СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как одна из эффективных образовательных практик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как одна из эффективных образовательных практик.»

государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»















Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

как одна из эффективных образовательных практик.









Бердникова Е.Г.,

учитель биологии I кв. к.




Туринск, 2018

Развитие и образование

ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к нему приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

В последнее время в специальном образовании происходят значительные изменения. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья. Творчески работающие педагоги, деятельность которых направлена, прежде всего, на развитие качеств личности, познавательных, творческих способностей детей, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов развития обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

Одним из таких методов является метод проектов, использование которого дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в своей деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению. Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. 
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. 

Поскольку обучающиеся с нарушением интеллекта не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.

Основными этапами проектной деятельности являются:

  • мотивационный (я, как учитель, заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);

  • планирующий – подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);

  • информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности, представляют проекты на школьной НПК).

В зависимости от тематики, состава участников и сроков выполнения в «Туринской школе-интернат, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы» на протяжении уже нескольких лет реализуются проекты разных видов: творческие, исследовательские, групповые, игровые и другие.

В 2017-2018 учебном году коллективом обучающихся 8 класса, под моим руководством, был выполнен исследовательский проект «Мобильный телефон: польза или вред?».

Свою работу школьники посвятили проблеме влияния телефона на жизнь и здоровье человека. Определившись с целью и задачами, выработав стратегию, учащиеся проделали большую работу. В начале своей работы обучающиеся изучили историю мобильных телефонов, составили список самых необычных телефонов, провели анкетирование и интервьюирование учеников и педагогов школы. Изучив мобильный телефон как средство связи с внешним миром, выяснили, что даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. В результате работы над проектом учениками был сформулирован вывод: каждому человеку необходимо знать плюсы и минусы воздействия сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться им и в каких временных рамках. Результатом работы над проектом послужила разработка целого ряда документов по правильному обращению с мобильным телефоном: «Правила пользования средствами мобильной связи для обучающихся» и «Рекомендации по использованию мобильных телефонов для обучающихся»; буклеты «Правила пользования мобильными телефонами для обучающихся” и «Памятка по использованию сотового телефона». Итогом исследовательской работы стала дискуссия между 8-ыми классами: «Мобильные телефоны: польза или вред?». При проведении данной дискуссии, обучающиеся опирались на знания, полученные в процессе разработки проекта.

В процессе работы над проектом школьники продемонстрировали активность в поиске различной информации, овладели элементарными навыками наблюдения, получили навык исследовательской работы.

Работа над проектом способствовала формированию у учащихся навыков извлечения информации из различных источников, умению работать в коллективе, находить союзников и помощников при решении поставленных задач.

Таким образом, проектное обучение в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы создает условия для творческой самореализации учащихся, для формирования у детей основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки). Проектная деятельность повышает мотивацию к учению, способствует развитию активности, познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений узнавать новое и планировать свою деятельность, принимать решения, добиваться поставленной цели и оценивать результаты.


2