Проектная деятельность
«Формирование трудовой деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»
Измалкова Ольга Валерьевна
воспитатель,
МБДОУ №96, г. Иркутск
Вид проекта: информационный
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 6-7 лет
Продолжительность проекта:
краткосрочный, сентябрь - декабрь 2021 г.
Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к труду взрослых
Задачи:
1.Расширять и систематизировать доступные детям знания о труде людей;
2.Воспитывать уважение к людям разных профессий;
3.Формировать у дошкольников предпосылки к трудовой деятельности;
4.Развивать социальную компетентность;
5.Активизировать интерес к познанию окружающего мира;
6.Включение родителей в совместную проектную деятельность с детьми
Материалы и оборудование: каталог сюжетно-ролевых игр, перечень наглядных и методических пособий и дидактического материала, накопительная папка из опыта работы и т.д.
Актуальность проекта.
Главная задача организации совместной деятельности по ознакомлению детей с профессиями взрослых заключается в том, чтобы дать детям знания и представления о людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности, учить ценить и уважать труд человека, возбудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Трудовое воспитание всегда стоит на одном из важных мест среди воспитательно-образовательных задач, определенных обществом в целом. Особое значение отводиться формированию представлений у детей о людях разных профессий, это предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт, вследствие чего ребенку легко установить связь между результатом труда и его трудовой деятельностью. Используя разнообразные методы, приемы и средства по формированию представлений о людях разных профессии с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, обеспечивается развитие детского мышления, установление простейших связей и отношений, интерес к трудовой деятельности взрослых, преодоление в ребенке замкнутости, застенчивости и нерешительности. Разработанный проект по формированию представлений о людях разных профессий позволит последовательно обогащать детей знаниями о роли труда взрослых, о разнообразии профессий, совместной технике в трудовой деятельности, связи труда людей разных профессий.
Этапы проекта:
1 этап. Организационный
1.Разработка и утверждение тематического плана,
2.Подбор методического сопровождения,
3.Подготовка наглядного материала,
4.Встречи с родителями воспитанников (беседа о своих профессиях)
5.Чтение специальных книг о профессиях.
6.Беседы с детьми о разных профессиях.
2 этап. Планирование реализации проекта
1.Определение задач воспитательно-образовательной работы
2.Планирование деятельности воспитателей, детей родителей
3 этап. Реализация проекта
Мероприятия по реализации проекта
Сюжетно ролевые игры: «Почта», «Супермаркет», «Водитель», «Туристическое агентство», «Салон красоты», «Банк», «Пожарные», «Поликлиника» и т.д.
Викторина «В мире профессии»
Организация экскурсий «Магазин», «Почта», «Мастерская плотника», «Кухня» и т.д.
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Оденем куклу на работу», «Собираемся на работу», «Едем на работу», «От слова к слову», «Все профессии важны»
Беседы с детьми. Календарь профессиональных праздников: 3-е воскресенье сентября «День работников леса», 27 сентября «День воспитателя и всех дошкольных работников», 1-й понедельник октября «Всемирный день архитектуры», 5 октября «Всемирный день учителя», 9 октября «Всемирный день почты», 20 октября «Международный день повара»
Фотовыставка «Профессия моей мамы», «Профессии моего папы»
Выставка рисунков «Кем быть», «Моя любимая профессия»
Игры: «Назови профессию», «Угадай профессию», «Профессия на букву…», «Кто что делает», «Хорошо – плохо»
Непосредственно образовательная деятельность: «Актер», «Геолог», «Повар»
4 этап. Заключительный
Итоговое мероприятие: викторина «В мире профессий»
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
1.Знание детьми информации о профессиях помощник воспитателя, медсестра, повар, дворник, кастелянша и т.д.
2.Понимание значения слова «профессия»
3.Умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях
4.Сформированы элементарные представления о профессиях детского сада;
5.Вызван интерес к труду взрослых;
6.Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, коммуникативных навыков;
7.Реализованы потребности детей в трудовых видах деятельности;
8.Развитие индивидуальных нравственных качеств, накопление и обогащение игрового опыта.
Для воспитателя: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.
Для родителей: активное участие в образовательном процессе; пополнение знаний о разнообразии профессий.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
Изобразительная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативная деятельность
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Речевая деятельность
Совместная деятельность родителей с детьми
Список литературы
1.Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
2.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. _ СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002. – 160 с.: ил. (библиотека программы «Детство».).
3.Освоение образовательной области «Труд»: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности /авт.-сост. Е.А. Баландина, И.Г. Истомина, Е.В. Загорадская.–Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014.-95 с.