ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «НЕПОСЕДЫ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ермилова Ирина Петровна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» РМР
Исторически сложилось так, что проблемы национального воспитания и обучения детей являются определяющими в содержание и формировании национальной образовательной политики.Одним из важных путей решения данных проблем является «трансляция культуры общества в культуру личности обучающихся», закладка базовых фундаментальных основ культуры личности. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного опыта особенно в условиях поликультурного региона. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, ей на смену приходят новые технологии и методы. Одним из перспективных методов, способствующих формированию национальной культуры, на наш взгляд, является метод проектной деятельности. Он актуален и эффективен, так как развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка, способствуетего самовыражению и самореализации. Именно поэтому применение данного метода в учебном процессе школы раннего развития «Непоседы» МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» РМР способствует внесению новых идей в формирование национальной культуры, предоставляет детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей.Технология проектирования делает дошкольников активными участниками педагогического процесса, становится инструментом саморазвития детей, раскрывает их творческий потенциал. Ребенок учится работать в команде, понимать поставленную цель и искать пути решения проблемы. При внедрении метода проектов в образовательный процесс, прежде всего, необходимо понимание того, что проекты могут быть разными. Данный вид деятельности на занятиях в школе раннего развития «Непоседы» имеет игровую основу. Задача педагога - создать развивающую предметно - пространственную среду, помогающую ребенку погрузиться в творческую атмосферу.
В своей практической деятельности мы используем следующие виды проектов. Исследовательские проекты на занятиях по окружающему миру, например: «Волшебница - вода», «Свойства воздуха», «Человек», «История вещей». Они имеют структуру, приближенную к научным исследованиям: ребята наблюдают за процессами, участвуют в опытах, сравнивают, анализируют, делают выводы. Заканчиваются проекты обсуждением и оформлением результатов, формулированием проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты используются на занятиях по декоративному творчеству: «Букет пожеланий для мамы», «Мордовский костюм», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Широкая Масленица!».Они имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка, то есть рефлексия.Форма представления результатов может быть различной: изделие, праздник, коллективная работа.Творческий проект предполагает творческое оформление результатов.
Практико-ориентированные проекты: «Радуга здоровья», «Моя безопасность», «Синичкин день», «В гостях у Деда Мороза». Они обязательно предполагают практический выход: создание буклетов, защита плакатов, участие в акциях.
Игровые проекты используются на занятиях по развитию речи: «История одного слова», «По страницам мордовских сказок», «Мы идем в магазин», «В гостях у Азбуки», «История одной игрушки», «Волшебный сундучок бабушки Агафьи». Участвуя в них, ребята принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности детей в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в различных ситуациях, придуманных участниками, литературные и сказочные персонажи, герои мультфильмов. В ходе таких занятий дошкольники узнают много нового о традициях и обычаях русского и мордовского народа, погружаясь в поликультурную образовательную среду.
Практика показывает, что организация проектной деятельности позволяет сформировать у детей познавательную самостоятельность. Умения, нарабатываемые дошкольником в процессе проектирования, в отличие от традиционного обучения и воспитания, формируют осмысленное исполнение жизненно важных теоретических, практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции дошкольника: социально –коммуникативные, воспитывается интерес к родной культуре, и ребенок учиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 235 c.
2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айриспресс, 2011. - 215 c.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 312 c.
4. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ.ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - 84 с.
5. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2015. - 40 с.
6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.