СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность по литературе

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по литературе»



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. М. ПЕВНЕВА»

307030,Курская область, Медвенский район, пгт. Медвенка ул. Промышленная 2в

телефон:№ 8 (47146) 4-15-11, 4-15-31

Адрес электронной почты: med307030@ yаndex.ru











ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


«СВОЯ КОЛЕЯ»


(по творчеству В.С. Высоцкого)











ВЫПОНИЛА
Рычагова Дарья,
ученица 9В класса


УЧИТЕЛЬ
Гольева О.В.











Медвенка, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ.

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Цели и задачи проекта.

3. Механизмы реализации проекта.
4. Ресурсы.
5. Партнеры.
6. Целевая аудитория.

7. План реализации проекта.
8. Практическая значимость.
9. Перспективы дальнейшего развития проекта.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Авторская песня как литературное явление.

2. Современники о В.С. Высоцком.

3. Тематика творчества.

4. Ведущий мотив стихотворений.

4. Тематический спектр авторской песни.

5. Особенности стиля Высоцкого.

6. Культурное и литературное наследие.


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Выводы.


IV. ЛИТЕРАТУРА.

V. ПРИЛОЖЕНИЯ.
























ВВЕДЕНИЕ

  

Но сколько песен все бы мы не пели

Его нам одного не заменить!

А. Городницкий

25 января исполнился бы 81 год великому русскому поэту Владимиру Высоцкому. Это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют горные вершины, театры, корабли, планеты.

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938 - 25 июля 1980) - советский поэт и автор-исполнитель песен, актёр, автор прозаических произведений.  Он сыграл десятки ролей в театре,  в кинематографе. Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году. Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен. 

Жизнь Владимира Высоцкого, короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ. "Поющий нерв эпохи", - так называл Высоцкого поэт Е. Евтушенко.

Ежегодно, 25 января, в честь дня рождения великого певца, исполнителя авторских песен – Владимира Семеновича Высоцкого проходит церемония награждения премией «Своя колея». Она существует уже 18 лет. Организатором премии является сын Владимира Семеновича – Никита Высоцкий.

Если проследить эволюцию тем и образов в его поэзии, постараетесь определить, какое место и значение имело его творчество в литературном процессе конца ХХ-го века, то появится возможность понять, почему жизнь поэта и артиста сложилась именно так, а не иначе.

И в таком вот смысле вся литературная работа В.С. Высоцкого с первых шагов развивалась и строилась как единая и цельная книга. Если говорить по большому счету, главная задача настоящего писателя – создать книгу о времени и о себе.





















ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА


Выбор темы моей исследовательской работы связан, прежде всего, с масштабами распространения, массовой популярностью и новаторским характером авторской песни Владимира Высоцкого.


В связи с этим, обратившись к творчеству поэта, я задалась вопросами:

- Почему именно Высоцкий?

- В чем же состоит его популярность?

- Чем его творчество так привлекает представителей уже нескольких поколений?


В рамках школьной программы для изучения творчества Высоцкого отводится минимум учебного времени. Поэтому я считаю актуальным расширение знаний о творчестве выдающегося поэта, популярного барда, обладающего невероятной харизмой.


Таким образом, данная работа, во-первых, подводит итог исследованиям тематики стихотворений, особенностям поэтического и вокального стиля В. С. Высоцкого; во-вторых, содержит личные наблюдения и выводы, а также разного рода итоговые продукты исследования творчества В.С. Высоцкого.































ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ:


Доказательство актуальности и востребованности творчества поэта, “голосом и словом которого кричит время!”


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:


  • рассмотреть понятие “авторская песня”;

  • ознакомиться с жизнью и творчеством В.С. Высоцкого;

  • определить роль и значение творчества поэта в литературном и общественном процессе;

  • выявить особенности творчества В.С. Высоцкого;

  • раскрыть понятия «дорога», «путь», «колея» в восприятии В. С. Высоцкого;

  • способствовать воспитанию музыкально-эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В.С. Высоцкого;

  • способствовать формированию навыков аналитического мышления, способствующего успешной сдаче экзамена по литературе.



ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: вытекает из предположения о том, что при изучении и анализе песенного творчества В.Высоцкого будет определено то, что им присущи черты авторской (бардовской) песни, с характерной для В.Высоцкого манерой исполнения и своеобразной тематикой песен. То, что песенное творчество В.Высоцкого повлияло на творчество многих представителей русского рока.


























МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Все механизмы реализации данного проекта условно разделяются на две группы: теоретические и практические.


К теоретическим относятся:

- планирование деятельности, направленной на достижение поставленных задач;

- подготовка материалов, необходимых для проведения исследований в рамках реализации проекта;

- выявление результатов проекта и прогнозирование его дальнейшей реализации.


К практическим механизмам реализации проекта относятся:

- разработка мероприятий урочного и внеурочного характера, а также непосредственное участие в этапах подготовки и ходе мероприятий;

- проведение исследований с помощью разработанных в рамках реализации материалов, направленных на выявление интеллектуального развития личности;

- фиксирование результатов исследования и их наглядное отображение в целях популяризации литературного творчества в подростковой среде.
































РЕСУРСЫ


Теоритически мероприятия литературного характера, посвященные творчеству В.С. Высоцкого могут проводится как на базе любой общеобразовательной организации. Однако их эффективность зависит от многих составляющих.


Наиболее привлекательными факторами являются:

- возможность общения;

- эмоциональная позитивность;

- возможность самореализации;

- игровая основа;

- расширение интеллектуального горизонта.


Для того чтобы подобного плана мероприятия имели место быть, необходимо наличие ряда ресурсов:

- научная база и материально-техническая: обеспеченность школьной библиотеки необходимыми печатными изданиями, доступ к сети «Интернет», музыкальная и звукозаписывающая аппаратура, фото- и видеокамеры;

- помещение для коллективного обсуждения, разработки материалов;

- помещение для репетиций и проведения мероприятий;

- специалисты – люди, обладающие профессиональными навыками в необходимой области (учитель литературы, хореограф, музыкант, художник и т.д.);

- источники информации (тематические телепередачи, специализированная периодика, Интернет-сайты).


























ПАРТНЕРЫ


Партнеры – необходимые для поддержки люди и организации:


- администрация школы;

- педагоги;

- родители;

- муниципальные органы управления образованием;

- общественные организации и объединения;

- СМИ и т.д.








































ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ


Целевой аудиторией в рамках данного проекта выступают все участники образовательных отношений:


  • учащиеся-старшеклассники;


  • учителя;


  • администрация школы;


  • родители;


  • все, кому интересно творчество В.С. Высоцкого, кто по достоинству оценивает его общественную значимость, образовательные и воспитательные возможности, направленные на развитие личности ребенка.




































ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


План реализации проекта предполагает наличие нескольких этапов:


1. Подготовительный этап (сентябрь 2018 года):

- выбор темы проекта;
- планирование деятельности по подготовке и проведению исследований в рамках проекта;


2. Организационный этап (октябрь-ноябрь 2018 года):

- определение необходимости проведения мероприятий по творчеству В.С. Высоцкого (есть ли у школьников потребность интеллектуального и творческого самовыражения?)

- формирование и организация работы по поиску, отбору и обработке материалов, необходимых для реализации проекта.


3. Основной этап (декабрь 2018 года – апрель 2019 года):

- изучение особенностей творческой группы, занимающейся разработкой и систематизацией необходимых материалов;

- непосредственное участие в творческом процессе в различных ипостасях;

- проведение промежуточных и итоговых исследований с помощью оценочных материалов.


4. Заключительный этап (май 2019 года):

- подготовка выводов по результатам исследований;

- сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми;

- внесение корректив в дальнейшее развитие проекта с учетом полученных результатов в ходе его реализации.























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА


1. Данный материал можно использовать:

- для публикации в периодической печати и публикации в сети Интернет в различных сообществах;

- на уроках литературы, на классных часах, внеклассных мероприятиях;

- для подготовки к ГИА по русскому языку и литературе.


2. Целенаправленная работа по исследованию творчества поэта – альтернатива бездумному времяпровождению.


3. Расширение горизонтов в области художественного слова – гениального достижения нашей страны.


4. Возможность творческой, интеллектуальной самореализации.


5. Обучение взаимодействию, дисциплине, ответственности.

































ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Перспективы дальнейшего развития проекта можно обозначить с двух позиций:

1) с точки зрения использования оценочных материалов проекта;

2) с точки зрения дальнейшего воплощения идеи углубленного изучения творчества В.С. Высоцкого.


В первом случае необходимо подчеркнуть, что изучение наследия поэта-барда многопланово. Поэтому дальнейшая реализация проекта представляется вполне возможной, так как в этом случае ведется работа в следующих областях:

- словесного творчества;
- музыкального творчества;
- изобразительного творчества;
- декоративно-прикладного творчества;

- фото- видеотворчества;

- актерского мастерства;
- риторики;
- журналистики.


Во втором случае можно рассматривать дальнейшую реализацию проекта в его «перевоплощении», когда добытый, разработанный исследованный материал можно представить в качестве методического как в учебной (в случае сохранения тематик по творчеству Высоцкого в учебном плане), так и во внеурочной деятельности.


Соответственно, успешность реализации проекта – это возможность не только повысить уровень интеллекта или творчески реализоваться, но возможность получить позитивный эмоциональный заряд, от которого напрямую зависит желание жить, творить и развиваться.























ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Авторская песня как литературное явление.


Исполнение поэтического произведения под музыку, пение поэзии практиковалось издревле. Слепой Гомер, кельтские барды, французские и английские менестрели, провансальские трубадуры, немецкие миннезингеры, русские скоморохи пели собственные стихи, положенные на собственную же мелодию.

По мере персонификации творчества в литературе европейских стран возникает жанр литературной песни, понимаемой как стихотворение, изначально предназначенное для пения. Можно утверждать, что корни русской авторской песни восходят к рубежу XVIII – XIX  веков, когда, по словам Б. Асафьева, формировался демократический стиль городской песенной лирики. Вместе с тем и сама «история русской книжной поэзии начиналась с песенного жанра».     

Фактически не было ни одного крупного поэта XVIII – XIX веков, чьи стихи не звучали бы как песни.         В XIX веке городская песенная лирика, развивающаяся студенческая песня тесно переплетаются с песней литературной. Многие стихотворения известнейших русских поэтов пелись в студенческой среде. Характерная манера авторского «напевания» чтения появилась у поэтов «серебряного века» - свои стихи «пели» И. Северянин, А. Белый, М. Кузьмин, С. Есенин.

Авторская песня в ее современном понимании возникла в студенческой среде середины 1950-х гг. как своеобразная форма «фольклора городской интеллигенции».  Песни, возникавшие в студенческой компании, становились ее цементирующим звеном, служили как бы паролем для «своих». Сам творческий процесс часто был коллективным. Поскольку первые «самодеятельные» песни создавались студентами  и были, как правило, «туристскими», за неформальной песенной лирикой тех лет установилось понятие «студенческая песня».


Основные этапы формирования авторской песни

1) Хрущёвская «оттепель»: период начавшегося процесса реабилитации личности, превращения бездумных «винтиков» государственной машины в самостоятельно мыслящих индивидуумов, готовых взять на себя ответственность, как за свои действия, так и за судьбы мира, за всё происходящее вокруг.

2) Вторая половина 1960-х гг. – начало 1980-х годов: крушение надежд на гуманизацию общественного устройства, вместо эйфории социального оптимизма – апатия и цинизм. Авторская песня стала единственным островком духовной свободы. Голос барда – голос совести больного общества.

3) С середины 1980-х гг. – по настоящее время: авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество.


Введение понятия «авторская песня» отражало объективный процесс профессионализации жанра, усложнения, усиления авторского начала и давало адекватную оценку наиболее значительным достижением жанра, прежде всего, творчеству профессиональных поэтов – Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Александра Галича.

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению:

«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь».

И все-таки все неизменно именуют Высоцкого «бардом».

А вот сам Высоцкий в интервью радио Италии в 1979 признался: «Мне даже сложно назвать себя поэтом. я в своих стихах рассказываю о том, что меня беспокоит в этой жизни. что происходит в мире, что происходит в моей стране. Что мне нравится, что мне не нравится. Когда я пишу свои песни, я пытаюсь разобраться в этом. Главное в моих песнях – это человек».


2. Современники о В.С. Высоцком.


Что отмечали современники Высоцкого в нем как в личности и поэте и что отмечают наши современники? Как говорится, сколько людей – столько и мнений. Остановимся на нескольких.


  • Андрей Вознесенский утверждал: «Какое время на дворе — таков мессия».

  • Ю. Карякин говорил: «Все мы видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, прогудел и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять — отдать, одарить... Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры».

  • На Леонида Филатова Владимир Высоцкий при первой встрече не произвел яркого впечатления: невзрачный, невысокий. Знаменитого актера заворожила странная магия рифмованной речи. По словам Филатова, Высоцкий настолько уважал слово, что не мог проборматывать, слова округлые, точные, внятные, ясные, договоренные до конца.

  • По воспоминаниям Булата Окуджавы, дружба их с Высоцким была своеобразной: столкнулись два совершенно противоположных человека. Владимир открытый, компанейский, окруженный большим числом почитателей. Булат - кустарь-надомник, одиночка.

  • Александр Митта был свидетелем работы Высоцкого над песней. Песню - каждую - он писал подолгу, по два-три месяца, много раз переписывая, зачеркивая слова, то сокращая, то прибавляя строчки. Потом месяц-два песня пелась им почти каждый вечер, и всякий раз хоть два-три слова, хоть одно да менялось, уточнялось. И так в работе было одновременно пять-шесть, а когда и десяток вещей.

  • Юрий Визбор видел в Высоцком силу. Эта сила - проявление вечной борьбы в жизни. Владимир Высоцкий всю жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством.

  • Марина Влади говорила о нём: «Высоцкий мог вступить в контакт с совершенно незнакомыми людьми да так, чтобы они охотно поддерживали разговор. У него это получалось легко и непринужденно. Может быть, это происходило потому, что он любил общаться с людьми, они его всегда интересовали, и этим он сам был интересен им».

  • Талант Высоцкого подчеркивает и доктор филологических наук профессор Георгий Хазагеров, который, рассматривая "поэтическое творчество Владимира Высоцкого в контексте Древней Руси и Советской России", проводит параллели с творчеством Пушкина.


3. Тематика творчества.


Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями

Стихотворения-песни Высоцкого чрезвычайно неоднородны по жанру:

  • песни баллады;

  • песни-размышления;

  • песни-диалоги;

  • песни-притчи;

  • песни-монологи;

  • песни-спектакли;

  • песни-завещания.

Со временем творчество Высоцкого будет принято делить на циклы.

Так как тематика творческая тематика весьма разнообразна, остановлюсь на наиболее ярких темах.

Политическая и патриотическая тематика. Это часто не просто песни сатирической направленности, но и содержащие резкую критику - прямую или, чаще, написанную «эзоповым языком».

Спортивная тематика. В начале 60-х годов 20 века появляются первые "спортивные" песни: "О сентиментальном боксере", "О конькобежце на короткие дистанции". Немногие поэты уделяют столько внимания спортивной тематике, как это делал Высоцкий. Сам поэт в молодости увлекался разными видами спорта, но и, играя в театре на Таганке, не бросал, так как для некоторых ролей ему приходилось разучивать акробатические номера. Песня "Профессионалы" написана после игры хоккеистов сборных СССР и Канады. В этой встрече наша команда одержала победу, и мы в пятый раз стали чемпионами мира. И она стала самой любимой у советских хоккеистов.

Военная тематика. Поэт не был на войне (на момент ее начала ему было всего лишь три года), но написал много военных песен. Не раз он получал письма, где люди спрашивали: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, которого я знал на войне?» Это значит, что люди действительно верили, что Высоцкий сам прошел войну - настолько убедительны были строки в песнях «Мы вращаем землю», «Тот, кто стрелял…» и других.

Любовная тематика. Любовь к Марине Влади вдохновила Высоцкого на создание трогательных, пронзительных, выразительных, как и все его произведения, песен, которые обогатили своими мелодиями и содержанием его песенное творчество. Сравнение с художественными образами прошлого характерно для произведений А.С. Пушкина. В этом можно проследить неразрывную творческую связь поэта веков минувших и современности.
Лирика дружбы. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей. Но на самом деле настоящих - два-три. К примеру, стихотворение «Он не вышел ни званьем, ни ростом» посвящено лучшему другу - клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию “клоуна”, “шута” среди значительного числа своих современников.
Мифологическая тематика. В поэзии Высоцкого существует довольно значительный мифопоэтический пласт сказочных персонажей русского и зарубежного фольклора (Кощей Бессмертный, Баба – Яга, добрый молодей Иван, русалки, лешие, черти, оборотни, нечистая сила, джинн); чаще всего они воссозданы в иронико-пародийном осмыслении. Как мифологемы в поэзии В. Высоцкого могут быть представлены образы политических и исторических деятелей (Сталин, Мао Цзедун, Ричард Никсон), выдающихся личностей (Леонардо да Винчи, Джеймс Кук). Вечные литературные образы Гамлета, Чёрного человека также стали у поэта объектом мифологемной рефлексии.

Гражданская лирика. Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.

Часто в стихотворениях «разговор о вечном» выражается через аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества и древнерусской литературы.

Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях.

4. Ведущий мотив стихотворений.


Следует остановиться и на ведущем мотиве стихотворений В.С. Высоцкого – мотиве дороги.

   Мотив пути /дороги играет важную роль в поэзии, особенно в лирике нравственно-философской. Нет ни одного большого русского поэта, у которого концепция пути не была бы средством выражения авторского сознания, его творческой индивидуальности – достаточно вспомнить наследие Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Твардовского, поэтов Серебряного века.

С мотивом пути связывается, как правило, поиск смысла жизни, своего места в ней, размышления о связи времен, преемственности поколений. С мотивом связаны такие понятия, как странничество, скитальчество, правдоискательство.

В ранней поэзии В. Высоцкого с характерной для нее тюремной тематикой нередко встречается мотив насильственной разлуки с домом («Банька по-белому»), а также мотив побега из мест заключения («Зэка Васильев и Петров зэка»).

Если за основу взять конкретный сборник стихотворений, к примеру, «Нерв», и подсчитать, то получится, что из 131 стихотворения 40 – имеют мотив дороги, что составляет 1/3 часть.

Наиболее ярко мотив пути проявляется в стихотворении «Чужая колея». В данном стихотворении мотив дороги раскрывается через образы колеи и колеса. В. Высоцкий пишет о времени, когда даже робкая попытка сделать шаг в сторону, здесь же пресекалась, когда человеку было запрещено иметь свободу слова. Вот и лирический герой попадает в эту колею. Позже, выбравшись из колеи, герой не остается равнодушным к судьбам тех, кто остался там. Он предлагает им бороться, протестовать против этих условий. Человек должен идти своей дорогой.

Этот мотив пронизывает всю военную лирику (по дорогам войны идут его герои). Встречается он и в стихотворениях горной тематики (восхождение на вершину это тоже путь); присутствует мотив пути и в других тематических пластах. Следовательно, мотив дороги в поэзии В. Высоцкого является сквозным. Это подтверждают не только лирические герои, но и сам автор, который постоянно был в движении - по Москве, по загранице, по жизни, он не приседал ни на момент, постоянно вперёд, пока дорога не оборвалась в пропасть. И "побег на рывок" и побег "от насиженных мест"...


4. Тематический спектр авторской песни.


Как известно символика цвета уходит своими корнями в глубь веков. Но по сей день люди не списывают ее со счетов. В особенности символика цвета проходит через творчество поэтов и писателей, в частности А.А. Блока, С.А. Есенина, Ф.М. Достоевского.

Проанализировав творчество Высоцкого я пришла к выводу, что и в его песнях цвет имеет свое значение.

Красный - героизм, гражданственность, патриотизм.

Оранжевый - юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.

Жёлтый - мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция.

Зелёный – песня-размышление, песня-картина, песня-разговор, романтика, ритм, вальс, художественно-музыкальный образ природы, элегия.

Голубой - высокая духовность, уважение, восхищение, нежность, верность, благородство драматизм неразделённой любви.

Синий - воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.

Фиолетовый - печаль, скорбь, утрата.


5. Особенности стиля Высоцкого.


Несомненно то, что поэты и писатели обладают исключительно индивидуальным творческим стилем. Особенно ярким, заметным принято считать стиль изложения С.А. Есенина и В.В. Маяковского.
В чем же индивидуализм В.С. Высоцкого?

Во-первых, в его песнях в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).

Во-вторых, Высоцкий пел о чувстве собственного достоинства людей как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, о силе характера и тяготах человеческой судьбы, что принесло ему огромную популярность.

В-третьих, исполнитель своих песен Высоцкий отличался нетрадиционной манерой пения - он интонировал не только гласные, но и согласные.


6. Культурное и литературное наследие.


Поражает факт, что, будучи известным даже в Америке (там вышли сразу два диска-гиганта с его песнями), в СССР Высоцкий как певец официально практически не признавался. В начале 1974 года в КГБ обсуждался вопрос о его аресте. Гонения на Высоцкого совершенно не мешали росту его популярности в народе. Более того, чем больше создавалось запретов вокруг его имени, тем сильнее его любили.

К сожалению, лишь в 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен — присуждена Государственная премия СССР.

Критики отмечают, что Высоцкому удалось сполна выразить национальный характер в своих стихотворениях и песнях. Вольность, удаль, сердечный надрыв, удача, мужская дружба – все это есть в его творчестве. Лирический герой Высоцкого – бунтарь, мятежник. Это самый простой человек, современник, но его духовные силы превышают возможности обычных людей. Он, например, смертен, но он в силах≪постоять хоть немного на самом краю≫. Он простой, но совсем не ≪маленький≫ человек.

Всего Высоцкий написал около 600 стихотворений, более половины из которых стали песнями. В театре он сыграл более 20 ролей, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 — в радиоспектаклях, 5 из которых были записаны на пластинки.


Дискография:

Татуировка — (1963—1965)

Формулировка — (1964)

Но я не жалею — (1964—1978)

Поговори хоть ты со мной — (1964—1974)

Путешествие в прошлое — (1967)

Скажи ещё спасибо, что живой — (1969—1980)

Песни к к/ф «Иван да Марья» — (1969—1976)

Баллады к к/ф «Бегство мистера Мак-Кинли» — (1974—1976)

Свой остров — (1964,1973—1974,1976)

Затяжной прыжок — (1974—1976)

Концерт в ДК «Мир» — (1967)

Концерт в центральном Театре Кукол — (1973)

Концерт в ДК ВАМИ — (1974)

Концерт в ДК «Коммуна» часть 1 — (1980)

Концерт в ДК «Коммуна» часть 2 — (1980)

Тихорецкая — (1961—1965)

Я родом из детства — (1965—1979)

Песня о Волге — (1968—1979)

Купола — (1968—1979)

Потеряю истинную веру — (1963—1967)

Лукоморья больше нет — (1967—1972)

Банька по-белому — (1969—1974)

Не волнуйтесь — (1969—1976)

Вес взят — (1969—1978)

Памятник — (1973—1979)

История болезни — (1969—1979)

Речка — (1967,1977—1980)

Алиса в стране чудес — (1970, 1973)

Мой Гамлет — (1966—1978)

Концерт в Клубе-магазине «Эврика» — (1966, 1973, 1976)

Концерт в Казани — (1977)

Концерт в Северодвинске — (1974, 1978)

Уголовный кодекс — (2001)

Рецидивист — (2002)

Все ушли на фронт — (2002)


Фильмография:

1959 — Сверстницы — Петя

1962 — 713-й просит посадку — Солдат морской пехоты

1962 — Карьера Димы Горина — Софрон

1962 — Увольнение на берег — Пётр, друг Валежникова

1962 — Штрафной удар — Юрий Никулин

1963 — Живые и мёртвые — весёлый солдат

1965 — Наш дом — Механик

1965 — На завтрашней улице — Пётр Маркин

1965 — Стряпуха — Андрей Пчелка

1966 — Вертикаль — Володя

1966 — Я родом из детства — капитан-танкист Володя

1967 — Короткие встречи — Максим

1968 — Интервенция — Мишель Воронов/Евгений Бродский

1968 — Служили два товарища — Брусенцов

1968 — Хозяин тайги — Рябой

1969 — Опасные гастроли — Жорж, Николай

1969 — Белый взрыв — Капитан

1972 — Четвёртый — Он

1973 — Плохой хороший человек — Фон Корен

1974 — Единственная дорога — Солодов

1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Билл Сигер

1975 — Знаки зодиака (сценарий, музыка)

1975 — Единственная — Борис Ильич

1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Ганнибал

1979 — Место встречи изменить нельзя — капитан Жеглов

1979 — Маленькие трагедии — Дон Гуан


Спектакли:

1964 - Второй бог, муж, Янг Сун — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта

1964 - Драгунский капитан, отец Бэлы — «Герой нашего времени» по М. Лермонтову,

1965 - Поэтическое представление «Антимиры» по А. Вознесенскому

1965 - Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие — «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду

1965 - Кульчицкий, Гитлер, Чаплин, Семен Гудзенко — Поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов «Павшие и живые»

1966 - Галилей — «Жизнь Галилея» Б. Брехта

1967 - Маяковский — Поэтическое представление «Послушайте!» по Вл. Маяковскому

1967 - Хлопуша — «Пугачев» по С. Есенину, режиссёры Ю. Любимов, В. Раевский.

1969 - Власов-отец — «Мать» по М. Горькому

1970 - Поэтическое представление «Берегите ваши лица!» по А. Вознесенскому,

1971 - Гамлет — «Гамлет» У. Шекспира

1975 - Солдат — «Пристегните ремни!» по Г. Бакланову

1976 -Лопахин — «Вишневый сад» А. Чехова

1978 - Концертное представление «В поисках жанра»

1979 - Свидригайлов — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому,


И еще несколько фактов:


  • именем Высоцкого было названо в общей сложности 177 аллей, бульваров, улиц, переулков, населенных пунктов, скверов. 20 – скал, ледников, каньонов, пиков, перевалов, речных порогов, а также астероид – «Владвысоцкий»; интересно, что в Екатеринбурге небоскреб высотой в 200 метров также назван именем поэта.

  • В его честь отчеканены 2 памятные медали, 2 жетона, 4 монеты, две из которых – другими государствами;

  • в Экваториальной Гвинее выпущена марка с изображением Владимира Высоцкого,

  • с 1997 проводится ежегодное вручение премии «Своя колея»: премия вручается людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню В. Высоцкий, людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии. Идея вручения премии принадлежит сыну поэта Никите.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствуют о том, что Высоцкий – это ярчайшее явление литературы и культуры в целом. Секрет популярности песен Владимира Высоцкого в Правде, Открытости и Честности. Многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение хочу отметить, что работа над данным проектом позволила мне не только воочию погрузиться в волшебный мир словесно-музыкального творчества, истоки которого лежат в глубине веков, но и дала возможность расширить горизонты познания, возможность самореализации, определения дальнейшего профессионального пути.


Кроме того, работа над проектом окончательно убедила меня в том, что Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду.


Обширные по тематике, но простые, доходчивые песни Высоцкого близки и понятны каждому русскому человеку.


Я считаю Высоцкого продолжателем национальных литературных традиций, настоящим патриот России. Более того, он и сам утверждал: «Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет».

Именно поэтому я нисколько не сомневаюсь в том, что творчество человека, избравшего «своей колеей» неразрывную связь с людьми, было, есть и будет востребованным.






























ЛИТЕРАТУРА


1. Авторская песня. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2002. – 506 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).


2. Букса И. Проблемы поэтического стиля В. Высоцкого // Высоцковедение, Сб. науч. ст.  Орел, 1994.


3. Высоцкий В.С. Четыре четверти пути: Сборник / Сост. А.Е.Крылов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 286 с.


4. Высоцкий В.С. Поэзия и проза.- М.: Кн.палата, 1989.- 448с.


5. Высоцкий на Таганке / Ласкина Н. Б. (редактор). — М.: Союзтеатр, 1988. — с. 95. Также смотри в разделе Ссылки «В. Высоцкий на сайте Театра на Таганке».


6. Георгиев Л. Владимир Высоцкий: встречи, интервью, воспоминания. М., 1991.

Кормилов С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви //Русская речь. – 1983. -№3


7. Кохановский И. Серебряные струны: О песенном творчестве В.Высоцкого: Воспоминания// Юность. – 1988. - №7.


8. Новиков В.И. Живая вода: Заметки о языке поэзии В. Высоцкого// Рус. Речь. – 1988. -


9. Обсуждаем наследие В.Высоцкого// Вопр. Лит-ры. – 1987. -№4.


Интернет – ресурсы:


1. http://www.gramotey.com 

2. http://ru.wikipedia.org/

3. http://www.kulichki.com/vv/

4. http://images.yandex.ru/

5. http://www.vladimirsvysotsky.ru/bio.php
















ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1

Оценочные материалы, необходимые для исследовательской деятельности в рамках реализации проекта (социологический опрос «Что я знаю о Высоцком»)


Социологический опрос


Было опрошено 40 человек (старшеклассники, педагоги, родители, случайные прохожие – по 10 человек в каждой категории)


1. Вам знакомо имя В.С. Высоцкий?

2. Кем был Высоцкий?

3. Какие песни и стихи Высоцкого вы знаете?

4. Можете назвать прозаические произведения автора?

5. Что из его творчества вы знаете наизусть (полностью или частично)?

6. В каких спектаклях играл Высоцкий?

7. В каких фильмах играл Высоцкий?

8. На какие годы приходится пик его популярности?

9. В чем индивидуальность творчества Высоцкого?

10. Стоит ли изучать творчество Высоцкого в современной школе? Почему?


Обработка результатов:

1. 100%

2. 100% (лидирующий ответ – бард)

3. 100% (называли от 1 до 9 песен, стихов)

4. 18% (лидирующий ответ – «Роман о девочках»)

5. 58% (лидирующий вид прочтения – частичный)

6. 28% (лидирующий ответ – «Гамлет»

7. 88 % (лидирующий ответ «Место встречи изменить нельзя»)

8. 72% (лидирующие ответы – 70-80 годы)

9. 92% (лидирующие ответы – широта тематики, необычное исполнение; злободневность; особый юмор)

10. 100% (лидирующие ответы – не утеряло актуальности; вечность тематики)


Приложение №2

Итоги опроса «Что дает вам работа над проектом по исследованию творчества В.С. Высоцкого?», проведенного в декабре 2018 года (ответы по шкале от 1 до 10):


Вопросы

Ответы в баллах

1.

Вы чувствуете себя востребованным?

8

2.

Данная работа помогает в самореализации?

7

3.

Данная работа помогает в саморазвитии, самообразовании?

9

4.

Данная работа помогает в самоопределении?

8

5.

Данная работа помогает в творчестве?

8

6.

Данная работа помогает в учебе?

7




Приложение №3

Промежуточные результаты исследовательской работы, проведенной в рамках проекта в декабре 2018 года.


ФИО обучающегося – автора проекта

Класс

Успеваемость


Примечание

I

II

1.


Рычагова Дарья Павловна

«удовлетворительно»

«удовлетворительно»

Повысилось качество успеваемости по предметам гуманитарного цикла.

К ГИА для экзамена по предмету по выбору обучающаяся выбрала предмет «Литература»



Обучающая работа над проектом и в целях удовлетворения таких потребностей:


  • потребность в идентификации;

  • потребность в индивидуализации;

  • потребность в деятельном освоении мира;

  • потребность в самовыражении;

  • потребность в творческой деятельности;

  • потребность эмоциональных переживаниях;

  • потребность в общении;

  • потребность в эмоциональной вовлеченности;

  • потребность в системе нравственных норм и правил;

  • потребность в старшем наставнике;

  • потребность в учебной деятельности;

  • потребность в профессиональном выборе;

  • потребность в социализации;

  • потребность в признании;

  • потребность в самоопределении.











Приложение №4

Материалы для учебной деятельности


Тест «Слово о Высоцком»

Начало формы

1. Какой премии был удостоен Высоцкий посмертно?

1) Государственная премия СССР

2) Государственная премия РСФСР

3) Государственная премия РФ

2. Какую роль Владимир Высоцкий никогда не исполнял в театре?

1) Гамлет

2) Галилей

3) Василий Теркин

3. В каком театре исполнял свои главные роли Высоцкий?

1) МХАТ

2) Театр Юного Зрителя

3) Театр драмы и комедии на Таганке

4. Какое событие происходило в год смерти Высоцкого в СССР?

1) Олимпийские игры

2) Чемпионат Европы по футболу

3) Чемпионат мира по хоккею

5. На ком был женат Высоцкий?

1) Дочь Брежнева

2) Французская актриса Марина Влади

3) Советская певица Алла Пугачева

6. Кому было посвящено первое стихотворение Высоцкого «Моя клятва»?

1) Брежневу

2) Сталину

3) Хрущеву

7. В каком фильме не снимался Высоцкий?

1) Сказ про то, как царь Пётр арапа женил

2) Служили два товарища

3) Москва слезам не верит

8. Кем был Володя, герой знаменитого фильма «Вертикаль» в исполнении Вл. Высоцкого?
1) Альпинистом
2) Врачом

3) радистом

9. Владимир Высоцкий всегда исполнял свои песни только на одном типе гитар. Сколько струн было на этих гитарах?

1) 5

2) 6

3) 7

10. На каком переулке жил в Москве Высоцкий, который посвятил целую песню месту своего проживания?

1) Льва Толстого

2) Большая Каретная

3) Капранова



Отзыв

«Мой Высоцкий»


От жизни никогда не устаю... 
Владимир Высоцкий 


Владимир Высоцкий – «обречённый на вечность поэт». О нём можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий – неординарная личность, одарённая натура, талантливый человек. 
Самым главным для Высоцкого в жизни была песня. Сам по этому поводу он говорил: «Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!». За небольшую жизнь (прожив, к сожалению, всего 42 года) Владимир Высоцкий написал колоссальное количество песен. Как говорят, плёнкой с его записями «можно окрутить всю планету». В России не было дома, где не звучал бы его хрипловатый голос с неподражаемым распевом согласных. 
Изумляет разнообразие тем, раскрытых в песнях автора. Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всем, чем жил народ: о войне, об альпинистах, о спортсменах, шоферах, лётчиках – обо всем. 
Высоцкий не чужд философии; рассуждения о смысле жизни не менее глубоки, чем сатира. Особенность творчества Высоцкого состоит в неординарности личности талантливого актёра, замечательного певца, в способности создавать самые разнообразные маски в своих творениях. 
Популярность Высоцкого, как я считаю, заключается, прежде всего, в народности его творчества. В его замечательной песне «Я не люблю» полностью раскрыты взгляды на мир, на жизнь самого автора. 
Я не люблю себя, когда я трушу, 
Я не терплю, когда невинных бьют. 
Я не люблю, когда мне лезут в душу, 
Тем более — когда в нее плюют. 
По мнению Булата Окуджавы, «люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут, а не умеющие самостоятельно мыслить его иронии не оценят; равнодушные же ко всему, кроме личных проблем, тревоги и боли его не поймут». Я полностью согласен с этой точкой зрения, потому что каждое произведение Владимира Высоцкого проникнуто смыслом, заставляет задуматься. В каждую песню Владимир Высоцкий вкладывал частичку себя, при создании выкладываясь полностью в своих силах. 
По-моему, стихотворения Высоцкого нельзя читать. Их нужно слушать только в исполнении самого автора, только тогда они представятся в их истинной и полной красоте. 
С удовольствием в свободное время послушаю песни Владимира Высоцкого: посмеюсь над моим любимым весёлым «Диалогом у телевизора», почитаю письмо в редакцию, поволнуюсь за канатоходцем, окунусь в военные события Второй Мировой с «Чёрными бушлатами», побываю на Канатчиковой даче... Пусть Владимира Высоцкого и не печатали во времена Советов, но «живёт в народе самородок, актёр и поэт». 
Но напоследок один вопрос: почему в нашей стране случается так, что человеческий талант приравнивают к драгоценности, когда уже нет в живых его обладателя?..

Хоть о камень башкою, 
Хоть кричи- не кричи 
Я услышал такое. 
В июльской ночи. 
Что в больничном вагоне, 
Не допев лучший стих. 
После долгих агоний. 
Наш Высоцкий затих. 
Смолкли хриплые трели. 
Хоть кричи не кричи… 
Что же мы просмотрели, 
И друзья и врачи? 
Я бреду, как в тумане. 
Вместо компаса – злость. 
Отчего, россияне, 
Так у нас повелось? 
Только явится парень. 
Неуемной души. 
И сгорит, как Гагарин. 
И замрет, как Шукшин. 
Как Есенин, повиснет 
Как Вампилов нырнет… 
Словно кто поразмыслив, 
Стреляет их влет 
До свидания тезка! 
Я пропитан тобой. 
Твоей рифмой хлесткой 
И хлесткой судьбой 
Что я там – миллионы. 
А точнее народ. 
Твои песни- знамена 
По жизни несет 
Ты и совесть, и смелость. 
И лиричность и злость. 
Чтобы там тебе пелось 
И конечно жилось 
В звоне струн и в ритме клавиш. 
Ты навеки речист 
До свидания товарищ. 
Народов артист.










Эссе

«Чем мне близка поэзия В. Высоцкого?» 


Мне очень близко творчество Владимира Семеновича Высоцкого, к сожалению, ушедшего из жизни на пике своего творческого расцвета. Близко темами, идеями, мотивами, но больше всего - жизненной правдой. Не имея возможности официально публиковать свои стихи, он был, однако, известен всему Советскому Союзу: его песни заучивали наизусть и пели, сидя в тесном дружеском кругу. Чем же так брали за душу его стихи? Ответ прост: простотой, столь милой русскому характеру. 
Первые стихотворные опыты Владимира Высоцкого существовали в виде пародий на так называемый «блатной» фольклор и носили, вероятно, экспериментальный характер. Постепенно нарабатывая опыт поэтического творчества, Высоцкий обратился к военной теме, поднял проблему человеческих взаимоотношений и конечно же не обошел вниманием и любовь - чувство, которое Высоцкому довелось испытать в полной мере. Не случайно все его стихотворные произведения буквально «светятся» и «искрятся» от пережитых их автором эмоций. 
Уже в расцвете сил и лет Высоцкий встретил настоящую подругу жизни, свою судьбу и музу, Марину Влади. Сила любви поэта не знала границ. «Живые», хлесткие строки наглядно демонстрируют необыкновенную силу характера их автора и вместе с тем - его необыкновенную чуткость: 
Я дышу - и, значит, я люблю! 
Я люблю - и, значит, я живу! 
Подкупает искренность, с которой Высоцкий выражает и передает нам свои самые сокровенные мысли. Завораживает манера написания Высоцким стихотворных произведений. То мы видим перед собой пылкого, страстного влюбленного, то поэт предстает перед нами в образе фронтовика, немало повидавшего на своем веку. Многие люди долгое время действительно считали Высоцкого участником боевых событий - настолько убедительны и правдивы его строки о войне: 
Наконец-то нам дали приказ наступать, 
Отбирать наши пяди и крохи. 
Но мы помним, как солнце отправилось вспять 
И едва не зашло на востоке. 
Можно смело представить себе Высоцкого в солдатской гимнастерке и с автоматом в руке. Как, впрочем, и в любом другом облике - настолько пластична и образна его речь, выливающаяся в короткие, но необыкновенно емкие в смысловом отношении стихи. Трепетно относясь к дням нелегких испытаний, выпавших на долю родины, Высоцкий не мог допустить и мысли о забвении пережитого. Восхищает способность Высоцкого метко и жестоко высмеивать эти самые пороки: пьянство, бескультурье, хамство: 
Ходят сплетни, что не будет больше слухов, 
И ходят слухи, будто сплетни запретят. 
Уважать этого человека можно даже за то, что, зная за собой ужасный порок - алкоголизм, - Высоцкий никогда не роптал на свою долю, не сетовал на безысходность. Выкарабкиваясь из «пропасти», он писал строки, рассказывающие о том, что на самом деле испытывает человек, находящийся в такой ситуации: 
Даже от песен стал уставать, 
Лечь бы на дно, как подводная лодка, 
Чтоб не могли запеленговать... 
Тема дружбы является, на мой взгляд, одной из наиболее любимых поэтом, поскольку связана с самыми яркими из его жизненных впечатлений. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей. Но в отличие от двух-трех настоящих остальные относились к «лжетоварищам», тем, кто стал беспардонно именовать себя «друзьями Володи» уже после смерти поэта. Лишь верным, настоящим друзьям Высоцкий посвящал свои замечательные стихи: 
Он не вышел ни званьем, ни ростом, 
Не за славу, не за плату. 
А на свой необычный манер 
Он по жизни шагал над помостом 
По канату, натянутому, как нерв! 
Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию «клоуна», «шута» среди значительного числа своих современников. 
Много замечательных слов можно сказать о Владимире Высоцком. Многое уже неоднократно повторялось и уточнялось. Но для меня Высоцкий был, есть и останется навсегда этаким пpавдоpубом - смелым и прямолинейным. Каждый год отделяет нас от дня смерти Высоцкого, но с каждым днем его творчество становится нам ближе.

Завершу свой отклик на творчество Владимира Высоцкого замечательной строчкой П. Вегина: «...Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был», напишите «есть».































Сказка-быль

«Поэт с Большой буквы»

Жил-был талантливый человек, всем известный. Звали его Владимир Высоцкий. Песни его ворвались” в каждый наш дом, в наши души. Только говорить и писать о нем было нельзя. Нельзя было издавать его стихи и его песни. Почему? - спросите Вы.

- Кого-то раздражала его популярность, всенародная истинная слава. Раздражал его удивительный талант певца и актера.

Страшно говорить, но “легализовала его” смерть. Она была для нашего общества неправдоподобной и потрясла всех. Все произошло, как в песне:

Сейчас взорвусь, как триста тонн тротила, -
Во мне заряд нетворческого зла…

Он умер – и произошел общественный взрыв. Рухнули официальные заговоры молчания. О Высоцком заговорили на серьезном, литературоведческом уровне.

Не знаю, так ли уж необходимо это было ему. Да, Окуджава пишет, что Высоцкий страдал в отсутствие официальной гласной славы. Сейчас ясно, что тот самый официоз абсолютно ничего не добавил к тому, что уже было. Ни государственная премия, ни музеи, ни мемориал ничего не добавили к тому, что уже было.

А что же было? Был поэт, был голос, была гитара, было печальное время.

Всякий мало-мальски думающий человек, мало-мальски чувствующая натура сознавали эту печаль, ощущали упадок, нравственные потери.

Но поэт пророчески предчувствовал иную жизнь, иную свободу:

Еще стыдились нищеты
Поля без всходов, лес без тени,
Еще тумана лоскуты
Ложились сыростью в колени,
Но диск на тонкую черту
От горизонта отделило.
Меня же фраза посетила:
Не ясен свет, пока светило
Лишь набирает высоту!

Он начал с примитива, с однозначности и постепенно дошел до образцов высокой литературы. Читая его стихи подряд, от ранних до текстов последних лет, видишь, как он постоянно учился.

Учился у всех: у жизни, у друзей своих, у смежных искусств, у многочисленной армии поклонников – почти в двести миллионов человек.

Стихи, гитара, интонация – это жанр, в котором он совершенствовался каждый день. Он добился того, что в его творчестве все стало подлинным – и страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал густым и метафоричным:

И снизу лед, и сверху, - маюсь между,
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там – за дело, в ожиданье виз.
Лед надо мною – надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.

Слово Высоцкого открыто, распахнуто людям, не зашифровано. В нем есть природное изящество и своя стать. Он, словно ребенок, говорит то, что думает, и думает то, что говорит.

Его стихи только на бумаге и в книге успокаиваются и дают себя разглядеть. Однако и на бумаге, лишенные богатства актерских интонаций, они не позволяют забывать о голосе “с трещинкой”.

Какой-то внутренний, субъективный актер имитирует автора, подкрашивает их и заставляет совершенно по особенному их читать.

Что еще привлекает в творчестве Высоцкого? – Это традиционный для отечественной литературы пророческий, окрашенный трагическими интонациями характер его поэзии. Он словно предчувствует и свою раннюю смерть, и ужасные страдания.

Каждое его стихотворение читается как последнее. Весь зрелый, после 30 лет, период его творчества проникнут подобными настроениями. Вот несколько примеров:

Сколько кануло, сколько схлынуло!
Жизнь кидала меня – не докинула.
Может спел про вас неумело я,
Очи черные, скатерть белая!

Или вот еще:

Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я, на чем – не угадать,
Но лишь одно наверняка я знаю – 
Мне будет не хотеться умирать!

Разные поэты по-разному осуществляют себя. Часто бывает так, что и талант и бездарность бывают сходны в неудачах, зато только таланту сопутствует удача, а бездарности – никогда! Поэтому о Высоцком следует судить прежде всего по его удачам.

Многое из того, что создано им, стало хрестоматийным, ушло в язык, растворилось в нем.

Так же, как когда-то в шестидесятых он очаровал своих друзей, а потом целую страну, он продолжает волновать и сегодня.






















Приложение №5


Материал для внеурочной деятельности.



Внеклассное мероприятие по творчеству В. Высоцкого «Я, конечно, вернусь…»

Цели и задачи: 

- Углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу его стихов и песен.
- На  примере творчества В.С.Высоцкого, который «воплотил в себе боль и совесть нашего времени», воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию, бороться не только за чистоту и искренность человеческих отношений, красоту окружающего мира, но против всего, что оскорбляет и порочит наше общество.
- Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать в пении, чтении наизусть то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о замечательном человеке, человеке, который создал целую эпоху. Сын Москвы, лихой «простецкий парень», «свой в доску» и в то же время чужой, как метеор-поэт, перелетающий через границы, таинственный хриплый бард.

Учитель:        Поэты ходят пятками
                         По лезвию ножа
                         И режут в кровь свои
                         Босые души.

Звучит песня В. Высоцкого «Я, конечно, вернусь...»

Учитель: Говорят, что у каждого времени - каждые 15-20 лет -есть певец, который поет арию большинства. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.

Ученик. Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем же он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Мы не знаем. Знаем только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.

1 ведущий: Владимир Семенович Высоцкий… Прекрасный артист, оригинальный поэт, замечательный и любимый народом певец. 25 января ему исполнилось бы 75 лет. Сегодня мы познакомим вас с его творчеством.

Наверное, нет в России человека, который бы не знал Высоцкого. Любители кино до сих пор наслаждаются его игрой в таких фильмах, как: «Место встречи изменить нельзя», «Как царь Петр арапа женил», «Опасные гастроли», «Вертикаль» и многих других. Заядлые театралы помнят его мрачного и шокировавшего многих в 70-е Гамлета в спектакле театра на Таганке. Но для огромного количества людей он был и остается замечательным певцом и великолепным поэтом.

Ученик: Родился Владимир Высоцкий 25 января 1938 года в Москве. Как у всех детей довоенного рождения детство было трудное: коммунальная квартира с множеством соседей, самые скромные игрушки. Затем война. 2 года эвакуации.

2 ведущий: После войны – несколько лет жили в Германии. А вот годы отрочества Володи прошли на Большом Каретном переулке. Школа №186 , здесь он учился с 5 по 10 класс. Скуластый, невысокий паренек с темными задумчивыми глазами. Володя Высоцкий. Куда он идет после уроков?

Ученик: К друзьям - редактировать стенгазету... В драмкружок на улицу Горького. Или домой, где ждет только что подаренная родителями гитара и самоучитель. Или же - к книгам. Читал много. Читал запоем.

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Здесь подсмотрел многие свои персонажи песен, особенно ранних

Звучит песня “Где твои 17 лет?..”

4 ведущий:  После окончания средней школы в 1955 году он поступает в Московский инженерно-строительный институт им. В.В.Куйбышева, но быстро понимает, что это – не его призвание, и уходит, не проучившись и года. Поступает в школу-студию МХАТ им. В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение

3 ведущий: В 1960 году, окончив студию, работает в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, в театре миниатюр. И сразу начинает сниматься в кино. В 1960 году появляются его первые песни. Много ролей сыграл В. Высоцкий в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где работал с 1964 по 1980 гг. Он играл в «Герое нашего времени» М. Лермонтова, в спектаклях по произведениям поэта А.Вознесенского, писателя Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», по произведениям В. Маяковского, С. Есенина, А. Чехова, Ф. Достоевского и др.

2 ведущий: Но самой значительной ролью В.Высоцкого в театре осталась его работа в «Гамлете» В.Шекспира. Этот спектакль, в котором В.Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы, Ленинграда, Минска, Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Польши, Франции. Эта роль была им сыграна 217 раз. Спектакль с В.Высоцким получил несколько премий в России и за рубежом.

1 ведущий: “Гамлет… Я сам себя предложил на эту роль. Я давно хотел сыграть ее, сыграть так, как, мне казалось, ее видел Шекспир. Гамлету не уйти от рокового конца. Он ясно понимает, что происходит с ним, с его страной. Время жестокое, сложное. Гамлет помышляет только о мести. Хотя он против убийства. И это страшно его мучает”.

Видеофрагмент   из «Гамлета»

3 ведущий: С 1959 года Высоцкий, параллельно с работой в театре, начинает сниматься в кино. Известны его актерские работы в фильмах: «Хозяин тайги», «Четвертый», «Плохой хороший человек», «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», «Вертикаль», «Опасные гастроли». В.Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов. Но особую популярность В.Высоцкому-киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах: капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя») и Дона Гуана («Маленькие трагедии»).

Видеофрагмент из к/ф «Место встречи изменить нельзя»

5 ведущий: В одном из интервью Высоцкий говорил: «Если бы на одну чашу весов положить театральные роли, работу в театре, на телевидении и на радио, а на другую только стихи, то перевесили бы стихи»

7 ведущий: Все, о чем певец писал и пел, проходило через его сердце и душу. О чем же стихи и песни Высоцкого?

6 ведущий: Они обо всем: в них рассуждения и размышления о жизни, о товарищах, о любви, о Родине, о спорте, о войне. В своих стихах Высоцкий спорит, доказывает, убеждает. В своих стихах-песнях поэт рассуждает о жизни, о том, что в ней главное, о жизненных ценностях.

7 ведущий: Я освещен, доступен всем глазам,
Чего ж мне ждать: затишья или бури?
Я к микрофону встал, как к образам.
Нет-нет, сегодня точно – к амбразуре

5 ведущий: Много песен поэт-певец написал о Родине, о России, которую очень любил. И где бы он ни был, всегда стремился вернуться назад, в Россию.

Звучит в грамзаписи «Песнь о земле»

6 ведущий: Очень много песен написано поэтом о спорте. Высоцкий всегда был в хорошей физической спортивной форме, увлекался плаваньем, верховой ездой. Спортсмены любили его песни. Эти песни помогали им в нелегкой борьбе за победу, помогали перенести горечь поражений. Спортивные песни Высоцкого звучат в разной манере исполнения.Вот послушайте.

Звучит песня «Утренняя гимнастика»

5 ведущий: Из интервью с В.Высоцким. Какова ваша отличительная черта?

7 ведущий: Желание как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение.

5 ведущий: Ваши представления о счастье?

7 ведущий: Счастье – это путешествие, необязательно из мира в мир. Это путешествие может быть в душу другого человека, в мир писателя или поэта…

5 ведущий: Человеческий недостаток, к которому вы относитесь снисходительно?

7 ведущий: Снисходительно. Физическая слабость.

5 ведущий: Недостаток, который вы не прощаете.

7 ведущий: Их много… Жадность. Отсутствие позиции, которое ведет за собой очень много других пороков…

Чтение стихотворения «Я не люблю…» (из зала по четверостишию)

6 ведущий: Это одно из самых известных стихотворений Владимира Высоцкого, в нем он попытался выразить свои взгляды на жизнь, на все происходящее в ней. Это стихотворение вобрало в себя убеждения поэта, от которых он не отступал никогда. У певца есть особый цикл песен – это песни о войне. В.Высоцкий родился в 1938 году, естественно, он не воевал, но отблески войны всегда хранил в своем сердце.

Исполнение песни «На братских могилах».

5 ведущий: Высоцкий чувствовал и понимал войну, как никто другой. Все песни написаны от первого лица. В них – боль, утрата, горечь тех, кто ее перенес. Роберт Рождественский писал: «Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей из плоти и крови, сильных, мужественных, усталых, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину».

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

Учитель: Скончался В.Высоцкий 25 июля 1980 от инфаркта.

Звучит «Реквиема Моцарта. Перед портретом Высоцкого зажигается свеча.

Учитель:       Он не допел, не досказал всего.
                        Что било пульсом и в душе звучало
                         И сердце отказало от того,
                         Что слишком долго отдыха не знало.
                         Он больше на эстраду не взойдет
                         Так просто, вместе с тем и так достойно.
                         Он умер. Да.
                         И все же он поет,
                         И песни не дадут нам жить спокойно.

Звучит песня В. Высоцкого «Кони привередливые».



























Приложение №6

1. Видеоколлаж «Голос эпохи».

2. Презентация к проекту.



























































ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА



Этапы работы над проектом



Виды деятельности


Дата

планируемая



Дата фактическая


Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающегося.

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.



16.09.2018 — 21.09.2018


16.09.2018 — 21.09.2018



Планирование

Формулировка задач, которые следует решить.

Выбор средств и методов решения задач.

Определение последовательности и сроков работы.



22.09.2018 — 30.09.2018


22.09.2018 — 30.09.2018



Достигнутый результат


Самостоятельная работа: оформление записки, подбор оценочных материалов, проведение исследований, оценка промежуточных результатов.

Участие в меропиятиях, посвященных личности и творчеству В.С. Высоцкого



Октябрь 2018 — Апрель 2019


Октябрь 2018 — Апрель 2019


Защита

Окончательное оформление проекта для защиты.



Апрель 2019



10 апреля 2019



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальный итоговый проект на тему «Своя колея (по творчеству В.С. Высоцкого)» есть попытка определить причины всенародной популярности известного автора и исполнителя своих песен В.С. Высоцкого, что, в свою очередь, является и прекрасной возможностью для самореализации и самообразования.


Цель проекта: доказательство актуальности и востребованности творчества поэта, “голосом и словом которого кричит время!”


Проект реализуется в 2018-2019 учебном году, окончание проекта запланировано на май 2019 года, на данный момент имеются промежуточные результаты работы над проектом.


По сути, проект представляет собой некий эксперимент, в ходе которого ученик в области творчества поэта проводит исследовательскую деятельность, результатом которой является доказательство прямой зависимости успешности личности от его активности в творчестве и признания повышения качества его успеваемости.


Промежуточные результаты проекта дают основание полагать, что по итогам реализации проекта его цель будет достигнута в полной мере.

В проекте использованы материалы авторов методических пособий, научно-исследовательских статей, словарей и т.д. Кроме того, для применения исследовательской составляющей проекта широко применены методики, используемые в работе школьных психологов.



































ОТЗЫВ

на проектную работу
Рычаговой Дарьи Павловны,

обучащейся 9 класса

МКОУ “Медвенская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Г.М. Певнева»

на тему: «Своя колея... (по творчеству В.С. Высоцкого)»


В ходе выполнения итогового проекта по теме «Своя колея (по творчеству В.С. Высоцкого)» ученица 9 класса Рычагова Дарья продемонстрировала свою способность самостоятельно поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения с опорой на руководителя.
У обучающейся выявлена способность к сотрудничеству иумение использовать личный опыт при выборе темы. «Литература» как учебный предмет всегда вызывала у ученицы интерес и желание познавать новое, а также в дальнейшем Дарья планируе продолжить обучение именно в этой области. Тема проекта выбрана не случайно, потому что ученица окончина музыкальную школу по классу «Вокал» и исполнение песен, в том числе и бардовских» - ее хобби. Помимо прочего, работа над проектом, тема которого связана с художественным словом способствует развитию творческих способностей и речевой грамотности. Данное положение вещей придает проекту высокую степень актуальности, поскольку это один из путей к развитию личности ребенка.

В ходе выполнения итогового индивидуального проекта Дарья продемонстрировала продемонстрировал способность и готовность самоорганизации и саморегуляции, способность самостоятельно приобретать новые знания, пополнять и переносить их в индивидуальный проект. Ученица показала достаточно высокий уровень регулятивных умений планировать и осуществлять свою деятельность, отслеживать результаты ее выполнения. Проект был спланирован под руководством учителя и своевременно доведен обучающимся до конца. Дарья умело пользует ИКТ. В ходе выполнения проекта освоевременно выполняла задания, получаемые на консультациях, исправлял недоработки.

Работа соответсвует всем треборваниям, предъявляемым к проектам: содержит необходимые разделы, приложения, список литературы и ссылки на используемые в тексте источники.

В целом работа свидетельствует о способности обучающейся самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью, использовать необходимые ресурсы для достижения поставленной цели и решения задач, а также самостоятельно мыслить и принимать необходимые решения. Прогект тщательно спланирован и последовательнор реализуется в соответствии со сроками, заявленными в нем. Контроль и коррекция положений проектной работы осуществлялись конкретно Рычаговой Дарьей с опорой на руководителя.

Рекомендуемая оценка выполненной работы: «отлично».

Вывод: проетная работа Рычаговой Дарьи «Своя колея… (по творчетву В.С. Высоцкого)» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется к защите.


10.04.2019

Руководитель ________________ (Гольева О.В.)


49