СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность "Парусный спорт"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность "Парусный спорт"»





Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением английского языка







Наименование предметной области:

Физическая культура.



Исследовательская работа

Тема: “Парусный спорт в России”







Автор проекта:Надежда Игоревна Проценко,

учитель физической культуры

















г. Таганрог

2020

1. Введение

2. «Возникновение парусного спорта в России»

3. «Забвение и восхождение парусного спорта»

4. «Введение парусного спорта в олимпийскую программу»

5. «Олимпийские чемпионы СССР»

6. Заключения

7. Список литературы











































1. Введение

Не одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти точку отсчета: эти истоки - в основе нации, в основе характера нашего народа. Парусный спорт это потрясающий вид спорта, который объединяет много видов спорта: футбол, баскетбол, бег и многие другие. Во всем мире он признан одним из самых опасных видов спорта. Я занимаюсь им, поэтому и хотел бы рассказать о своем любимом занятии.

В России этот спорт с годами становиться все лучше и лучше, приходят новые ребята, которые хотят этим заниматся.

Появился первый раз он в 1811 году в Нью-Йорке и постепенно разошелся по всему миру. В том числе и по России.

Цель работы: Рассказать про развитие спорта, введение в олимпийскую программу и о великих достижениях.

Актуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по данному виду спорта.

Задачи: Выяснить, как русские люди и люди за рубежом относятся к парусному спорту.


























2. «Возникновение парусного спорта в России»

Парусный спорт - это вид спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя снаряжение, главным образом лодки, и суда, приводимые в движение парусами. Эта тема интересна тем, что суда набирают скорость при помощи ветра, и паруса, без каких-либо специальных дополнительных конструкций. Паруса доступны всем  - и профессионалам, и детям, и начинающим. Естественные процессы, происходящие на парусе, сложные и интересные.

Как-то так получилось, что у нас в стране незаслуженно забыта славная история отечественного парусного спорта, а ведь ей почти триста лет. К концу XIX века в Российской империи существовало более сотни официально зарегистрированных парусных яхт-клубов, причем каждый из них имел свой устав и даже свой флаг

Например, только в 1912 году в Санкт-Петербурге насчитывалось десять яхт-клубов. Подобные организации действовали и в прибалтийских городах, и в других городах России, среди которых Москва, Киев, Новгород и Варшава. Много яхт-клубов было на внутренних водоемах, а также на Черном, Азовском и Каспийском морях. Издавались свои газеты и даже журналы, которые выходили ежемесячно и распространялись по подписке.

По указу правительства в 1912 году был создан Всероссийский союз яхтсменов, в который вошли в основном столичные яхт-клубы. Словом, уже в те времена парусный спорт был достаточно популярен в самых широких кругах общества....

Зарождение парусного спорта в России неразрывно связано с реформаторской деятельностью Петра I, прекрасного моряка и знатока парусного искусства. Еще в конце XVII века, путешествуя по Голландии, он впервые обратил внимание на распространенность в этой стране такого вида отдыха, как хождение под парусом на небольших лодках в выходные дни. Возвратившись в Россию, Петр основал Петербург, создал флот и морское судостроение. Но для флота нужны были кадры. Опора только на зарубежных наемников была делом очень дорогостоящим и политически ненадежным. Петр понимал, что нужны соответствующим образом подготовленные собственные морские кадры: тогда служба в отечественном флоте станет действительно родным и патриотическим делом для русских людей. Но в сухопутной России, тогда еще не имевшей морских традиций, нужны были особые меры, чтобы привлечь внимание общества к морю. И он создает своим указом «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства... Потомственный Невский флот», состоящий из 141 яхты. Таким вот образом в 1718 году возник первый в мире парусный клуб с собственным флагом. Зачисление в это объединение носило принудительный характер. Дворяне и их дети постигали азы морской науки, учились плаванию на яхтах, принимали участие в парусных гонках, групповых смотрах и учениях в составе эскадр. По указу Петра I на Партикулярной верфи для «Невского флота» были построены гребные лодки, парусные яхты и буера. Эти суда были переданы государственным чиновникам и другим знатным особам безвозмездно, но с условием содержать их в исправном виде и использовать по назначению. Главой «Невского флота» государь назначил одного из лучших моряков того времени, стольника Ивана Потемкина. Под руководством царя были разработаны и утверждены адмиралтейской коллегией 12 апреля 1718 года устав и флаг флотилии. Устав подробно регламентировал практически всю деятельность нового клуба. Он определял обязанности владельцев судов, а также содержал инструкции по использованию, ремонту и хранению судов и парусного вооружения, информацию о совместном плавании флотилии, таблицы визуальных и звуковых сигналов по управлению флотилией во время похода и т.д.

В таблице, приложенной к уставу Петра I, был изображен и отличительный флаг «Невской флотилии». Он назывался флагом яхт и буеров (флагам российских яхт-клубов будет посвящен отдельный материал. – С.Ч.). В течение царствования Петра, пока существовал «Невский флот», суда его неизменно прибывали на Неву для экзерцирования под этим флагом. Во время выходов флотилии Нева и Финский залив сказочно преображались. Сотня гребных лодок и яхт, украшенных флагами и вымпелами, прекрасно смотрелась с берега и привлекала своим выходом толпы людей...

В те времена, впрочем, как и в нынешние, обладание роскошной яхтой было признаком финансового благополучия и могущества. История сохранила нам интересный и, пожалуй, забавный пример именно такого подхода к вопросу. Бранденбургский курфюрст в 1701 году сумел благодаря тонким политическим интригам короноваться в Кенигсберге и стать королем Пруссии Фридрихом I. Свое новое высокое звание он решил подтвердить приобретением королевской яхты. Вступив на престол, король заказал в Голландии яхту за фантастическую по тем временам сумму – 100 000 талеров. По желанию Фридриха ей дали помпезное название «Корона». Его сын и наследник «Короны» яхту использовал уже для политического подкупа. Фридрих Вильгельм I вошел в историю как создатель прусской армии. Он отличался неимоверной скупостью. Деньги из своей казны король охотно расходовал только на военные нужды, тратиться на все остальное ему было очень жаль. Содержать роскошную прогулочную яхту было достаточно дорого для скупого до болезненности Фридриха. Он нашел оригинальный выход, как избавиться от судна: подарил яхту своему соседу – русскому царю. Этим своим поступком он одновременно и решил проблему денег, и усилил к себе благосклонное расположение Петра I. Так дорогая «Корона» оказалась на Неве.

После смерти Петра I в 1725 году принудительно созданный «Невский флот» постепенно прекратил свое существование...

Детище Петра I хотя и оставило интересный след в истории парусного спорта, но практически не оказало влияния на развитие яхтинга в России. С того времени парусный спорт в Российской империи на протяжении почти 120 лет был в забвении и существовал в зачаточном состоянии.

Следующим этапом возрождения яхтинга в России можно считать 1846 год. В этом году государь Николай I издал указ об учреждении Императорского cанкт-петербургского яхт-клуба, созданного по образцу европейских клубов. Своего сына, великого князя Константина Николаевича, впоследствии ставшего командующим Военно-морским флотом Российской империи, государь назначил почетным командором клуба. В правление вновь образованного клуба вошли представители высших аристократических кругов: князь Лобанов-Ростовский, граф Шувалов, контр-адмирал Путятин, граф Апраксин и князь Голицын. Это был, по сути, закрытый клуб, в котором никогда не было более 200 человек. Вступая в клуб, новые члены обязывались приобрести в течение года яхту водоизмещением не менее 10 т. В начале своего существования в клубе насчитывалось всего пять яхт, а через два года их стало уже 16. Все эти суда ходили под императорским флагом.

Новый клуб свои первые гонки организовал 8 июля 1847 года в Финском заливе, на замкнутой треугольной трассе протяженностью 12 миль. В той памятной гонке приняли участие всего семь яхт. Яхты-участницы по конструкции, водоизмещению и парусности сильно отличались друг от друга. Самая крупная яхта той гонки – «Королева Виктория» – была водоизмещением 257 т, а самая легкая – «Ученик» – весила всего 51 т. В качестве экипажа яхт привлекались в приказном порядке офицеры и матросы Балтийского флота. Победа в этой первой гонке досталась 107-тонной яхте «Варяг». Владелец яхты получил главный приз, учрежденный императором, – серебряную вазу. Подобные гонки обычно устраивались дважды в год.

Петербургские яхты тогда же впервые стали отправляться в зарубежные походы, заходя в Стокгольм и другие порты на Балтийском побережье. Естественно, с ответными визитами в Санкт-Петербург вскоре прибыло много финских, шведских, немецких и даже английских яхт. Например, в гонке 1852 года официально приняли участие 11 яхт из Англии. В том же году из Петербурга в Севастополь, обогнув Европу, впервые прибыла российская яхта. Перезимовав в Крыму, она успешно вернулась в северную столицу.

Яхтсмены Российской империи на яхте «Рогнеда» одними из первых в мире, в 1853 году, сделали попытку совершить кругосветное путешествие. Они достигли Рио-де-Жанейро, но затем Крымская война спутала их планы, яхту пришлось продать, а экипаж возвратился в Россию.

Таким образом, Императорский санкт-петербургский яхт-клуб по своей сути был скорее туристическим светским объединением, но отнюдь не спортивным. Свою последнюю гонку он провел в 1859 году. Это мероприятие стало завершением активной деятельности элитного закрытого яхт-клуба. Изобретение паровых двигателей и вытеснение ими парусов на судах сильно охладило увлечение яхтами в высших слоях общества. Однако это совсем не означало, что пропал интерес к парусному спорту в Российской империи. После реформ 1861 года возникли новые экономические условия, и эстафету развития парусного спорта в России продолжили энтузиасты уже из других сословия.









3. «Забвение и восхождение парусного спорта»

До начала 50-х годов парусный спорт был ограничен узкими национальными рамками. Яхтенный флот состоял и пополнялся судами национальных классов. Увлечение гонками с пересадкой на относительно спокойной воде в значительной степени снизило уровень морской подготовки спортсменов. Классные гонки проводились редко в качестве тематических соревнований. Все это привело к значительному отставанию нашего парусного спорта от зарубежного. И хотя тактическая подготовка у наших яхтсменов была хорошей, к встрече с яхтсменами других стран они были не подготовлены.

В 1952 г. советские яхтсмены впервые вышли на международную арену, приняв участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. Несмотря на то что в составе команды были лучшие гонщики страны, олимпийская регата была проиграна — сказалось отсутствие опыта между народных состязании в классных гонках, недостаточное знакомство с яхтами олимпийских классов и несовершенство системы подготовки яхтсменов-гонщиков.

Поражение в Хельсинки заставило коренным образом пересмотреть всю систему учебной работы, в которой большое внимание стало уделяться технической и морской подготовке на спортивных верфях было налажено строительство яхт международных классов; все соревнования на личное и командное первенства стали проводиться как классные гонки;; были организованы встречи наших парусников с яхтсменами Финляндии и Швеции.

Такая целеустремленная работа позволила к Играм XVII Олимпиады в Риме (1960 г.) поднять мастерство наших ведущих яхтсменов до уровня международного класса. В гонках в Неаполитанском заливе советские гонщики завоевали золотые медали в классе «Звездный» (рулевой. Т. Пинегин, шкотовый Ф. Шутков), серебряную медаль в классе «Финн» (рулевой А. Чучелов) и заняли зачетное шестое место в классе «Летучий голландец» (рулевой А. Шелковников)

Результаты последующих олимпийских регат убедительно показали, что советские яхтсмены прочно заняли одно из ведущих мест на парусном Олимпе. Так! на гонках XVIII Олимпиады пятые места заняли Т. Пинегин и А. Шелковников; на гонках XIX Олимпиады золотой медалью в классе «Финн» был награжден В. Манкин; удачно сложилось выступление нашей команды и на XX Олимпиаде: золотая медаль в классе «Тем-пест» была присуждена В. Манкину, три участника вошли в десятку сильнейших; две серебряные медали, два четвертых и одно пятое место — итог выступлений наших гонщиков на XXI Олимпиаде.спорта ни разу до 2016 года не занимала Призовых мест на Олимпийских играх. В 2016 году бронзовым призером Олимпиады стала Стефания Елфутина на парусной доске.


4. «Введение парусного спорта в олимпийскую программу»

Соревнования по парусному спорту на летних Олимпийских играх впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр кроме Игр 1904 в Сент-Луисе. Соревнования проходят на нескольких типах яхт. Первоначально в соревнованиях участвовали одновременно и мужчины, и женщины в общем зачёте, однако с летних Олимпийских игр 1988 года в Сеуле начинается введение раздельного зачёта: это выражается как в введении в некоторых классах (например, «470») отдельного зачёта для мужчин и для женщин, так и в выделении классов (например, «Финн»), к участию в которых допускаются только мужчины или только женщины. Начиная с летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, не осталось ни одной дисциплины, в которой был бы общий зачёт для мужчин и женщин, однако в 2016 году в программу игр был введён класс «Накра 17», экипаж которого должен являться смешанным: одна женщина и один мужчина.

В настоящее время в парусном спорте разыгрываются 10 комплектов олимпийских наград: 5 у мужчин, 4 у женщин и 1 в смешанном зачёте





























5. «Олимпийские чемпионы СССР»

С момента распада Советского Союза наша сборная России по парусному спорта ни разу до 2016 года не занимала Призовых мест на Олимпийских играх. В 2016 году бронзовым призером Олимпиады стала Стефания Елфутина на парусной доске.

В Советском Союзе почти на каждой олимпиаде наши спортсмены занимали, как призовые места, так и выигрывали эти потрясающие регаты. Одним из лучших гонщиков СССР был Валентин Манкин 1938 года рождения, родился он в селе Белокоровичи, Житомирская обл. Он был трех кратным чемпионом олимпийских игр, первый в истории СССР чемпион мира по парусному спорту, заслуженный мастер спорта СССР (1968), заслуженный тренер СССР, многократный чемпион СССР с 1959 по 1981 годы в различных классах яхт. Единственный яхтсмен, выигравший золотые медали в трех различных классах яхт: «Финн», «Темпест» и «Звёздный».































6. Заключения

Парусный спорт во всем мире признан очень опасным, но при этом потрясающим видом спорта. На самом деле очень сложно сказать в какой из стран больше всего продвинут этот вид спорта, но могу сказать, что в России парусный спорт быстро набирает обороты и продвигается в лучшую сторону.

Конечно трудно догадаться, что больше всего парусный спорт развит в странах с выходом к теплому морю и с хорошо развитой экономикой. Прежде всего это: Голландия, Испания, Португалия, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Италия. Но и страны в которых практически нет теплых условий тоже составляют большую конкуренцию на мировом уровне. В пример приведу нашу страну Россию. Да у нас есть теплые уголки России, но они во многом уступают той же Испании и Италии. В доказательство тому, что не только страны в которых хорошие ветра и теплая погода могут побеждать на больших соревнования это недавняя победа нашего Российского яхтсмена на чемпионате Европы 2020 года Даниила Крутских. Живет он во Владивостоке и там погода уж точно не самая теплая для тренировок.

И в заключении хотелось бы обратиться к словам команды известных ученых и врачей под руководством академиков Н.Г.Блохина, К.И.Чазова к нам – школьникам: «Не ждите, пока кто-то за руку вас приведёт на стадион, будьте инициативнее! Занимайтесь физкультурой сами, приобщайте к ней младших братишек и сестрёнок и даже родителей. Помогайте вашим мамам по дому, чтобы у них высвободилось время для прогулок, туристического похода!» Вот к чему они нас призывают.

















7. Список литературы

  1. Журнал «Юный техник» номер 4. 1982 г. приложение «Юному спортсмену»

  2. Журнал «Юный техник» номер 3. 1988 г. Приложение «Парусный ветрогенератор»

  3. Клуб юных моряков «Парус». Блок статей «Устройство парусного вооружения»

  4. Сайт «Домашний яхт-верфь» Блок статей «Парусная яхта» 

5.Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. - №5. - С. 4-8.