СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность классного руководителя в урочное и внеурочное время"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности, обучающихся в обществе

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность классного руководителя в урочное и внеурочное время"»


Выступление на районном семинаре по теме:

«Проектная деятельность классного руководителя

в урочное и внеурочное время».

Классный руководитель - одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Он ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя.

Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать.

Работа классного руководителя сложна и многообразна, но она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися, осуществляется воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с обучающимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом.

Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности, обучающихся в обществе.


Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника не только знающего, а умеющего творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять знания, способного принимать нестандартные решения.

Мария Мантессори сформулировала один из своих принципов так: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”

На сегодняшний день требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, развивал бы исследовательские навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса, реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств, привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения и воспитания.

Для решения этой проблемы мне ближе всего метод проекта.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности.

Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Начиная работу над проектом, прежде всего, привлекаю таких учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать, проявлять инициативу. При правильной поддержке и контроле действий у таких детей получается замечательный результат. Трудности возникают на первых порах, но когда начинается работа, а потом приходит успех, у детей возникает стойкая мотивация. И если темы исследовательских работ увлекательны, интересны, новы и оригинальны, то дети испытывают творческий подъём, который является движущей силой работы над проектом.

Работа над проектом активизирует самостоятельную, практическую деятельность ученика, в полной мере подтверждая жизненность мудрости, «Расскажи мне - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь». (слайд)

Информационно-коммуникационные технологии побуждают меня по-новому строить отношения с обучающимися. Я как, педагог, уже не являюсь главным носителем информации, а управляю учебной деятельностью обучающихся, создаю широкие возможности развития многих компонентов личности ученика: опыта творческой деятельности, рационального, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира. При выполнении заданий обучающиеся используют знания, полученные при изучении других предметов (математики, биологии, чтения и развития речи, истории, рисования и т. д.)

Учитывая, что личность каждого нашего ученика самоценна и у каждого есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, в своей работе использую несколько типов проектов в зависимости от ряда типологических принципов:

  • по количеству участников - индивидуальные или групповые;

  • по содержанию и привязке к учебным дисциплинам - монопредметные и межпредметные;  (монопроекты применяю на уроках совместно с другим предметом, где используется информация из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступаю я как учитель географии, консультантом — учитель другой дисциплины)

  • по продолжительности проектной деятельности применяю краткосрочные (мини-проекты), недельные и годичные проекты;

  • по доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие проекты.

Хочу остановиться на этапах работы над проектом:

  • мотивационный 

  • планирующе - подготовительный 

  • информационно-операционный 

  • рефлексивно-оценочный 


1 этап – мотивационный.

Здесь важно для меня создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Роль классного руководителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель построит первый этап – этап погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе обучающихся. 

Проведение демонстрационного занятия: мотивационный этап проекта.

2 этап – планирующе - подготовительный.

Здесь мы разрабатываем замысел проекта, формулируем задачи, план действий, согласовываем способы совместной деятельности, делю ребят на группы если это нужно для работы.

3 этап - информационно- операционный.

Здесь идёт реализация проекта. Собираем с ребятами материал, всю информацию перерабатываем, сортируем. Роль классного руководителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап - рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Примерная тематика проектов по географии. Обучающимся были предложены несколько тем проектов по географии: (на слайде и показ работ)

В 7 классе:

    • «Реки России»

  • «Заповедники и заказники России»

  • «Наш поселок»

В 8 классе большая возможность для творческих проектов:

  • «Удивительная Африка»

  • «Страна «Наоборот»

  • «Репортаж из джунглей»

В 9 классе: «Государства Евразии» (слайд)

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты которые направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Большинство из них можно отнести к мини-проектам. Примеры: доклады, сообщения – презентации, что мной чаще всего используется.

Конечно, проект, выполненный учениками 6 - 7 классов, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в более старших классах ребята под моим руководством учатся ставить цель, определять задачи, формулировать проблемные вопросы, отбирать содержание, формулировать выводы.

Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Большую помощь в работе с программой "Power Point". оказывают учитель информатики Ульянов А.А и воспитатели. Ребята, зная азы, создают свои презентации. Когда, тема проекта совпадает с темой урока, защиту проводим на уроках. Удачно, считаю, используемые мной проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем.

В нашей школе уже на протяжении многих лет проводятся мини проекты в рамках тематических недель (экологии, математики, чтения и развития речи, истории) где обучающиеся могут в полной мере показать свои имеющиеся знания, умения и получить дополнительную информацию по предметам. Поз­воляют избежать шаблонности в препо­давании предметов, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес­сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предметам.

Дети нашей школы очень активно участвуют в проекте под названием «Неделя экологии», реализуемый мной и обучающимися 4-9 классов. Разработки мероприятий проекта включают творческие задания, интеллектуальные игры, викторины, организацию встреч с людьми, выход в социальные организации (библиотека, музей). Все мероприятия составляю с учетом специфики детей, так же каждое мероприятие направлено на отработку предметных и личностных, теоретических и практических умений обучающихся по предметам биологии и географии. Через которые наши обучающиеся дополнительно овладевают базовыми знаниями, умениями и навыками по предметам с целью дальнейшей социализации в обществе.

При составлении проектов предметных недель разработки мероприятий включают в себя межпредметную связь. (слайд)

География + биология (загадка):

С «Л» - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С» - бывает после лета,

Время года, дети, это. (Олень, осень)

География + письмо и развитие речи.

Какого рода кольраби? (С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)

Математика+ география:

РО + ГУ – РУ + У + РЕЦ

ПО + МА + ИДОР – А

КОТ- ОТ+ АР + ТОШ + КУ –У +А

Использую творческие проекты как классный руководитель во внеурочное время. Они не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, рекламный буклет. (слайд –пример)

Подводя итоги, можно сказать при ответственном подходе к своей работе, у нас в школе, получается провести интересные и полезные для ребят предметные недели, уроки, мероприятия!

С начала года в школе запущен социальный проект «Пани» (ударение на последний слог), что в переводе с удэгейского означает – «окно в люди») В который включены педагоги начального звена и учителя предметники.

Направление проекта: этнокультурное.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 года - май 2017 года.

Целевая группа проекта: обучающиеся 1-6 классов школы-интерната.

(прослеживается преемственность обучающихся начального звена, которые второй год обучаются по ФГОСам - и среднего звена) СЛАЙД

Особенность проекта - объединение системы урочной и внеурочной, деятельности в приобщении школьников от класса к классу к истокам национальной культуры, литературы, искусства, природы. Кроме того, реализация проекта дает возможность развивать личностные качества школьников, формировать базовые учебные умения через приобщение к культуре.

Актуальность: В настоящее время особо остро ставится вопрос о сохранении и возрождении ритуалов, обычаев, культуры, быта и декоративно-прикладного искусства коренных народов Дальнего Востока.

Занимаясь различными видами народных ремесел, дети получают географические понятия, знания по истории родного края, учатся толерантности, развивают художественный вкус. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью будут иметь возможность общаться, работать, получать положительные эмоции, чувствуя при этом себя востребованными в обществе, т.е. социализированными.

(слайд) Цель проекта:

Создание новых условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшей социализации посредством освоения программы по направлению декоративно – прикладного искусства малых народностей, проживающих в Хабаровском крае.

Задачи проекта:

-разработать программу работы с детьми по освоению навыков создания изделий декоративно – прикладного искусства

-приобрести необходимое оборудование, материалы и инструменты для работы по направлению декоративно – прикладного творчества

-приобщить к культуре народов Хабаровского края через творческие встречи с коллективом «Эвэлен», беседы, посещение музеев.

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения;

-личностные, исследовательские учебные умения в соответствии с возрастом

- участие обучающихся в социальных проектах

- получат представление о быте, культуре, традициях, обычаях народов Хабаровского края и района имени Лазо СЛАЙДЫ

В рамках проекта мы с ребятами изучили географическое положение района, рельеф, климат, народы населяющие район, флору и фауну района. Посетили с экскурсией

Сикачи́-Аля́н — национальное нанайское село

Одним из результатов проведенной работы стал настенный макет карты района им. Лазо, он у нас в работе, сделали общий контур, далее будут нанесены населенные пункты, заказники, реки нашего района. Дети этим заинтересовались, дети могут наглядно увидеть свой поселок, село в котором они живут, увидеть местоположение , удаленность от районного центра.

Провели мастер классы по изготовлению предметов народного быта, … (куклы, шарики- обереги, дерево- счастья, амулеты на здоровье, любовь) (Фото)

Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации обучающихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Обучающиеся с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни и развития личностных компетенций.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения».

Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно:

Проект многогранен.

Кроме того,

Проект эффективен.

Проект перспективен.

Проект неисчерпаем!