Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I.Изучение и исследование в научно-методической литературе…………………………………….. ………………………………………………...5
1.1. Что такое осанка? …………………………………………………………………...5
1.2. Виды и причины нарушения осанки……………………………………………….6
Глава II. Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции………………..9
2.1. Профилактика нарушения .........................................................................................9
2.2. Методы коррекции осанки.......................................................................................10
2.3. Оздоровительный комплекс упражнений для формирования правильной осанки ...........................................................................................................................................10
Заключение…………………………………………………………………………….12
Библиографический список………………………………………………………….13
Приложение……………………………………………………………………………14
Введение
«Советы старины мудры и верны -
Всё начинается со сгорбленной спины.
Держать осанку, голову поднять!
Чем ниже голова, тем легче потерять.»
Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас. А потом уже укрепляют его. На прочном каркасе держится всё здание. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Его название скелет.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.[3, с. 12]
Тема нашего исследования: «Осанка. Красота или здоровье?»
Таким образом, актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.
Объектом нашегоисследования стали учащиеся 3-х классов нашей школы.
Предметом исследования является научная литература по валеологии, здоровьюсбережению, а также статьи и заметки о здоровье школьников.
При подборе и изучении литературы по данной теме хочется отметить, что много полезной информации об осанке школьника, рекомендаций по сохранению правильной осанки можно найти в журналах по медицине, справочниках, медицинских энциклопедиях.
Анализ материала и литературы по данной теме позволяет выдвинуть гипотезу исследования: существует прямая связь между осанкой и здоровьем. Из этого следует проблемный вопрос: «Так почему же у балерины, спортсмена, солдата красивая фигура?»
Цель исследования:выявить связь осанки и состояния здоровья школьников.
Цель, предмет и гипотеза исследования определяют постановку следующих задач:
- дать понятие «осанка»;
- изучить правила, рекомендации, советы для учащихся по контролю за своей осанкой;
- приобщиться к здоровому образу жизни;
- разработать комплекс упражнений на укрепление мышц спины и поддержание правильной осанки.
Все выше изложенное обусловило применение в данном исследовании следующих методов:
Новизна работы обусловлена тем, что её авторами был составлен комплекс специально подобранных упражнений, рассчитанных на профилактику и коррекцию осанки для первоклассников и учащихся начальной школы. Эти комплексы были апробированы на практике, эффективность надеемся увидеть через несколько месяцев, так как это процесс долгий и трудоемкий.
Структура данной проектно-исследовательской работы составляет введение, две главы, заключение, приложение, библиографический список литературы.
Глава I. Изучение и исследование в научно-методической литературе.
Что такое осанка?
Самое простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения».
Осанку рассматривают в самых разных аспектах:
Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений;
Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;
Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;
Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.[3, с. 12]
В медицинских словарях и энциклопедиях, дается следующее понятие осанки, что «осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе».
В толковомсловарь С.И. Ожегова, узнали, что осанка –от корня–сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.
В другом толковом словаре, живого великорусского языка В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».
В словаре Д.Н. Ушакова, «осанка - внешность, манера держать свою фигуру».Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.
А в современном толковом словаре Ефремовой Т.В.,«осанка – манера держаться».
Главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом.[1, с. 23]
Осанка является также показателем наших психических особенностей. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.[9]
1.2. Виды и причины нарушения осанки
В ходе исследования выяснили, что осанка бывает правильная и неправильная.Правильная осанка - прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.
А как же проверить правильная осанка у тебя или нет?
1. Начнем с самого простого – визуальный способ. Встаньте перед зеркалом и осмотрите свое отражение внимательно со всех сторон. Для большей достоверности – спросите мнение о вашей осанки у родственников или знакомых. Взгляд со стороны очень важен.
2. Встаньте на расстоянии 5 сантиметров спиной к стене. Спину держите прямо и потихоньку наклоняйтесь к стене, пока не коснетесь ее. Заметьте какой частью тела первой вы коснулись стены.
Итак, если первыми вы коснулись плечами и ягодицами одновременно – у вас правильная осанка. Ну, а если другими частями тела, то спешите к доктору за советом по исправлению осанки.[2, с. 34]
Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в передней-задней плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости (передней-задней) плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника: а) «сутуловатость» б) «круглая спина; в) «вогнутая спина»; г) «кругло-вогнутая спина»; д) «плоская спина» ; е) «плоско-вогнутая спина».
Виды нарушения осанки во фронтальной области обусловлены лишь искривлением позвоночника и поэтому они определяются степенью искривления. Этот тип нарушения называют сколиотическим. Зачастую сколиоз и нарушение осанки, особенно на их ранних стадиях, путают, но главное отличие сколиоза заключается в наличии скручивания позвоночника вокруг своей оси. Сколиоз начинает развиваться в 8-10 лет, лечится очень долго, в больнице.[2, с. 36]
Осанка развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. В младшем школьном возрасте осанка ребенка только формируется. Этот процесс происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве.
Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5–7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. [8]
Одними из причин, которые могут привести к нарушению осанки в школьном возрасте, являются неправильное положение тела при занятиях и во время сна.
В частности, причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.
В основе нарушений осанки часто лежит и недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание. [8]
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.[5]
При проведении наблюдений за учениками 3-х классов нашей школы, оказалось, что соблюдать правильную посадку за партой, держать спину при ходьбе не так и просто.(Приложение 2)
Из данных, предоставленных медицинскими работниками нашей школы, видно, что среди учеников 3-х классов есть нарушения осанки у 8 учащихся, и один ребенок есть с заболеванием позвоночника (Приложение № 1). Только в нашем классе из 13 учеников правильная осанка у 8, нарушение осанки у 5 учащихся. (Приложение № 3)
По итогам анкетирования «Проверка стойких навыков правильной осанки» из 35 опрошенных, получился следующий результат: знают как правильно сидеть за партой 34уч., соблюдают правильную посадку в течении всего учебного дня –всегда – 11уч., иногда – 23 уч., выполняют физические упражнения – всегда – 17 уч., иногда – 13 уч., следят за своей осанкой – всегда – 33 уч., нет – 1. (Подробные результаты смотри в Приложении № 4).
Глава II. Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции.
2.1. Профилактика нарушения
Основными средствами профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика) [6].
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви, устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж) плавание;
з) учебная мебель должна соответствовать всем параметрам ребенка.
При опросе учащихся, какую профилактику соблюдают они, было выявлено, что многими соблюдаются гигиенические нормы: жесткая постель, режим дня, контроль за правильной нагрузкой при ношении ранца в школу. Многие занимаются в спортивных секциях.[10]
2.2. Методы коррекции осанки
В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем мы начинаем не заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.
В младшем школьном возрасте почти все физические качества ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. При этом возраст 6-9 лет особенно плодотворен для создания координационной базы, 9-11 лет - для развития быстроты и «быстрой» силы. Поэтому нужно правильно организовать физические тренировки преимущественной направленности на развитие широкого спектра двигательных координаций, развивать его физический потенциал.[8]
В этом возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений (Приложение 5)
Не обойтись и без лечебного массажа, который помогает одной группе мышц расслабиться, а другой группе мышц всегда быть в тонусе, а также улучшает обмен веществ; смягчает болевой синдром; уменьшает утомляемость при занятиях физической культурой и спортом; обеспечивает коррекцию позвоночника, общее укрепление мышечного аппарата;повышает физическую и психическую работоспособность. Применение ортопедических корсетов позволяет поддерживать мышцы спины.
Итак, методы коррекции осанки заключаются в следующем: лечебная физкультура; физические силовые нагрузки; физические упражнения и зарядка направленная на укрепления ряда мышц спины и туловища; лечебный массаж.
2.3. Оздоровительный комплекс упражнений для формирования правильной осанки
На экспериментальном этапе исследования мы стали соблюдать и выполнять все правила для формирования правильной осанки:
посадка за столом:
ноги ставь на подставку.[4]
Каждое утро мы старались делать зарядку, которая способствует укреплению
мышц спины; разучили вот такой шуточный комплекс упражнений. Ой, и трудное это дело! (Приложение № 6).
Записались в секции плавания, кружок танцев.
Разработали памятку с комплексом игровых упражнений для сохранения
правильной осанки для первоклассников и для учащихся 3- 4-х классов. Эти памятки раздали учащимся и предложили разучить эти упражнения. (Приложение № 7)[7]
Да и поняли, чтобы выглядеть красивым и стройным, необходимо вести здоровый образ жизни.
Заключение
В ходе исследования мы достигли цели и решили ряд поставленных задач, а именно:
- узнали, что такое осанка;
- познакомились с правилами и рекомендациями по контролю за своей осанкой;
- стали чаще посещать спортзал для занятия в секциях;
- разучили и подобрали комплекс упражнений на укрепление мышц спины и поддержания правильной осанки.
Выявили три условия, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии: гимнастика, плавание, массаж.
Да, теперь мы понимаем, почему у балерины, солдата и спортсмена такая прекрасная осанка. Ведь они получают физические нагрузки каждый день!
Ура, наша гипотеза подтвердилась.
Правильная осанка это не только красота, но и здоровье.
Библиографический список
Лаврова С.А. Занимательная медицина». 2-е изд. - М.: Издательский дом Мещерякова. - 2014.
Рыжова Т.И. Исследовательский проект «Осанка» // Журнал Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011. - №550.
Савко Л.М. Правильная осанка. Как спасти от сколиоза. – Питер. – 2012 – с. 12- 25.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.
Интернет ресурсы:
http://nsc.1september.ru/index.php?year=2011&num=01 (Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011 №550)
http://pozv.ru/spina/prof/podem-tyajestei.html (Информация о позвоночнике, техника безопасности для позвоночника)
http://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/ehto_interesno/pamjatnik_shkolnomu_portfelju/6-1-0-31 (История портфеля)
http://dhttp://detstvo.ru. «Как сохранить осанку школьника?»
http://www.7ya.ru «Осанка хорошая или плохая?»
http://www.zabela.ru «Детская осанка».
Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Разучиваем упражнения

Приложение 6



Приложение 7

