Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. На помощь приходит инклюзивное образование.
Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности.
Каким образом спроектировать современный урок и как его полноценно реализовать в простой общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования? Хочу поделиться небольшим опытом.
Основная деятельность учителя совершается не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и проектировании ситуации успешности обучения. Приходится подбирать оптимальные, наиболее эффективные методы и приемы, направления и подходы работы с детьми, моделируя тактику реализации урока. Вырабатываются не только стратегии обучения и воспитания (развитие личностных ресурсов каждого ребенка), но и модель поведения учителя на уроке: чётко и точно формулировать задание; предусматривается возможность импровизации и варьирования практического материала.
_____________отличается от всех детей и по своим способностям, и по особенностям психофизического развития. Внимание рассеянное, он часто отвлекается, «летает в облаках», не может долго сидеть за партой, моторика развита слабо; он быстро устаёт, отмечается колебание работоспособности, продуктивность деятельности уже к середине урока снижается. Более тревожен, обидчив и уязвим.
Урок, где есть ребёнок с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. В данном случае мышление_________ имеет замедленный характер. Тем не менее, на сегодняшний день ________знает все буквы алфавита, умеет читать по слогам, записывает односложные слова под диктовку, списывает с доски. Конечно, письмо ему даётся с трудом, он не всегда может самостоятельно найти рабочую строку. Самый сложный предмет для него это математика, поэтому стараюсь на уроках математики использовать много наглядности и дидактического материала.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая (не сложная), то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа
невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: сначала объясняется новый материал, а ребёнок с ОВЗ в это время выполняет самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала классу даётся самостоятельная работа, а с _________организую работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
Такое чередование деятельности продолжается в течение всего урока.
1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже
должно отвечать определенному алгоритму действий.
1) Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. При формулировании заданий показываю конечный продукт (законченный текст, решение равенств и неравенств)
2).Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом (решить, сравнить, подчеркнуть, найти и т.д.)
Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц;
3) пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
4)итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает
учитель, потом дети).
Использую так же дифференцированный подход с элементами группового обучения. Групповая или парная работа при объяснении новой темы. С ребёнком с ОВЗ садится сильный ученик и еще раз объясняет тему слабому ученику, т.е. помогает ему в процессе. В качестве контроля даются индивидуальные задания как письменные, так и устные.
Обязательное использование игровых методик.
Игра « Засели жителей» (домики) (простой вариант и усложнённый)
Игра «Числа, встаньте по порядку!»
Игра «Буквы заблудились»
Буквы с_________ мы выучили с помощью игровой методики Полякова, где при изучении гласных предлагались
Игра «Ветер» (красные большие буквы — это братья (А,О,У,Ы,Э), а маленькие — сестрички (я,ё,ю,и,е).
Игра «Прятки». Накрыть меньшие карточки большими (большие буквы сверху) и поменять порядок расположения этих пар: "Братики спрятались за сестричками и поменялись местами, чтобы ________ их не нашёл. Угадай, какая сестричка спряталась за братиком О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!"
Игра «Перепрятки». Играем так же, но на этот раз наоборот — братья прячутся за сестричками.
Игра «Ворона». Водим ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговариваем: "Ворона летела, летела, летела, летела и... букву съела". Быстро накрываем ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву собираемся накрыть. Если он не смог быстро ответить, отрываем ладонь на мгновенье и снова накрываем букву. Если и тогда не скажет, подсказываем, к примеру: "Рядом с О. Правильно, Ё!" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
Игровые методы позволяют наглядно использовать свои возможности достигать целей урока.
Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления.
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки.
Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе будет слаживаться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.
3