Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменения, наблюдаемые в характере образования, диктуют новые условия преподавания предмета, основанные на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них «компетентности». Среди множества современных инновационных педагогических подходов, особое место занимает метод творческих проектов, который значительно расширяет возможности для развития ребёнка на основе личностно-ориентированного подхода. Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, игровые, здоровьесберегающие технологии, новые информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует:
у учащихся коммуникативные навыки,
культуру общения,
умения кратко и доступно формулировать мысли,
терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
развивать умение добывать информацию из разных источников,
обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий,
создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определеннымиинтеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К интеллектуальным умениям можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учётом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.
Учитель должен чётко прописать учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у школьников), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, пр., в том числе и из электронных источников), который он предложит учащимся или к которому он порекомендует обратиться, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Другими словами, желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания эффективности деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей иностранного языка, которые могут выступить в качестве экспертов.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Отправной точкой при выборе именно этого вида педагогической технологии являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно – ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.
Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями и компьютером.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включены в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.
Проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков.
Социальные: Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Коммуникативные: учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Мыслительные: Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.
Исследовательские: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.
Приступая к внедрению метода проектов в образовательную деятельную практику школы необходимо помнить, что наряду с преимуществами работа проектом содержит определенные трудности.
1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта.Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
3. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
4. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
5. Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы – взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».
6. Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Каждый проект - часть души ребенка. Каждый школьник защищает свой проект. Подготовка и защита проводятся на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала.
Творческие проекты охватывают каждого ученика. Дети могут попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования ИЯ. Детям нравится коллективная форма работы, т.к. в группе каждый может найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам: каждый в проекте находит дело по душе и по силам. Кроме того, в группе есть сильные ученики, которые могут оказать помощь менее подготовленным детям.
КЛАСС 6
ТЕМА Модуль 9 Еда и напитки
ТЕМА УРОКА: Кулинария
Цели урока: 1.образовательная (обучающая)
повторить исчисляемые и неисчисляемые существительные и их употребление с неопределенными местоимениями;
освоить клише речевого этикета в ситуации «заказ в кафе или ресторане»;
развивать умение распознавать интернациональную лексику в английском языке и сопоставлять с аналогами в русском языке;
развивать лингвистическую, учебнопознавательную, компенсаторную и социокультурную компетенции.
2.практическая
практиковать употребление грамматических времён Present Simple, Present Continuous, Past Simple в разных видах речевой деятельности;
освоить клише речевого этикета при выражении просьбы или высказывании предложения.
3.развивающая
- развивать умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения;
- развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
- развивать воображение при моделировании ситуаций общения;
- развивать исследовательские учебные действия: умения работать с информацией (собирать, фиксировать, анализировать и обобщать);
- развивать умения классифицировать, новую лексику (как приём освоения).
4.воспитательная
- мотивировать на изучение иностранного языка;
- развивать возможности самореализации средствами иностранного языка;
- воспитывать культуру питания как составляющую здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к традициям национальной кухни как части культуры разных стран мира.
Оборудование: доска, ПК, музыкальный центр, мультимедийная презентация, раздаточный материал, название урока, стихотворение.
Тип урока: открытия нових знаний
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Приветствие.
T-Sts: Hello, students! I’m glad to see you.
St-T: Good afternoon, teacher.
T: Sit down, please, girls!
Sit down, please, boys!
2. Учебная разминка
T-St1: Do you like the weather today? Why?
St1-Yes, I do, because the weather is sunny and cool today, I can walk after school with my friend.
3. Создание проблемной ситуации
T-Sts: Do you know traditional Russian dishes?
- St1: Yes, I do.
- Do you know traditional English dishes?
- St2: No, I don’t.
- Do you often go to the cafes?
- St2: No, I don’t.
- Do you like Russian or English food?
- St3: I like Russian food.
- What would you prefer for dessert?
- St4: As for me, I’d rather prefer some ice-cream.
4. Сообщение темы и целей урока.
- Dear pupils, look at the blackboard and read motor of our lesson.
YOU ARE WHAT YOU EAT. Three weeks ago you divided into 2 teams: historians and researchers. Each of you chosen problems. Today we check your projects.
T-Sts: What do you want to know on this lesson? What question do you want to answer?
St1: It’s interesting to know what place to choose to eat out at when in the UK?
St2: I’d like to know what food do the English eat?
St3: I want to know about traditional dishes.
4.1.Введение в языковую атмосферу: речевая, фонетическая разминка
- Before we start let’s to do some task. Listen and repeat after me.
Sippity sup, sippity sup,
Bread and milk from a china cup.
Bread and milk from a bright silver spoon
Made of a piece of the bright silver moon.
Sippity sup, sippity sup,
Sippity, sippity sup.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Актуализацияопорных знаний (ассоциативный куст)
T: In your desk you can see pictures dishes from different countries, match them.
2.ПроверкаД/З
T: You will be make menu for your imagine restaurant which you give name. I think each of yours works can have excellent marks.
T: Well, your menus look tasty, but I want to know how to serve in your restaurant. I invite pupils whose will be waiter the visitors. At first I’ll want listen Project of Histories team.
3. Презентация проектов. (выступление первого ученика)
T: It’s very interesting work. Have anybody question? And now what is saying you Researchers team?
(защита презентации второго ученика)
T: This facts are unexpected.
4. Практика различных видовречевойдеятельности (актуализация навыков развлчных видовречевой деятельности)
T: Remember some rules. Match words with uncountable and countable nouns.
(3- 4 учень презентує свій проект)
T: Well, your projects look tasty, but I want to knew how to serve in your restaurant. I invite pupils whose will be waiter and the visitors.
Waiter: Good afternoon, sir.
Tim: I would like a table for two.
Waiter: All right. Follow me, please.
Tim: Can we have the menu, please?
Waiter: Here you are, sir.
Tim: What would you like to eat, Katya?
Katya: I would like a vegetable soup and some grilled fish.
Waiter: Are you ready to order?
Tim: Yes, two vegetable soups and one grilled fish with salad and one roast beef. And two strawberry ice creams for desert.
Waiter: Would you like some bread?
Tim: Yes, please.
T: Thank you.The next team, please.
A: Waiter! I’d like the menu, please.
W: Here you are, sir.
W: Are you ready to order?
A: Yes, I am. Can I start with tomato soup? Then the salmon and steak, please.
W: What steak would you like: rare, medium or well — done?
A: Medium, please.
W: And would you like vegetables or salad?
A: Vegetables, please.
W: Would you like any wine?
A: Yes, white, please.
A: Waiter! Can I have the bill, please?
W: Here you are.
A: Is service included?
W: Yes, it is.
A: Can I pay by credit card?
W: Yes, of course.
T: Thank you. I don't even know which restaurant to choose Russian or English
3.3. Music break. (звуки разных способов приготовления блюд)
T: Please listen the sounds and guess what is it?
Are you ready?
- St1: I think it's boiled (fried, stew , peel potatoes, sound how opening crisp, add water and etc.)
T: Well, you’re excellent guess the sound from kithen.
(5-6 учень презентує проект)
5. Развитие навыков устной диалогической , монологической речи; выполнениятестовых заданий различныхтипов.
T: Have some quiz. Each group has text, read it to class, then you must guess what about or why it happened. (приложение 3)
T: Have you got any questions?
6. Закрепление ранее изученного материала.
T: Remember some rules. On the desk you can see card with countable and uncountable nouns. You must put on proper place at the board.
(7-8 учень презентує проект)
7. Мини-итог
T: OK! You made very interesting project which are important nowadays, you remembered that every person must know its customs.
VI. Заключительная часть
Подведение итогов. Рефлексия.
T: And the end of our unusual lesson I want to know what do you remember of it, what was interesting?
T: In my mind your work is huge. But one of you make yourself, someone I helped, that is why yours marks are different.
Домашние задание.
T: Your home task will be find information about health food and fast food, make advertising.
Приложение 1
Russian Menu

Приложение 2
English Menu
TOO MANY COOKS
Three busy cooks had so much work to do, they decided to help each other.
“I’ll make a big pot of soup!” said one.
“I’ll make a great bowl of spaghetti!” said another.
“And I’ll make a huge bowl of custard!(cream)!” said the third.
All went well until they began to argue.
Приложение 3
Quiz
ALONG CAME AN ONION
The carrot told a funny joke which made all the vegetables laugh.
The tomato laughed until he was red in the face, and so did the beetroot. The courgettes gaggled and the radishes rolled about with laughter.
The all of a sudden they started to cry. I wonder why?
ЛИТЕРАТУРА
Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с. 2009.-272с.
Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
Палаева Л.И. Подготовка учителя к организации проектной деятельности // Метод проектов: теория и практика. Материалы видеоконференции – электронный адрес – http://www.ioso.ru/distantэлектронный адрес – http://www.ioso.ru/distant.
Статья «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством метода проектов в рамках системно-деятельностного подхода»
Палаева Л.И. Подготовительный этап для организации проектной деятельности учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004. – с.339-343. – 0,25 п.л.
14