Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся
Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Мотивация учащихся к получению прочных знаний была востребована всегда. Но в настоящее время изменилось задачи мотивации. Мотивировать нужно практической значимостью знаний для компетентной личности, которая востребована высокотехнологичным временем. Почувствовать свою состоятельность, успешность, комфортность на занятии дает использование современных технологий, а именно проектной. Уже само название — проект, повышает интерес студентов к изучению любого предмета.
«Знания по теме должны быть «целостной совокупностью знаний, которые друг друга поддерживают, укрепляют и обогащают», «Изучать совокупное целое, а не что-то искаженное, прерывистое или разорванное», «Изложение должно быть полным, основательным и точным» — так говорил Я. А. Каменский. Достичь этого дает возможность использования данной технологии обучения. Метод проектов имеет большое значение для развития жизненной, социальной, информационной, предметной компетентностей студента. Метод позволяет:
– проверить и закрепить на практике теоретические знания;
– обеспечить продуктивную связь теории и практики в процессе обучения;
– приобрести жизненный опыт;
– развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал;
-осуществлять организованную поисковую, исследовательскую деятельность;
– научить студентов самостоятельно работать с дополнительной литературой, сетью INTERNET;
– учить умению самостоятельно работать над творческими заданиями;
– повышать интерес к изучению математики;
– воспитывать уважение, умение работать в коллективе;
– формировать собственную жизненную позицию.
А все это очень актуально для нашего общества, потому что именно жизнь ставит цели обучения через всю жизнь. Важнейшей составляющей процесса обучения является не компьютеры, а преподаватели, вооруженные методиками применения компьютерных технологий. Чтобы развить у студентов способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, нужно использовать различные педагогические технологии, в том числе и проектную.
Кроме этого, положительным фактором проектной деятельности являются:
– повышение посещаемости занятий, у студентов растет уверенность в своих знаниях, развивается способность к обучению;
-студенты берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий;
-возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Творческий учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной и объективной новизной, выполненный под контролем и при консультировании преподавателя.
Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в действенности опыта. Они выполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Что касается преподавателей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения со студентами. Для детей, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от преподавателя к самостоятельности.
Стандарт современного образования ориентирован на деятельностные технологии, это позволяет повысить мотивацию обучения. Вследствие этого развиваются учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся. Ребята учатся определять структуры объекта познания; искать и выделять связи и отношения между частями целого; разделять процесс на этапы; выявлять причинно- следственные отношения; развивают умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать, аргументировать, делать выводы; различать факт, доказательство, выдвигать гипотезу; проводить исследования; делать предположения; описывать результаты работы; контролировать и оценивать свою работу.
Актуальность темы «Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся» обусловлена тем, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся- проектной деятельности.
При осуществлении проектного обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:
– выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;
– структурирование задач;
– сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;
– управление процессом обучения;
– использование технологий там, где это необходимо;
-поиск надежного способа оценки.
Различают следующие основные типы проектов:
| Типы проектов |
Количество участников проекта | Индивидуальный Парный Групповой |
Уровень сложности | Информационный (задания на воспроизведение по образцу). Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для студента). Творческий (задания, направленные на актуализацию знаний). |
Содержание проекта | Монопроект. Междисциплинарный проект. |
Уровень самостоятельности исполнения | Выполняемый совместно с преподавателем. Выполняемый совместно с другими студентами под руководством преподавателя. Выполняемый совместно с другими студентами без руководства преподавателя. Выполняемый в основном самостоятельно |
Длительность исполнения проекта | Мини-проект (1-2 занятия). Краткосрочный (4-6 занятий). Средней продолжительности (1-4 месяца). Долгосрочный. |
Роль преподавателя при исполнении проекта учеником чрезвычайно важна, хотя основную работу всё же выполняет обучающийся самостоятельно. Особенно помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?». Ответив на этот вопрос, студент определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос : «Что для этого следует сделать?». Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Следующий шаг- как это делать? Поняв это, студент выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также заранее необходимо решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступить к работе.
Персональный проект-это самостоятельная работа, осуществляемая обучающимися на протяжении длительного периода, возможно, в течение года. Приступая к такой работе, студент самостоятельно или с небольшой помощью педагога создаёт план предстоящей работы. Работа по плану- один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть студент. Есть ещё одна важная сторона персонального проекта: обучающийся сам должен пригласить к сотрудничеству супервизора. Это не просто «руководитель проекта». Это консультант, источник информации, вдохновитель. Такое взаимодействие даёт ребятам совершенно новый опыт общения с преподавателем, и это представляется очень важным.
Проектам необходимо давать внешнюю оценку, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость координации. Характер оценки зависит от темы, от типа проекта и от условий проведения. Необходимо проводить постоянный мониторинг совместной деятельности. При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание, как того требует психология данного возраста. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно оценивать:
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
Степень осмысления информации;
Уровень сложности, степень владения использованными методиками;
Оригинальность идеи;
Осмысление проблемы и формулирование цели;
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
Владение рефлексией;
Творческий подход к подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
С критериями оценивания обучающиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура балла будет понятна обучающемуся.
Одной из главных особенностей проекта является и право студента на самооценку. Он оценивает ход проекта и его результат. Такой способ оценивания соответствует социальным и психологическим запросам подростка. Кроме этого позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах – это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью…), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт очень важен, его не хватает не только студентам, но и взрослым людям.
Серьёзные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справиться с требованиями в вузе.
Замечательный опыт самопрезентации даёт ребятам процедура защиты проекта. Она имеет строгий регламент: 7-10 минут на выступление и 3-5 минут- ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а, может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело более убедительным. Есть много способов, которые осваивают ребята, готовя презентацию.
Имеющийся опыт проектной деятельности указывает на то, что, занимаясь этим видом деятельности учащиеся получают следующие умения:
Увидеть проблему и преобразовать её в цель собственной деятельности;
Поставить стратегическую цель и разбить её на творческие шаги;
Оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределив их;
Добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники, в том числе людей, как источник информации;
Планировать свою работу;
Выполнив работу, оценить её результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
Увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем
Кроме того , занятие проектной деятельностью способствует:
Развитию адекватной самооценки;
Формированию позитивной концепции;
Развитию коммуникативной;
Информационной компетентности;
Социальных навыков;
Решению профориентационных задач.
Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность мотивирует учащихся к активной учебной деятельности, следствием этого является преобразование академических знаний в реальный жизненный опыт. А это и есть требование времени и требование государственного стандарта.
Что касается учебных занятий, то на занятии я стараюсь использовать групповые проекты. Например, делю группу на 3 команды, каждая из которых получает задание по исследовательской деятельности, потом знакомит с результатом в различной презентационной форме: устный журнал, плакат, слайд презентации в рукописном варианте. Происходит защита мини-проекта.
В результате, после выполнения этой работы, в которой будут рассмотрены многие направления, будет справедливое высказывание: «Все, что я познаю, я знаю, зачем это мне нужно, где и как я могу эти знания применить.»
Считаю, что справедливым является вывод, что использование метода проектов на занятиях позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, добиваясь тем самым глубокого и надежного усвоения изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации обучения.
Библиография
Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов.
Галина Цветкова: Русский язык. 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся. ФГОС «Учитель». 2020
Проектная деятельность в школе. В. Родионов, М. Ступницкая, АНО «Школа «Премьер», МГППУ. 2010.