СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность младших школьников как условие развития познавательного интереса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников как условие развития познавательного интереса»

МБОУ «СОШ № 3 им. Сергиенко Н.Г.»










«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА»








Учитель начальных классов

Надбитова Екатерина Павловна















г. Элиста 2018 год

Актуальность

Основная задача каждого учителя– включение ребёнка в активный процесс познания окружающего мира. Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам, равнодушнее относятся к учебе.

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Каждый учитель разрабатывает для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если отсутствует интерес к учению.

Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением. Но как вызвать устойчивый познавательный интерес?

(слайд 6) Я поставила перед собой цель: повышение уровня познавательного интереса младших школьников через использование проектного метода обучения.

Задачи:

  • апробировать разные типы и видыпроектов;

  • определить эффективность использования метода проектовдля развития познавательного интереса младших школьников, повышения уровня обученности, интеллектуального и личностного развития.

В основе любого проекта лежит идея развития ребёнка, его интеллектуальных и личностных качеств.Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требовалось умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходилось добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Существуют определённые этапы реализации проекта: (слайд 7)

  1. Подготовительный

Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

  • определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

  • создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

  1. Организационный

Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

  • определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

  • установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

  • распределение задач (обязанностей) между членами группы.

  1. Основной

Цель: разработка проекта.

Задачи:

  • самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;

  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и во внеурочное время).

  1. Заключительный

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • анализ и синтез данных;

  • формулирование выводов.

  1. Презентация результатов

Цель: демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

  • подготовка презентационных материалов;

  • подготовка публичного выступления;

  • презентация проекта.


Проектная деятельность ставит каждого учащегосяв позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умение поиска информации, развивая познавательный интерес младших школьников.Работая над проектами, ребята совершенствовали навыки чтения, письма, математические умения, развивали естественно-научные представления об окружающем мире.


Учебные задания, которые выполняют ребята во время уроков в рамках работы над проектами:

литературное чтение

  • выразительное чтение

  • чтение по ролям

  • репортаж с места событий

  • творческий пересказ

  • придумать свою невероятную историю, сказку, стихотворение, чистоговорку

  • составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта

  • придумать сказочную азбуку из названий животных, растений, сказочных героев и т.д.

  • составить книгу загадок, отгадки которых начинаются на одну и ту же букву, например, букву «к»

  • составитькнигу «птичьих» загадок( лесных, грибных и т.д.)

  • составить филворд, кроссворд

  • дать советы главному герою

  • придумать продолжение

  • подготовить пересказ от имени главного героя произведения

  • составить письмо и телеграмму от имени героев

  • подготовитьинсценировку произведения

русский язык

  • написать письмо другу, соседу, литературному персонажу и т. д.

  • составить вопросы для викторины

  • составить головоломку, ребус

  • составить памятки по уходу за животными, растениями

  • составить режим дня животного

  • украсить слово (использовать части речи)

  • дать толкованиеслова

  • составить список необходимых материалов для создания объекта

математика

  • составить задачу (простую, составную)

  • измерить длину, ширину объекта, маршрута

  • найти периметр, площадь объекта

  • измерить вес, рост объекта

  • составить головоломку, ребус

изобразительное искусство, трудовое обучение

  • придумать и оформить настольную игру

  • проиллюстрировать произведение

  • моделирование, конструирование объекта

  • составить таблицу, диаграмму, лабиринт

  • оформить рекламный лист, книжку- самоделку

окружающий мир

  • провести опыт, наблюдение

  • провести экскурсию

  • подготовить устное сообщение

  • измерить температуру воздуха, воды, тела

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.


Результативность

Включение учащихся в проектную деятельность повышает активность учащихся на уроках, развивает познавательный интерес и творческие способности, организованность, самостоятельность ицелеустремленность, способствует положительной динамике учебных достижений, повышению удовлетворённости учащихся образовательным процессом.



Приложения

Работа над творческими проектами







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богачева, И.В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: методические рекомендации / И.В. Богачева, И.В.Федоров, О.В. Сурикова; ГУО «Академия последипломного образования», - Минск: АПО, 2012.

  2. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

учебной деятельности. - М: Просвещение, 2004.

  1. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2005.

  2. Белобородова, Т. Н. Использование метода проектов для развития творческих возможностей учащихся / Т. Н. Белобородова // Пачатковаенавучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. - № 4. – С. 49-52.

  3. Гаврилин, А. Организация работы над проектом / А. Гаврилин // Школьная педагогика. – 2007. - № 3.

  4. Меняева, И. Н. О методе проектов / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – 2004. - № 4.

  5. Новикова, Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании / Т. Г. Новикова. – М., 2001.

  6. Пахомова, Н. Учебные проекты: методология поиска / Н. Пахомова // Учитель. – 2000. - № 1. – С.4—45.

  7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

  8. Савенков, А. И. «Я – исследователь»: конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников /
    А. И. Савенков // Образование Минщины. - 2009. - №5. - С. 22-26.

  9. Смолякова, О. Ф. Технология развития проектной деятельности будущих педагогов / О. Ф. Смолякова // Адукацыя і выхаванне. – 2004. - № 2. – С. 58 – 63.

  10. Шишова, С. Е. и др. Структура и содержание проектной деятельности / С. Е. Шишова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. - № 2. – С. 17 – 23.