СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование уроков систематизации и обобщения знаний по географии с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности применения прииемов технологии РКМЧП на уроках систематизации и обобщения знаний на примере уроков географии

Просмотр содержимого документа
«Проектирование уроков систематизации и обобщения знаний по географии с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ» в поселке совхоза «Селезнёвский»

Тамбовского района Тамбовской области







«Проектирование уроков систематизации и обобщения знаний по географии»

выступление для семинара учителей химии, биологии, географии

по теме «Особенности проектирования и проведения различных типов уроков и внеурочных мероприятий».






Автор: Мордовина Наталия Сергеевна,

учитель географии

филиала МБОУ «Комсомольская СОШ»

в п. свх. «Селезнёвский»




поселок совхоза «Селезнёвский»

Тамбовский район, Тамбовская область

В процессе обучения важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся, что способствует формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.

Для реализации задач формирования прочных и систематичных знаний в арсенале современного учителя имеется урок систематизации и обобщения знаний. Это сравнительно молодой тип урока. Для данного типа урока, как и для любого типа урока, свойственна своя структура:

  1. Организация начала урока.

  2. Сообщение темы и цели урока, самоопределение.

  3. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

  4. Повторение и общение понятий, усвоение соответствующей системы понятий.

  5. Повторение и систематизация основных теоретических предположений и ведущих идей науки.

  6. Итоги урока.

  7. Домашнее задание.

Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний учитель смог достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса, а применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Наиболее эффективными, на мой взгляд, для организации и проведения уроков обобщения и систематизации знаний являются приемы технологии развития критического мышления.

Образовательная технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Данная технология имеет универсальный характер, приемы технологии продуктивно работают на различных этапах урока. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией, что особенно актуально в современном обществе.

Приемы технологии РКМЧП на уроках систематизации и обобщения знаний.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов (актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету); реализация смысла (активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания); рефлексия (выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле). Данная структура урока в рамках технологии следующим образом накладывается на структуру урока систематизации и обобщения знаний:

Таблица 1.

Структура урока по технологии РКМЧП

Приемы технологи РКМЧП

Структура урока систематизации и обобщения знаний

Приемы технологии РКМЧП на уроках систематизации и обобщения знаний

Вызов

  • Мозговой штурм

  • Кластер предположений (на стадии рефлексии вносятся изменения)

  • «Погружение»

  • Прием «Поясните …( цитату, народную мудрость, высказывание, эпиграф)

  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

  • Прием «Верите ли вы, что…»

  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

  • Прием «Что это…»

Организация начала урока.

Сообщение темы и цели урока, самоопределение.

  • Мозговой штурм

  • Прием «Поясните …( цитату, народную мудрость, высказывание, эпиграф)

  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

  • Прием «З-Х-У»

  • Прием «Что это…»

  • «Погружение»

Реализация замысла

  • Прием инсерт (пометки на полях)

  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

  • Чтение со стопами

  • Прием «Сводная таблица»

  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»

  • Прием «Зиг-заг»

  • Прием «Мое мнение»

  • Прием «Мозговой штурм»

  • Прием «Фишбоун»

  • Прием «Что? Где? Когда?»

  • Стратегия решения проблем «Идеал»

  1. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

  2. Повторение и общение понятий, усвоение соответствующей системы понятий.

  3. Повторение и систематизация основных теоретических предположений и ведущих идей науки.

  • Прием «Сводная таблица»

  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»

  • Прием «Зиг-заг»

  • Синквейн,

  • Прием «Фишбоун»

  • Прием «Что? Где? Когда?»

  • Стратегия решения проблем «Идеал»

  • Прием «Верите ли вы, что…»

  • Прием «слепой кластер»


Рефлексия

  • Написание эссе

  • Рефлексивный экран вопросов

  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

  • Написание синквейна

Итоги урока.

Домашнее задание.


  • Написание эссе

  • Рефлексивный экран вопросов

  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме


Использование приемов технологии РКМЧП на уроке систематизации и обобщения знаний позволяет эффективно организовать повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений. Одним из таких приемов в технологии критического мышления является кластер. Способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Примененный на мотивационном этапе урока приём позволяет отразить имеющиеся у учащихся знания по изученной теме. А это помогает в свою очередь учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при систематизации и обобщении материала.

Так, например, на обобщающем уроке по теме «Природа регионов России» в 8 классе самостоятельное составление учениками кластера (можно в рамках парной или групповой работы) или заполнение «слепого кластера» (вариант выполнения задания для обучающихся с низким уровнем обученности) в начале занятия позволяет учителю организовать работу по систематизации и общению материала, проверить имеющиеся знания и правильно организовать работу на уроке:


Регионы России



Вариант «слепого кластера»:

:


Урал

Регионы России


азиатские




Для выяснения уровня усвоения основных понятий по теме использую прием «Синквейн». Обычно данный прием в технологии РКМЧП используется на стадии рефлексии. Перенос данного приема на уроке систематизации и обобщения знаний в основную часть урока (реализация замысла) помогает учителю выявить уровень освоения основных понятий изученного материала. Правила написания синквейна не изменяются, сокращается время для выполнения задания. Примеры синквейнов, составленных на уроке систематизации и обобщения знаний по теме «Природа регионов России»

Урал

Богатый, древний

Поражает, дарит, делит.

Граница между Европой и Азией

Каменный пояс земли Русской


Дальний Восток

Разнообразный, протяженный

Активно развивается, осваивается

За ним будущее России

Край контрастов.


Усвоение системы основных понятий можно проверить с помощью приема «Верные-неверные утверждения», но обязательно его необходимо проводить с объяснением причин согласия или несогласия с утверждением. Утверждения могут быть например такими:

  1. Самая большая по площади равнина России – Восточно-Европейская (Русская равнина)

  2. Самые высокие горы России – Уральские и т.п.

Учитель по ходу выполнения задания выясняет, достаточно ли у учащихся знаний, чтобы согласиться с утверждением или опровергнуть его, выявляет проблемные зоны.

Особую ценность в технологии развития критического мышления для систематизации и обобщения материала имеют приемы графической систематизации по теме с помощью таблиц: сводной или концептуальной. Так при систематизации знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» заполнение сводной таблицы «Реки», позволяет сравнить горные и равнинные реки и обобщить знания по теме. Признаки рек можно предоставлять учащимся в готовом виде, а можно предложить только шаблон таблицы, указав лишь название граф:

Равнинная река

Линии сравнения

Горная река


1.

2.

3.


Или

Равнинная река

Линии сравнения

Горная река


  1. Скорость течения



  1. Характер течения



  1. Берега



  1. Дно



Уроки обобщения и систематизации материала должны быть насыщенными не только приемами организации учебной деятельности, но и нетрадиционными по форме. Самой популярной для данного типа формой поведения урока, на мой взгляд, является игровая форма. Урок систематизации и обобщения знаний в игровой форме может быть организован в виде обобщающей дидактической игры, ролевой игры, викторины, турнира, лото и др.

Необычными должны быть и формы контроля на уроке систематизации и обобщения знаний. Одним из современных обобщающих средств контроля являются географические лабиринты. Для составления таких лабиринтов сначала заготавливается макет, который содержит 20 пустых прямоугольников, размещенных в четыре ряда. Затем определяется ключевое слово, состоящее из 10-12 букв и относящееся к теме лабиринта. Начиная с верхнего левого угла, это слово прописывается, соблюдая обратный порядок букв в прямоугольнике. Таким образом, создается правильный путь через лабиринт. В каждом из отмеченных прямоугольниках записываются верные утверждения. Для того чтобы охватить весь материал, необходимо, чтобы утверждения включали комплексную характеристику (начиная от географического положения, заканчивая отраслями хозяйства). Затем расставляются стрелки, последовательно соединяющие «правильные прямоугольники», вписываются ключевые буквы в верхнем левом углу каждого прямоугольника. После этого добавляются стрелки между «неправильными прямоугольниками», в сами прямоугольники вписываются буквы, которые не дают верного ответа и вписываются неверные утверждения. Утверждения можно заменять фотографиями, схемами, фрагментами карты и т.п.

При выполнении задания школьники получают следующую инструкцию: «Прочитайте утверждение и решите, согласны вы с ним или нет. Если ваш ответ «да», то запишите букву, соответствующую прямоугольнику. Двигаясь по стрелкам, выберите следующее правильное утверждение и запишите его букву. Если вы считаете, что утверждение неправильное, стрелку, ведущую к нему зачеркните. На выполнение задание дается 5 минут».

Проверка такого задания осуществляется очень быстро. Оценка правильности выполнения заданий производится также как при работе с обычным тестом.

Работа с лабиринтами развивает логическое мышление, память, внимание, способствует обращению учащихся к дополнительным материалам , к карте. ( Приложение 1)

Таким образом, уроки систематизации и обобщения знаний позволяют учащимся легче устанавливать связи между единичными и общими понятиями, что делает знания более осознанными и прочными.




Приложение 1.

Северная Африка

И

В Марокко располагаются богатые месторождения меди

В

Гора Тубкаль имеет высоту 2918 м

Ж

Магриб в переводе с арабского означает «север»

М

Река Нил летом пересыхает

А

Северную Африку от Европы отделяет Гибралтарский пролив


А

Высказывание «Я держу тебя в своих руках, Африка» принадлежит А. Македонскому

К

Большую часть площади Сахары занимают каменистые и глинистые пустыни

А

Основное население Сахары составляют кочевники-скотоводы

С

Главная достопримечательность региона - пирамиды

Е

Север Африки располагается в зоне умеренного климата

Г

Большую часть региона занимают саванны

К

Плоды финиковой пальмы называют «солнечными пальчиками»

Л

Под Сахарой Расположен величайший в мире бассейн подземных вод

О

На Средиземноморском побережье Египта круглый год идут дожди

А

Площадь Сахары немногим меньше площади США

Р

Пустынных кочевников называют «барханы»

П

Самый крупный по численности населения город Северной Африки - Триполи

Я

Ливия – это развитая страна

Б

Вади – это сухие русла рек

Н

Скорость ветра во время песчаных буря достигает 50 км/ч