СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках биологии и химии. Новые приемы и методы, повышающие мотивацию школьников.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как с помощью деятельностного метода повысить заинтересованность учащихся на разных предметах.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках биологии и химии. Новые приемы и методы, повышающие мотивацию школьников.»

Приемы и методы, направленные на применение здоровьесберегающей методики на уроках естественнонаучного цикла и во внеклассной работе по предмету.

Лет 30 назад я приобрела книгу Н.Б. Коростылёва «От А до Я», которая стала моей настольной книгой, помощником в работе с детьми. Можно ли избежать простудных заболеваний, сделать свой организм крепким и устойчивым к различного рода нагрузкам, победить дурные привычки, раздвинуть « рамки» рабочего времени, примирить веяния моды и требования врачей? Чем руководствоваться в выборе профессии, которая стала бы главным делом жизни? Как правильно строить отношения с окружающими людьми? Об этих и многих других вопросах рассказано в этой книге. Здоровый образ жизни- понятие многогранное. Если каждый из нас так организует свою жизнь, что станет развитым в физическом и духовном отношении, целеустремленным, жизнерадостным, то многие вопросы охраны здоровья будут решены и быстрее, и успешнее.

Все большую роль в наше время играет человеческий фактор. Этот фактор становится более действенным при крепком физическом и психическом здоровье человека.

Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь укреплять свое здоровье, а в этом деле нет мелочей, здесь все важно от «А до Я».

Поскольку я учитель, мне захотелось передать эту информацию о здоровье окружающим меня людям. Поэтому, выбирая темы, над которыми работала лично я, следила за тем, чтобы они помогали формировать правильный образ жизни. В блок изучаемых тем по предмету я ввела вопросы экологического и гигиенического характера, рассматривая их в связи с функциональными особенностями человека. Сведения, полученные на уроках биологии и химии, могут быть практически использованы каждым школьником и в период изучения курса, и в отдаленное будущее, независимо от того, какую профессию для себя они выберут.



Труд планомерный, систематический, ежедневный или развитие школьника…

Всем известно, что планомерный, ежедневный труд, систематические занятия дают глубокие знания. Но всегда ли удается выполнить эти благие пожелания? В самом деле, есть дети, занятые общественной работой, либо тяжелые дни ( много уроков и все трудные). Если ученик не умеет планировать свое время, предстоящую работу, то подчас попадает в сложное положение. Тогда как он себя будет чувствовать, когда выйдет из стен школы?

Развитие ребенка означает формирование у него новых способностей, т.е. особого рода свободы действия относительно некоторых областей прак-тики. Что такое способность? Появление способности означает появление новых способов действия, т.е. новых механизмов действия.. Рассмотрю пример: появление речи у малыша. Раньше, чтобы попросить о чем-нибудь свою мать, он должен был прямо показать ей на желаемое- теперь может просто назвать. Т.о. способность увеличивает потенциал действия, делает нас свободными в новых ситуациях. Чем больше способов действия, тем свободнее я чувствую себя в ситуации, которые близки к тем, в которых мы будем их применять. Способности развиваются в ситуациях, которые близки к тем, в которых мы будем их применять. Можно тупо учить слова, и тогда образуется словарный запас, но способность говорить от этого не возникает. Вот, если оказаться в ситуации, когда нужно что-то выразить, попросить, когда возникает необходимость коммуникации, тогда, может быть, вспомнятся и слова, заученные накануне. Само словосочетание « словарный запас» указывает на то, что это нечто припасенное, чтобы потом использовать, это материал действия. Именно с учетом этого и построено любое обучение, но, к сожалению, реальные ситуации, в которых понадобится этот «запас» уходят на второй план. Т.е накопление «запаса» становится главным. Вот и получается классическая ситуация « чемодан без ручки»: и нести неудобно, и бросить жаль.

А теперь посмотрим, к чему это приводит. Когда в одном исследовании попытались выяснить, насколько уверенно российские школьники чувствуют себя при решении определенных задач по математике, выяснилось следующее. Только 2/3 школьников могут вычислить, пользуясь расписанием движения поездов, сколько времени займет поездка из одного города в другой. Только 65% понимают графики, публикуемые в газетах, только чуть больше половины могут найти реальное расстояние между городами по карте, зная масштаб. А вот решить алгебраическое уравнение первой степени может уже 91% школьников. Так «запас» стал главным, а места, где его можно использовать, потерялись. Нам-то специалистам, педагогам, они очевидны, а вот ученикам неизвестны.

Мой опыт, так трудно доставшийся мне самой, оказался неприменим, не нужен следующим поколениям. Возникла новая для истории - неожиданная ситуация- опыт предшествующего поколения передается последующему, а тому он не нужен. Т.е. может быть, и нужен, но одновременно нужно и что-то еще, другое, нам неизвестное. Эта ситуация порождает множество вопросов - философских, культурологических, психологических и т.д. Но, главное, возникают вопросы практические. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания.

Следовательно, необходим поиск новых определений качества образования, а также новое понимание результатов образования. Наступил момент в нашей жизни, когда старые формы образования про-буксовывают.

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы.

Ни для кого не секрет, что к современным детям информация поступает отовсюду. Однако, они часто не умеют превращать информацию в знания. Нужно их этому научить, причем не просто запоминать и воспро-изводить все подряд, а выбирать именно ту информацию, которая необходима, и применять ее на практике. Модернизация образования введения в образовательное пространство таких категорий, как систем-ный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной системы ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он включается в деятельность, решает собственную проблему, создает собственный образ действия, вскрывает в себе глубинные механизмы своих возможностей и потребностей. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий.

Поэтому на своих уроках я начинаю работать над темой: «Проектная деятельность как средство практического применения здоровьесберегающих методик на уроках биологии.» Я начинаю понимать, что этот деятельностный подход помогает найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, но и групповая работа учащихся. Это позволит приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициа-тивность,, оригинальность в решении познавательных вопросов, неорди-нарность подходов, интенсивность умственного труда, исследователь-ский опыт, организацию семиотического пространства.

Деятельностный подход к построению образовательных стандартов принят школами сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.