СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство социально-педагогической работы в специальной (коррекционной) школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫступление на научной конференции.Успешное решение коррекционно-развивающих задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование творческих способностей, умения работать с информацией возможно при использовании проблемных и проектных методов.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство социально-педагогической работы в специальной (коррекционной) школе»

Проектная деятельность как средство социально-педагогической работы в специальной (коррекционной) школе


Одной из актуальных задач современной специальной коррекционной школы VIII вида, является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача коррекционной школы состоит в том, чтобы подготовить учеников с особыми образовательными потребностями к жизни в социуме, формировать у них умения видеть и решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Для решения этих важных задач необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ. Основной контингент учащихся нашей школы – это дети с интеллектуальными нарушениями, у которых наблюдается разная степень выраженности речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. Успешное решение коррекционно-развивающих задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование творческих способностей, умения работать с информацией возможно при использовании проблемных и проектных методов.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Говоря о проектном обучении, имеется в виду не только метод проектов, называемый «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением понимается весь комплекс дидактических, психолого-педагогических средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию.

Метод проектов позволяет при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями решить ряд важных задач:

  • учить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • научить принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • развивать творческие способности;

  • учить работать в команде.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника. В процессе коррекционно-воспитательной работы используются многообразные стимулы, способствующие формированию положительных качеств личности. Под влиянием строго продуманных педагогических воздействий повышается активность учащихся с ОВЗ и расширяются их интересы. Используемая индивидуализация педагогических средств направлена на возможно более быстрое включение детей в общую систему педагогической работы.

Практика показала также, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями положительно относятся к урокам творческой направленности. Ведь на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности и способности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе. Ведь обучая детей с ОВЗ, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и способностей каждого ребенка. Учитывая индивидуальные возможности и способности учащихся, опыт коллег, анализируя свою работу, я пришла к твердому убеждению, что метод творческих проектов вполне применим на уроках и во внеурочной деятельности. В коррекционной школе это, конечно, трудно сделать, т. к. у детей с интеллектуальными нарушениями снижены познавательные способности, часто такие дети слабо или даже совсем не мотивированы на познавательную активность. Но, если эту работу начинать постепенно, то я считаю, что положительных результатов можно добиться. Деятельность педагога играет здесь ведущую и направляющую роль. Передо мной, как перед учителем стоит очень важная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, пробудить их познавательную активность. Творческий проект отлично справляется с данной задачей – пробуждает интерес и побуждает к самостоятельной деятельности, развивает творческие способности, активизирует эмоционально-волевую сферу учащихся. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Школьники с интеллектуальными нарушениями часто испытывают трудности в выборе темы проекта, постановке проблемы. В таком случае у меня всегда под рукой имеется «копилка» проектов, состоящая из реально выполнимых заданий. “Копилка” сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что значительно упрощает проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта. Тематику проектных заданий стараюсь подбирать с учетом интересов учащихся. Дети моего класса всегда положительно относятся к проектной деятельности. Выполняя проекты, мои ученики учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания, приобретают навыки практической деятельности с применением ИКТ технологии. Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс дает мне возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей, проявить творческие способности. За два года работы моими учениками были выполнены проекты, разнообразные по тематике и содержанию: «Цветы для мамочки моей», «В гостях у сказки», «Моя родословная» и т.д. Защита проекта проходит через театрализации, творческие выставки, КВН, мультимедийные презентации, тематические стенгазеты, где ребята имеют возможность показать результаты своей деятельности. Конечно, проекты моих учеников по своей конструктивной сложности, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако, ребята получают огромное эмоциональное удовлетворение, осознавая всю значимость и необходимость своего труда. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. Проектная деятельность для обучающихся коррекционной школы является очень значимой, создаѐт ситуацию успеха, развивает личность детей с ограниченными возможностями здоровья, активизирует их познавательную активность и способствует повышению мотивации в обучении.