И.С. Сорокина
преподаватель
ОБПОУ «Курский государственный техникум технологий и сервиса»
(г. Курск)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В СПО
Аннотация. Статья раскрывает опыт внедрения целевой модели наставничества в СПО, рассматривает проектную деятельность как условие реализации форм наставничества «студент-студент», «студент-ученик».
Ключевые слова. Наставничество, формы наставничества, проектная деятельность, мастер-класс, профессиональное самоопределение.
Современное образование постоянно находится в поиске новых форм обучения и воспитания, обеспечивающих широкие возможности саморазвития и самореализации личности студента. Среди них особое место занимает проектная деятельность. Ее относят к разряду инновационной, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать [4, с. 12].
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Под проектом в настоящее время понимают:
форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;
дидактическое средство, метод активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств;
конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера [4, с.15].
Под деятельностью мы понимаем специфическую форму отношения человека к окружающему миру, которая включает в себя цель, средства, сам процесс и его результат. Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения и активной групповой формой организации учебно-воспитательного процесса. Это нацеливает студентов на коллективность действий, учит их работать в команде, способствует вовлечению обучающихся в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным, расширению и углублению их знаний, развитию практических умений и навыков, логического мышления и творческих способностей.
Сегодня проектная деятельность – это успешное условие реализации целевой модели наставничества. Наставничество не является чем-то новым в системе образования. Становление института наставничества насчитывает многовековую историю, отправной точкой которой принято считать далекий XIV век, когда в Оксфордском университете Великобритании было официально введено тьюторство [1, с. 4].
Сегодня у института наставничества появился официальный статус, который закреплен распоряжением Министерства Просвещения РФ в декабре 2019 года «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [3, с. 17].
Наставничество, тьюторство, менторство – эти понятия сегодня широко распространены в образовательном пространстве СПО. Наставничество мы понимаем как универсальную технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве [1, с. 12].
Цель наставничества заключается в максимально полном раскрытии потенциала личности наставляемого, который поможет успешной личностной и профессиональной самореализации. Наставничество представляет перспективную технологию, которая позволяет переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций студентов [3, с. 8].
В ОБПОУ «КГТТС» в рамках внедрения целевой модели наставничества реализуется целый ряд проектов, раскрывающих основные направления Программы воспитания. Среди них проект «Мобильная школа профориентации». Это комплекс практико-ориентированных профориентационных мероприятий, цель которых информирование выпускников школ о специальностях и профессиях, которые они могут получить, поступив в наше образовательное учреждение.
Задачи проекта:
• познакомить целевую аудиторию (школьники старших классов) с профессиями и специальностями, которые они могут получить в ОБПОУ «КГТТС»;
• раскрыть возможности и перспективы обучения в ОБПОУ «КГТТС»;
• скорректировать профессиональные траектории школьников;
• развить профессионально значимые качества;
• расширить горизонты сотрудничества с организациями-партнёрами.
Основная идея проекта заключается в том, чтобы предоставить подросткам возможность заглянуть за кулисы профессии, непосредственно познакомиться с ней, погрузиться в нее. Взаимодействие обучающихся общеобразовательного и профессионального учреждений реализует одну из форм наставничества «студент-ученик». Основная цель такого сотрудничества – успешное формирование у школьников представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов, метакомпетенций, мотивации на освоение профессий и специальностей, а также формирование осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития [3, с. 56]. В процессе профессионального диалога студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределениями, способствует индивидуальному наполнению и коррекции образовательной траектории.
Наиболее удобная и успешно зарекомендовавшая себя форма таких мероприятий – это мастер-классы. Тематические мастер-классы моделируют элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Они имеют завершенный вид и способствуют сознательному, обоснованному выбору профессии. Присутствующие на мастер-классе студенты и школьники – активные и непосредственные участники интерактива, который подразумевает конструктивный диалог и творчество. Формат профориентационного мастер-класса позволяет школьникам соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, которые предъявляет к человеку конкретная профессия или специальность, а также приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.
В течение трех лет проект «Мобильная школа профориентации» успешно зарекомендовал себя в образовательных организациях города. За время реализации проекта было организовано и проведено 10 тематических мастер-классов: «ЗОЖ-меню», «Витамин-меню», «Искусство карвинга», «Моя профессия – товаровед». В мероприятиях приняли участие более 200 учащиеся 8-9 классов, которые с большим интересом наблюдали за происходящим на импровизированной кухне, а потом сами примерили на себя роль повара. Студенты-наставники раскрыли удивительный мир кулинарного искусства, научили школьников самостоятельно готовить блюда, которые помогут бросить курить, поддержать иммунитет в период сложной эпидемиологической ситуации.
В рамках проектной деятельности при подготовке мастер-класса реализуется еще одна форма наставничества «студент-студент». Эта форма предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, что позволяет ему оказать весомое влияние на наставляемого [2, с. 9]. Студент-наставник передает свой практический опыт студенту-наставляемому путем прямого и комментированного показа приемов работы. Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу тебя».
В роли наставников выступают студенты старших курсов, у которых уже есть опыт в профессии и любовь к выбранному делу. Это ответственные, социально активные студенты с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированные на профессиональное и личностное самосовершенствование и саморазвитие [5, с. 4]. Как правило, это победители и призеры Чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia, участники образовательных и творческих проектов техникума, увлеченные и способные передать свою творческую энергию и интересы другим. Студенты-наставники являются образцом для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности. Модель отношений «опытный – начинающий» дает возможность первокурсникам уже с первых дней обучения в техникуме погрузиться в будущую профессию. Это важно, поскольку учебные планы первого года обучения построены таким образом, что основная часть учебного времени отводится на изучение общеобразовательных предметов. Спецпредметы, лабораторно-практические занятия, учебная и производственная практика – все это ждет студентов только на втором курсе. Участие в проекте «Мобильная школа профориентации» помогает вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной профессии, поддерживать к ней интерес с первых дней обучения в техникуме, сформировать у первокурсников профессионально значимые мотивы.
В процессе реализации проектов студенты учатся работать в команде, планировать свою деятельность, правильно ставить задачи, определять пути их решения, разрешать конфликты, воспитывать в себе лидерские качества. Результатом правильной организации работы наставников при реализации проектов будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в студенческом коллективе, положительный имидж образовательной организации.
Annotation. The article reveals the experience of introducing the target model of mentoring in SVE, considers project activities as a condition for the implementation of the forms of mentoring "student-student", "student-student".
Keywords. Mentoring, forms of mentoring, project activities, master class, professional self-determination.
Литература
1. Абрамовских Н.В. Тьюторство: история и современность / Н.В.Абрамовских, Е.А. Казаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (19). С. 156 – 162.
2. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические рекомендации . – Челябинск, 2007. – 13 с
3. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих об-разовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (Методология наставничества полная авторская версия 05.12.2019.pdf#1 .– URL: https://iro86.ru/images/Documents/materialy/rcoko/ (дата обращения: 07.03.2022)
4. Олонцева, Л. Н. Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн») / Л. Н. Олонцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 2 (15). — С. 12-19. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/129/4355/ (дата обращения: 17.02.2022).
5. Современные формы наставничества [Дискуссионный клуб] – URL: file:///C:/Users/Present/Downloads/sovremennye-formy-nastavnichestva.pdf (дата обращения: 01.03.2022)