СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средство ключевых компетенций.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу обучения должен быть положен принцип"обучение в процессе деятельности",так как он соответствует деятельностной сущности ребёнка и обеспечивает связь обучения с жизнью,игрой,трудом.   Джон Дьюи.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средство ключевых компетенций.»

Проектная деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности , как средство формирования ключевых компетенций.   Подготовила : Балыкина Татьяна Владимировна,  учитель математики и физики  МБОУ «Крупецкая СОШ»  Рыльского района  Курской области

Проектная деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности , как средство формирования ключевых компетенций.

Подготовила : Балыкина Татьяна Владимировна,

учитель математики и физики

МБОУ «Крупецкая СОШ»

Рыльского района

Курской области

Концепция модернизации 1)концепция модернизации российского образования определила новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и формирование ключевых компетенций; 2)реалии нашей жизни таковы , что восстребованными оказываются люди ,способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить , анализировать, сравнивать, делать выводы ,практически решать возникающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Концепция модернизации

1)концепция модернизации российского образования

определила новую стратегию образования,

ориентированную на развитие личности и

формирование ключевых компетенций;

2)реалии нашей жизни таковы , что восстребованными

оказываются люди ,способные активно откликаться на

возникающие перед обществом проблемы, умеющие

системно мыслить , анализировать, сравнивать,

делать выводы ,практически решать возникающие

перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Формирование компетенций Возникает проблема : что должен дать учитель для формирования у обучающихся компетенций в конкретном предметном поле? 1)научить приобретать самостоятельно знания из различных источников; 2)научить пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; 3)приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах , исследовательские умения.

Формирование компетенций

Возникает проблема : что должен дать учитель для

формирования у обучающихся компетенций в

конкретном предметном поле?

1)научить приобретать самостоятельно знания из

различных источников;

2)научить пользоваться приобретёнными знаниями

для решения практических задач;

3)приобрести коммуникативные умения, работая в

различных группах , исследовательские умения.

Статистика Из исследований известно, что обучающиеся удерживают в памяти: 10% от того , что читают; 26% от того , что слышат; 30% от того , что видят; 50% от того , что видят и слышат; 70% от того , что обсуждают; 80% от того , что основано на личном опыте; 90% от того , что говорят и делают; 95% от того , чему обучаются сами.

Статистика

Из исследований известно, что обучающиеся

удерживают в памяти:

10% от того , что читают;

26% от того , что слышат;

30% от того , что видят;

50% от того , что видят и слышат;

70% от того , что обсуждают;

80% от того , что основано на личном опыте;

90% от того , что говорят и делают;

95% от того , чему обучаются сами.

Историческая справка 1)Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США . Его называли также методом проблем . Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи; 2)в России метод был известен в 1905 году. После революции 1917 года метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской; 3)в1931 году постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался до конца 80-х годов прошлого века.

Историческая справка

1)Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в

США . Его называли также методом проблем . Он

основывался на идеях прагматической педагогики

американского философа и педагога Джона Дьюи;

2)в России метод был известен в 1905 году. После

революции 1917 года метод проектов применялся в

школах по личному распоряжению Н. К. Крупской;

3)в1931 году постановлением ЦК ВКП(б) этот метод

был осуждён как чуждый советской школе и не

использовался до конца 80-х годов прошлого века.

Проектная деятельность   Проектная деятельность-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы , которая должна завершится вполне реальным практическим результатом , оформленным. Проектная деятельность - это важнейшая компетенция , на которую нацелено проектное обучение; в основе проектного обучения лежит «метод проектов»; в основу «метода проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная деятельность

Проектная деятельность-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы , которая должна завершится вполне реальным практическим результатом , оформленным.

Проектная деятельность - это важнейшая компетенция , на которую нацелено проектное обучение;

в основе проектного обучения лежит «метод проектов»;

в основу «метода проектов» положена идея о

направленности учебно-познавательной деятельности

обучающихся на результат , который получается при

решении той или иной практически или теоретически

значимой проблемы.

Цели проектной деятельности 1)воспитание обучающихся , способных быть самостоятельными в мышлении и действий; 2)развитие коммуникативных исследовательских навыков; 3)умение работать с информацией; 4)формировать проблемы и находить пути их решения; 5)развитие у обучающихся критического мышления.

Цели проектной деятельности

1)воспитание обучающихся , способных быть

самостоятельными в мышлении и действий;

2)развитие коммуникативных исследовательских навыков;

3)умение работать с информацией;

4)формировать проблемы и находить пути их решения;

5)развитие у обучающихся критического мышления.

Функции проектной деятельности 1)стимулирует самостоятельность и обогащает жизненным опытом; 2)учитывает потребности, интересы , возрастные и индивидуальные особенности; 3)выводит процесс обучения из стен школы в социальную среду; 4)обеспечивает личный рост обучающегося , позволяет фиксировать рост ( в графиках , таблицах , анкетах) и вести обучающегося по ступеням роста от проекта к проекту.

Функции проектной деятельности

1)стимулирует самостоятельность и обогащает

жизненным опытом;

2)учитывает потребности, интересы , возрастные и индивидуальные особенности;

3)выводит процесс обучения из стен школы в

социальную среду;

4)обеспечивает личный рост обучающегося , позволяет

фиксировать рост ( в графиках , таблицах , анкетах) и вести обучающегося по ступеням роста от проекта к проекту.

Структура проекта. Проект-это задание обучающимся , сформированное в виде проблемы ; самостоятельная творческая работа обучающегося , выполненная от идеи до воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. 1)тема проекта (Чем собираемся заниматься?) 2)актуальность проблемы (Почему это необходимо?) 3)объект исследования (Что необходимо изучить ?) 4)участники проекта (Кто будет реализовывать ?) 5)партнёры проект (Кто будет помогать ?) 6)ожидаемые результаты (Какие изменения произойдут в результате реализации проекта ?) 7)авторы проекта (Кто разработал проект ?)

Структура проекта.

Проект-это задание обучающимся , сформированное в виде проблемы ; самостоятельная творческая работа обучающегося , выполненная от идеи до воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

1)тема проекта (Чем собираемся заниматься?)

2)актуальность проблемы (Почему это необходимо?)

3)объект исследования (Что необходимо изучить ?)

4)участники проекта (Кто будет реализовывать ?)

5)партнёры проект (Кто будет помогать ?)

6)ожидаемые результаты (Какие изменения произойдут в результате реализации проекта ?)

7)авторы проекта (Кто разработал проект ?)

Классификация проектов  по доминирующему в проекте методу 1)практико-ориентированный проект-нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта; 2)исследовательский проект-по структуре напоминает научное исследование; 3)информационный проект-направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории; 4)творческий проект-предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению.

Классификация проектов по доминирующему в проекте методу

1)практико-ориентированный проект-нацелен на

решение социальных задач, отражающих интересы

участников проекта;

2)исследовательский проект-по структуре напоминает

научное исследование;

3)информационный проект-направлен на сбор

информации о каком-либо объекте или явлении с целью

анализа, обобщения и представления информации для

аудитории;

4)творческий проект-предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению.

Классификация проектов  по признаку продолжительности 1)краткосрочные проекты (решение небольшой проблемы) -требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп; 3)недельные проекты- выполняются в группах в ходе проектной недели , их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта; 4)долгосрочные проекты- требуют 1месяц до нескольких, могут выполнятся и в группах и индивидуально.

Классификация проектов по признаку продолжительности

1)краткосрочные проекты (решение небольшой проблемы) -требуют 4-6 уроков для

координации деятельности участников проектных

групп;

3)недельные проекты- выполняются в группах в ходе

проектной недели , их реализация занимает примерно

30-40 часов и целиком проходит с участием

руководителя проекта;

4)долгосрочные проекты- требуют 1месяц до нескольких, могут выполнятся и в группах

и индивидуально.

Классификация проектов по признаку  предметно-содержательной области 1)моно проекты-как правило , в рамках одного предмета или одной области знания , но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель-учитель-предметник , консультант-учитель другой дисциплины; 2)меж предметные проекты-проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний ; глубокая и содержательная интеграция требуется на этапе постановки проблемы.

Классификация проектов по признаку предметно-содержательной области

1)моно проекты-как правило , в рамках одного предмета

или одной области знания , но могут использовать

информацию из других областей знания и деятельности;

руководитель-учитель-предметник , консультант-учитель

другой дисциплины;

2)меж предметные проекты-проводятся исключительно

во внеурочное время под руководством нескольких

специалистов в различных областях знаний ; глубокая

и содержательная интеграция требуется на этапе

постановки проблемы.

Классификация проектов по характеру координации 1)с открытой явной координацией (координатор участвует в проекте , организуя отдельные этапы проекта провести анкетирования; собрать данные; договориться о встрече в каком-то учреждении); 2) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя ни в сети , ни в деятельности групп, выступает как полноправный участник проекта);

Классификация проектов по характеру координации

1)с открытой явной координацией (координатор участвует в проекте , организуя отдельные этапы проекта провести анкетирования; собрать данные;

договориться о встрече в каком-то учреждении);

2) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя ни в сети , ни в деятельности групп,

выступает как полноправный участник проекта);

Метод проектов 1)ученик определят цель деятельности-учитель помогает; 2)ученик открывает новые знания-учитель рекомендует новые источники знаний; 3)ученик экспериментирует-учитель раскрывает возможные и методы эксперимента; 4)ученик выбирает-учитель содействуют прогнозированию результатов выбора; 5)ученик активен-учитель создаёт условия для проявления активности; 6)ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности-учитель помогает оценить результаты.

Метод проектов

1)ученик определят цель деятельности-учитель помогает;

2)ученик открывает новые знания-учитель рекомендует

новые источники знаний;

3)ученик экспериментирует-учитель раскрывает

возможные и методы эксперимента;

4)ученик выбирает-учитель содействуют прогнозированию результатов выбора;

5)ученик активен-учитель создаёт условия для проявления активности;

6)ученик несёт ответственность за результаты своей

деятельности-учитель помогает оценить результаты.

Проектный метод формирует  компетенции мыследеятельностные : выдвижение идеи, целеполагание и формирование задач, поиск гипотезы, выбор способа или метода , самоанализ и рефлексия; 2)презентационные : построение доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; 3)коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя , находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

Проектный метод формирует компетенции

  • мыследеятельностные : выдвижение идеи,

целеполагание и формирование задач, поиск гипотезы,

выбор способа или метода , самоанализ и рефлексия;

2)презентационные : построение доклада о проделанной

работе, выбор способов и форм наглядной презентации,

подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

3)коммуникативные: слушать и понимать других,

выражать себя , находить компромисс,

взаимодействовать внутри группы.

Преимущества индивидуальных проектов 1)план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; 2)формируется чувство ответственности у обучающегося; 3)обучающейся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта; 4)формирование у обучающихся важнейших навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).

Преимущества индивидуальных проектов

1)план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

2)формируется чувство ответственности у обучающегося;

3)обучающейся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта;

4)формирование у обучающихся важнейших навыков

(исследовательских, презентационных, оценочных).

Преимущества групповых проектов 1)формируются навыки сотрудничества в проектной группе; 2)проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; 3)на каждом этапе работы , как правило , есть свой ситуационный лидер; каждый , в зависимости от своих  сильных сторон , включается в работу на определённом этапе; 4)могут быть образованы подгруппы в рамках проектной группы , предлагающие различные пути решения проблемы ,идеи ,гипотезы ,точки зрения.

Преимущества групповых проектов

1)формируются навыки сотрудничества в проектной

группе;

2)проект может быть выполнен наиболее глубоко и

разносторонне;

3)на каждом этапе работы , как правило , есть свой ситуационный лидер; каждый , в зависимости от своих

сильных сторон , включается в работу на определённом

этапе;

4)могут быть образованы подгруппы в рамках проектной группы , предлагающие различные пути решения проблемы ,идеи ,гипотезы ,точки зрения.

Система оценивания проекта 1)обучающейся не выполнил проектную работу, выставляется отметка «1»; 2)обучающейся выполнил проектную работу на пониженном уровне, выставляется отметка «2»; 3)обучающейся выполнил проектную работу на базовом уровне , выставляется отметка «3»; 4)обучающейся выполнил проектную работу на повышенном уровне , выставляется отметка «4»; 5)обучающейся выполнил проектную работу на высоком уровне , выставляется отметка «5».

Система оценивания проекта

1)обучающейся не выполнил проектную работу,

выставляется отметка «1»;

2)обучающейся выполнил проектную работу на

пониженном уровне, выставляется отметка «2»;

3)обучающейся выполнил проектную работу на базовом

уровне , выставляется отметка «3»;

4)обучающейся выполнил проектную работу на

повышенном уровне , выставляется отметка «4»;

5)обучающейся выполнил проектную работу на высоком уровне , выставляется отметка «5».

Выводы Метод проектов является одной из технологий , которая способна решить задачи «новой школы»: 1)уникальность :метод проектов ориентирован на достижение целей самих обучающихся; 2)эффективность: метод проектов формирует большое количество УУД; 3)необходимость: метод проектов трансформирует опыт деятельности обучающихся.

Выводы

Метод проектов является одной из технологий , которая

способна решить задачи «новой школы»:

1)уникальность :метод проектов ориентирован на

достижение целей самих обучающихся;

2)эффективность: метод проектов формирует большое

количество УУД;

3)необходимость: метод проектов трансформирует опыт

деятельности обучающихся.

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!