданий картографического практикума. | Планируемые предметные результаты: закрепление полученных знаний на уроке. | Познавательные УУД: выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные УУД: выбор способа решения задания, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий. |
Рефлексия 1. Мозговой штурм по изученному материалу. 2. Оценивание учащимися своей деятельности на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя (блиц-опрос) В завершении рисуют смайлики в тетради. | Постановка заданий рефлексивного характера. | Задания. 1.Что вам понравилось сегодня на уроке? 2. Оцените свою работу на уроке. | | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: выбор способа решения задания, определение |