СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность "Осанка: красота или здоровье?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проектная работа содержит теоретическую информацию, что такое правильная и неправильная осанка, как ее проверить в домашних условиях. В ходе работы учащиеся исследуют свой образ жизни, составляют правила соблюдения здорового образа жизни, разрабатывают комплекс упражнений по сохранению и формироваанию правильной осанки.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность "Осанка: красота или здоровье?"»




Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I.Изучение и исследование в научно-методической литературе…………………………………….. ………………………………………………...5

1.1. Что такое осанка? …………………………………………………………………...5

1.2. Виды и причины нарушения осанки……………………………………………….6

Глава II. Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции………………..9

2.1. Профилактика нарушения .........................................................................................9

2.2. Методы коррекции осанки.......................................................................................10

2.3. Оздоровительный комплекс упражнений для формирования правильной осанки ...........................................................................................................................................10

Заключение…………………………………………………………………………….12

Библиографический список………………………………………………………….13

Приложение……………………………………………………………………………14

























Введение

«Советы старины мудры и верны -

Всё начинается со сгорбленной спины.

Держать осанку, голову поднять!

Чем ниже голова, тем легче потерять.»

Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас. А потом уже укрепляют его. На прочном каркасе держится всё здание. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Его название скелет.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.[3, с. 12]

Тема нашего исследования: «Осанка. Красота или здоровье?»

Таким образом, актуальность  исследования определяется тем, что в настоящее время проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.

Объектом нашегоисследования стали учащиеся 3-х классов нашей школы.

Предметом исследования является научная литература по валеологии, здоровьюсбережению, а также статьи и заметки о здоровье школьников.

При подборе и изучении литературы по данной теме хочется отметить, что много полезной информации об осанке школьника, рекомендаций по сохранению правильной осанки можно найти в журналах по медицине, справочниках, медицинских энциклопедиях.

Анализ материала и литературы по данной теме позволяет выдвинуть гипотезу исследования: существует прямая связь между осанкой и здоровьем. Из этого следует проблемный вопрос: «Так почему же у балерины, спортсмена, солдата красивая фигура?»

Цель исследования:выявить связь осанки и состояния здоровья школьников.

Цель, предмет и гипотеза исследования определяют постановку следующих задач:

- дать понятие «осанка»;

- изучить правила, рекомендации, советы для учащихся по контролю за своей осанкой;

- приобщиться к здоровому образу жизни;

- разработать комплекс упражнений на укрепление мышц спины и поддержание правильной осанки.

Все выше изложенное обусловило применение в данном исследовании следующих методов:

  • «подумай»;

  • «посмотри в книгах, в Интернете»;

  • «задай вопрос самому себе»;

  • «понаблюдай»;

  • «спроси у взрослых».

Новизна работы обусловлена тем, что её авторами был составлен комплекс специально подобранных упражнений, рассчитанных на профилактику и коррекцию осанки для первоклассников и учащихся начальной школы. Эти комплексы были апробированы на практике, эффективность надеемся увидеть через несколько месяцев, так как это процесс долгий и трудоемкий.

Структура данной проектно-исследовательской работы составляет введение, две главы, заключение, приложение, библиографический список литературы.





















Глава I. Изучение и исследование в научно-методической литературе.

    1. Что такое осанка?

Самое простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения».

Осанку рассматривают в самых разных аспектах:

Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений;

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;

Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;

Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.[3, с. 12]

В медицинских словарях и энциклопедиях, дается следующее понятие осанки, что «осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе».

В толковомсловарь С.И. Ожегова, узнали, что осанка –от корня–сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.

В другом толковом словаре, живого великорусского языка В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».

В словаре Д.Н. Ушакова, «осанка - внешность, манера держать свою фигуру».Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.

А в современном толковом словаре Ефремовой Т.В.,«осанка – манера держаться».

Главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом.[1, с. 23]

Осанка является также показателем наших психических особенностей. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.[9]

1.2. Виды и причины нарушения осанки

В ходе исследования выяснили, что осанка бывает правильная и неправильная.Правильная осанка - прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.

А как же проверить правильная осанка у тебя или нет?

 1. Начнем с самого простого – визуальный способ. Встаньте перед зеркалом и осмотрите свое отражение внимательно со всех сторон. Для большей достоверности – спросите мнение о вашей осанки у родственников или знакомых. Взгляд со стороны очень важен.

2. Встаньте на расстоянии 5 сантиметров спиной к стене. Спину держите прямо и потихоньку наклоняйтесь к стене, пока не коснетесь ее. Заметьте какой частью тела первой вы коснулись стены.

Итак, если первыми вы коснулись плечами и ягодицами одновременно – у вас правильная осанка. Ну, а если другими частями тела, то спешите к доктору за советом по исправлению осанки.[2, с. 34]

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в передней-задней плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости (передней-задней) плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника: а) «сутуловатость» б) «круглая спина; в) «вогнутая спина»; г) «кругло-вогнутая спина»; д) «плоская спина» ; е) «плоско-вогнутая спина».

Виды нарушения осанки во фронтальной области обусловлены лишь искривлением позвоночника и поэтому они определяются степенью искривления. Этот тип нарушения называют сколиотическим. Зачастую сколиоз и нарушение осанки, особенно на их ранних стадиях, путают, но главное отличие сколиоза заключается в наличии скручивания позвоночника вокруг своей оси. Сколиоз начинает развиваться в 8-10 лет, лечится очень долго, в больнице.[2, с. 36]

Осанка развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. В младшем школьном возрасте осанка ребенка только формируется. Этот процесс происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве.

Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5–7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. [8]

Одними из причин, которые могут привести к нарушению осанки в школьном возрасте, являются неправильное положение тела при занятиях и во время сна.

В частности, причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.

В основе нарушений осанки часто лежит и недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание. [8]

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.[5]

При проведении наблюдений за учениками 3-х классов нашей школы, оказалось, что соблюдать правильную посадку за партой, держать спину при ходьбе не так и просто.(Приложение 2)

Из данных, предоставленных медицинскими работниками нашей школы, видно, что среди учеников 3-х классов есть нарушения осанки у 8 учащихся, и один ребенок есть с заболеванием позвоночника (Приложение № 1). Только в нашем классе из 13 учеников правильная осанка у 8, нарушение осанки у 5 учащихся. (Приложение № 3)

По итогам анкетирования «Проверка стойких навыков правильной осанки» из 35 опрошенных, получился следующий результат: знают как правильно сидеть за партой 34уч., соблюдают правильную посадку в течении всего учебного дня –всегда – 11уч., иногда – 23 уч., выполняют физические упражнения – всегда – 17 уч., иногда – 13 уч., следят за своей осанкой – всегда – 33 уч., нет – 1. (Подробные результаты смотри в Приложении № 4).























Глава II. Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции.

2.1. Профилактика нарушения

Основными средствами профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика) [6].

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви, устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание;

з) учебная мебель должна соответствовать всем параметрам ребенка.

При опросе учащихся, какую профилактику соблюдают они, было выявлено, что многими соблюдаются гигиенические нормы: жесткая постель, режим дня, контроль за правильной нагрузкой при ношении ранца в школу. Многие занимаются в спортивных секциях.[10]

2.2. Методы коррекции осанки

В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем мы начинаем не заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.

В младшем школьном возрасте почти все физические качества ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. При этом возраст 6-9 лет особенно плодотворен для создания координационной базы, 9-11 лет - для развития быстроты и «быстрой» силы. Поэтому нужно правильно организовать физические тренировки преимущественной направленности на развитие широкого спектра двигательных координаций, развивать его физический потенциал.[8]

В этом возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений (Приложение 5)

Не обойтись и без лечебного массажа, который помогает одной группе мышц расслабиться, а другой группе мышц всегда быть в тонусе, а также улучшает обмен веществ; смягчает болевой синдром; уменьшает утомляемость при занятиях физической культурой и спортом; обеспечивает коррекцию позвоночника, общее укрепление мышечного аппарата;повышает физическую и психическую работоспособность.  Применение ортопедических корсетов позволяет поддерживать мышцы спины.

Итак, методы коррекции осанки заключаются в следующем: лечебная физкультура; физические силовые нагрузки; физические упражнения и зарядка направленная на укрепления ряда мышц спины и туловища; лечебный массаж.

2.3. Оздоровительный комплекс упражнений для формирования правильной осанки

На экспериментальном этапе исследования мы стали соблюдать и выполнять все правила для формирования правильной осанки:

  1. посадка за столом:

  • сиди прямо;

  • расстояние между грудью и столом равно ширине ладони;

  • опирайся на спинку стула, руки клади свободно;

ноги ставь на подставку.[4]

  1. Каждое утро мы старались делать зарядку, которая способствует укреплению

мышц спины; разучили вот такой шуточный комплекс упражнений. Ой, и трудное это дело! (Приложение № 6).

  1. Записались в секции плавания, кружок танцев.

  2. Разработали памятку с комплексом игровых упражнений для сохранения

правильной осанки для первоклассников и для учащихся 3- 4-х классов. Эти памятки раздали учащимся и предложили разучить эти упражнения. (Приложение № 7)[7]

Да и поняли, чтобы выглядеть красивым и стройным, необходимо вести здоровый образ жизни.
































Заключение

В ходе исследования мы достигли цели и решили ряд поставленных задач, а именно:

- узнали, что такое осанка;

- познакомились с правилами и рекомендациями по контролю за своей осанкой;

- стали чаще посещать спортзал для занятия в секциях;

- разучили и подобрали комплекс упражнений на укрепление мышц спины и поддержания правильной осанки.

Выявили три условия, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии: гимнастика, плавание, массаж.

Да, теперь мы понимаем, почему у балерины, солдата и спортсмена такая прекрасная осанка. Ведь они получают физические нагрузки каждый день!

Ура, наша гипотеза подтвердилась.

Правильная осанка это не только красота, но и здоровье.






















Библиографический список

  1. Лаврова С.А. Занимательная медицина». 2-е изд. - М.: Издательский дом Мещерякова. - 2014.

  2. Рыжова Т.И. Исследовательский проект «Осанка» // Журнал Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011. - №550.

  3. Савко Л.М. Правильная осанка. Как спасти от сколиоза. – Питер. – 2012 – с. 12- 25.

  4. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.

Интернет ресурсы: 

  1. http://nsc.1september.ru/index.php?year=2011&num=01 (Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011 №550)

  2. http://pozv.ru/spina/prof/podem-tyajestei.html  (Информация о позвоночнике, техника безопасности для позвоночника) 

  3. http://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/ehto_interesno/pamjatnik_shkolnomu_portfelju/6-1-0-31  (История портфеля)

  4. http://dhttp://detstvo.ru. «Как сохранить осанку школьника?»

  5. http://www.7ya.ru «Осанка хорошая или плохая?»

  6. http://www.zabela.ru «Детская осанка».

















Приложение 1




























































Приложение 2





























































Приложение 3



























































Приложение 4





























































Приложение 5



























Разучиваем упражнения



































Приложение 6





























































Приложение 7