СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование заданий с целью реализации ФГОС на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектирование заданий с целью реализации ФГОС на уроках географии»

Учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ "СОШ №12 г. Набережные Челны" РТ

Гайнуллина Рузиля Равиловна

Проектирование заданий с целью реализации ФГОС на уроках географии

На сегодняшний день система образования активно популяризирует новые стандарты, цели которых отличаются от целей традиционного образования. Так, сегодня целью современного урока служит способствование формированию предметных и метапредметных результатов: предметные, в свою очередь, являются конкретными знаниями по предмету; а метапредметные – это знания прочные и осознанные, которые пригодятся обучающимся в самостоятельной жизни и будут способствовать их развитию.

Актуальность  данной темы велика, ведь не секрет, *SPOD – мир давно сменился на *VUCA – мир.

*SPOD – мир:

- steady – устойчивый

- predictable - предсказуемый

- ordinary - простой

- definite – определенный

*VUCA – мир:

- volatility - нестабильный

- uncertainty - неопределенный

- complexity - сложный

- ambiguity - неоднозначный

То есть ФГОС направлен на гармоничное развитие личности, потому что сейчас необходимо наделять обучающихся качествами, которые помогут им в будущем. И это можно сделать через достижение метапредметных результатов. В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп:

  • Умение планировать и осуществлять свою деятельность;

  • Умение работать в коллективе;

  • Умение осуществлять познавательные действия;

  • Умение использовать компьютерные технологии;

  • Наличие коммуникативных умений;

  • Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

А сейчас я бы хотела представить вам разработанные мной задания, направленные на достижение метапредметных результатов.

Например, для урока в 10 классе мной разработаны следующие задания на тему урока Численность и воспроизводство населения мира: на этапе закрепления изучаемого материала я делю класс на несколько групп, каждой группе определяю страну и озвучиваю задание: представьте, вы главы данных стран, внутри группы вам предстоит провести выборы президента, который будет отбирать программы демографической политики для этих стран, и члены комиссии, которые помогут президенту в этом. У вас у всех есть проблемная ситуация: страны, где самый высокий прирост – это демографический взрыв, страны, где самый низкий прирост – демографический кризис. Ваша задача определить причины проблемы связанные с  численностью населения, и опираясь на опыт стран, которые уже вышли из таких проблем, выбрать программы по устранению данных причин.

Данное задание направлено на развитие коммуникативных навыков, разделение обязанностей в ходе работы в группе, на умение планировать и осуществлять свою деятельность на уроке, выполняя задания, организовывать среду своей работы.

Далее, после оглашения своих предположений и их аргументаций, учитель предлагает воспользоваться своими гаджетами, а конкретно программой, где возможно редактирование картинок - например, программу paint – необходимо открыть в данной программе политическую карту мира и отметить на ней страны, которым подходят отобранные обучающимися пункты демографической политики, затем эти карты скидываются на почту учителя и учитель имеет возможность сразу продемонстрировать на проекторе полученные детьми картины мира, далее, при демонстрации варианта демографической картины мира, учащиеся аргументируют свой выбор. Данное задание можно отнести к таким заданиям, которые позволяют обучающимся использовать компьютерные технологии и учат их выражать свою точку зрения.

В заключение хочется отметить, что задания, направленные на достижения метапредметных результатов также способствуют формированию коммуникативных навыков, которые помогают развить отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими, навыков, которые помогают эффективно контролировать свое состояние, время и процессы,

управленческих навыков, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых процессов.

Все это, в свою очередь, характеризует всесторонне развитию и гармонично сформированную личность. Развитие и формирование которой являются целью современного образования.