СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея системы проектных задач заключается в том,что решая их,ученик начальной школы фактически осваивает основы способа проектирования.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе.»



Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе Федорова Галина Александровна учитель начальных классов МКОУ Павловская СОШ №2 г. Павловск Воронежская область.

Разделы: ТехнологияНачальная школа

Уже давно в образовательных кругах обсуждается вопрос о введении новых стандартов. И вот, наконец, они уже сформулированы. Вот основные требования к курсу технологии по новым стандартам:

  • Технология должна быть практическим базовым курсом для формирования у школьников УУД (универсальных учебных действий).

  • Технология должна быть интегративным курсом, большое внимание должна уделять взаимосвязи с другими предметами, такими как: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

  • Вместо действий по шаблону дожна быть индивидуализация творческих возможностей.

  • Большое внимание нужно уделять коллективному творчеству детей, работам в парах, в малых и больших группах.

Задачи курса “Технологии” включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека в различные исторические периоды (ремесла, народные промыслы и т.д.), знакомство с историко-культурным наследием России и осмысление и освоение этапов проектной деятельности. Дети изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомятся с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысливают их значение для общества. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета “Технология” ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.

Еще одной важной особенностью курса “Технология” является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Давайте рассмотрим, какие бывают разновидности проектов.

• Виды проектов по характеру деятельности:

  1. Проект практической направленности (например, изготовление салфетниц для школьной столовой).

  2. Исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).

  3. Информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).

  4. Творческий проект (создание панно в какой-либо технике).

• Виды проектов по длительности:

  1. Мини-проекты (один урок или часть урока);

  2. Краткосрочные проекты (4—6 уроков);

  3. Долгосрочные проекты (четверть, триместр или полугодие).

Все проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально.

Продукт проектной деятельности:

  1. Изделие прикладного творчества (панно, игрушка, изделие бытового назначения и проч.).

  2. Видеофильм (как делают кукол).

  3. Выставка (работы, иллюстрирующие технику или тему).

  4. Газета (стенная с рисунками, текстом, фото и пр.).

  5. Игра (моделирование деятельности фирмы по производству чего-либо).

  6. Коллекция (инструментов и приспособлений, видов материалов, например, бумаги).

  7. Модель (здания, автомобиля, корабля и проч.).

  8. Мультимедийный продукт (фото, видео, компьютерная графика).

  9. Театральная постановка (кукольный спектакль со своими изделиями).

  10. Справочник (например, способы работы с пластилином с примерами всех техник).

  11. Сравнительно-сопоставительный анализ (сравнение техник вышивки и изонити).

  12. Учебное пособие (комплект выкроек к мягким игрушкам).

Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Кроме того, ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.

Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Организовать жесткое выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе — вот в чем должен проявиться профессионализм учителя.

Приступая к работе над проектом, учитель должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

— подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);

— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);

— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

Важной частью проектной деятельности является умение рассказать о своей работе, представить свой проект, защитить его. Публичную защиту проекта обычно называют презентацией. Зачастую, презентация превращается в краткий пересказ своей работы. Однако, формы представления работы могут быть настолько оригинальны и разнообразны, что в конкурсе проектов именно яркая презентация играет иногда решающую роль в привлечении внимания ко всей работе.

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

  1. Мини-спектакля по теме проекта, сказки или истории об изделии или образе;

  2. Демонстрации видеофильма;

  3. Мастер-класса, демонстрирующего технологию или процесс изготовления изделия;

  4. Путешествия (например, воображаемое путешествие в Китай, чтобы узнать историю происхождения шёлка);

  5. Экскурсии (в мастерские);

  6. Рекламы (рекламная компания изготовленного продукта):

    1. Устная (объявление, рассказ, стихи);

    2. Письменная (плакат, газета, листовка и проч.);

    3. Рекламный ролик;

    4. Рекламные сувениры.

  7. Ролевой игры (в фирму, в производство);

  8. Соревнования (две группы детей выполняют изделие разными способами);

  9. Телепередачи (можно играть в известную передачу или изобразить программу на каком-то телеканале, например, “Планета животных”. Героем этой передачи может быть поделка животного).

  10. Интервью (с автором изделия, с потребителем).

Итак, проект, как правило, состоит из двух основных частей: сам проект и его презентация. Умение представить свой продукт является очень важной составляющей работы. Поэтому продумывать презентацию нужно одновременно с разработкой идеи проекта. Детей нужно постоянно приучать рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы. Если это художественная работа, то попросите рассказать о замысле, о чувствах, о том, что лучше всего удалось.