СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство развития творческого и креативного мышления у учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлено обобщение опыта работы по проектной деятельности в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития творческого и креативного мышления у учащихся в начальной школе»

Проектная деятельность как средство развития творческого и креативного мышления у учащихся в начальной школе

В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся условиям трансформирующегося мира. Необходимым становится понимание того, где и как эти знания найти, систематизировать и выстроить, применить на практике.

В основе метода проектов лежит развитие универсальных учебных действий, познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует на применение актуальных знаний и способствует приобретению новых для активного включения деятельности в социальной и культурной среде. Важнейшей задачей современного образования становится подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: целеполаганию, созданию проблемы для исследования, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникабельности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Цель проекта:

Научить детей к окончанию начальной школы владеть методом проектной деятельности.

Задачи данного проекта:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

  • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

  • Изучить теоретические основы новой технологии;

  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;

  • Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;

  • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.


Участники проекта:

  • учитель начальной школы

  • учителя - предметники

  • учащиеся

  • родители


Срок реализации проекта: с 1 по 4 класс начальной школы

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Перспективная начальная школа», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.

Полагаю, что при работе по данному методическому комплекту необходимо сформировать у учащихся творческое мышление, в том числе, через проектную деятельность.

Сейчас я имею большой опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе.

В комплекте «Перспективная начальная школа» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились в работе. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

Основные требования, выступающие в качестве ориентиров для учащихся – опираться на собственный опыт. Для учителя – обучать в действии, побуждать к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

В 1 классе я учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучила детей к работе по группам. Моя задача была - научить детей общению, пониманию, взаимодействию. Стало необходимостью научить детей работать с книгами, энциклопедическими справочниками в школьной библиотеке по темам проекта, искать нужную информацию, оформлять проекты и их защищать, использовать индивидуальную работу с учащимися и родителями.

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Итоговый этап проводился на празднике «Мой проект» в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Нами были проведены и защищены следующие проекты: «Моя родословная», «История моей улицы», «Мы за здоровый образ жизни», «Орел в будущем», «Птичья столовая».

Опыт деятельности учащихся в 1 классе показал, что метод проектов интересен учащимся. И уже во 2 классе учащиеся прошли через все стадии создания проекта. К тому же гимназия имеет четко-выраженную социально-гуманитарную направленность и поэтому выбор метода проектной деятельности помогает учащимся к подготовке к профилю гимназии.

В целях пропедевтики обществоведческих дисциплин мною была разработана рабочая программа факультатива « История и культура города Орла». В рамках работы факультатива мы с детьми посетили Орловский Краеведческий музей. Под впечатлением от увиденного, дети предложили создать новый проект - макет русской традиционной деревни.

I этап - Выбор проблемы.

Чтобы узнать будет ли тема создания деревни актуальна, я решила провести опрос среди своих учеников и их родителей. Анкета содержала один вопрос: является ли тема создания традиционной русской деревни для вас интересной? В опросе приняло участие 19 обучающихся и 19 родителей. 95% обучающихся и 90% родителей ответили, что заинтересованы в данном проекте. Я одобрила их инициативу.

Наш проект интересен тем, что он проводился группой учителей, учеников начальной школы, а также их родителей с целью: подготовить учащихся начальной школы к социально - активной позиции через сохранение исторической памяти и наследие традиций. Поставленная выше цель достигается в 4 этапа. Задачи на каждом этапе:

  1. Получить консультации по данному вопросу у компетентных специалистов.

  2. Собрать информацию, необходимую для всестороннего рассмотрения выбранной проблемы.

  3. Распространить положительный опыт внедрения метода проектной деятельности среди учителей гимназии.

  4. Привлечение общественности, заинтересованной внедрением данного метода в начальной школе.


2. Исследование проблемы

Кроме посещения краеведческого музея, мы решили обраться к специалистам за консультациями:

  • учителю истории за консультацией по вопросам исторических традиций;

  • библиотекарю по вопросам подбора литературы по теме проекта;

  • учителю технологии по вопросам моделирования и построения чертежей.

3. Варианты решения

Варианты решения проблемы:

  • подготовить макет традиционной русской деревни;

  • выступить на методическом объединении учителей начальных классов и методическом совете гимназии с инициативой внедрения проектной деятельности учащихся, не охваченных федеральными государственными образовательными стандартами, на всех этапах обучения в начальной школе;

  • принять участие в работе городского методического объединения учителей истории и обществознания с целью пропедевтики обучения истории.

4. Реализация проекта

Для достижения поставленной цели дети объединились в группы по интересам (так как это не первый проект, то для них не было трудности в формировании групп), распределили обязанности таким образом, чтобы каждый ребенок мог выполнить посильную для него работу, опираясь на принцип «Чем мне могут помочь родители?». План работы в группах составили под моим руководством с помощью наводящих вопросов.

На этом этапе каждая группа получила задание, дети занялись сбором информации:

1 группа - посетила школьный музей и получила консультацию по проблеме у работника музея;

2 группа - школьную библиотеку, где под руководством заведующего библиотеки изучили литературу, просмотрели презентации по теме проекта, фотоматериалы;

3 группа - кабинет технологии, где учитель технологии показал детям способы создания модели дома;

4 группа - занималась поиском информации в сети Интернет под руководством родителей дома.

Роль учителя на данном этапе - наблюдатель, консультант.

Проанализировав полученную информацию, дети занялись реализацией данного проекта. Были сделаны эскизы деревни на бумаге, использовался подручный материал для моделирования возможных вариантов создания моделей домов.

Первая группа создала макеты крестьянских домов из подготовленных ранее веток деревьев и деревянных брусочков. Крыши домов были сделаны из засушенных травяных растений.

Вторая группа занималась созданием макета дома зажиточного крестьянина. Она использовала в своей работе нарезанные полосы ДВП, которые крепились друг к другу с помощью специальных вырезов. Для оформления фасада использовалась роспись, выполненная в русском стиле при помощи масляных красок. Окна дома украшены цветными занавесками из кусочков материи.

Третья группа выполняла одну из самых сложных работ – изготовление макета церкви из тонкого картона, а также макет колодца из бумаги.

Четвертая группа, используя имеющиеся у них практические знания,

« заселили» деревню людьми, животными и хозяйственной утварью.

Используя в работе энциклопедические источники, ребята выяснили, что изготовили не макет деревни, а макет села, так как только в селе располагается церковь.

Если в процессе работы над проектом было много споров по различным вопросам, то при выборе названия села дети были единодушны. Село Мирное - это место, где живут Маша и Миша – герои, помогающие нам в изучении нашей программы «Перспективная начальная школа».

С защитой проекта дети выступили на родительском собрании, перед учащимися начальной школы и МО учителей гимназии.

В процессе работы над творческим проектом обучающиеся получают:

-навыки работы над проектом;

-навыки коммуникативной деятельности;

-умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым развивая свой кругозор;

- навыки работы по четко определенному плану (поэтапно);

- умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;

-навыки использования межпредметных связей в период создания макета села;

- навыки использования метапредметных связей при создании проекта.

Такая деятельность для учащихся очень интересна, мы хотим, чтобы подобных проектов было много, поэтому привлекаем всю заинтересованную общественность к созданию методических материалов по данной теме, потому что считаем, что за такого рода деятельностью будущее. Ведь еще в Древнем Китае была пословица : «Скажи мне - и я не забуду, покажи мне - и я не запомню, вовлеки меня - и я пойму».