СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста 6 -7 лет «Путешествие на Антарктиду» Срок реализации: краткосрочный Разработчик: Тутарова Е.В. – высшая кв. категория Талица, 2025 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста 6 -7 лет «Путешествие на Антарктиду» Срок реализации: краткосрочный Разработчик: Тутарова Е.В. – высшая кв. категория Талица, 2025 г.»




МКДОУ


«Детский сад № 2 «Солнышко»


Утверждено

заведующим

МКДОУ «Детский сад № 2

«Солнышко» Хмелёва Л.М.__м.п

П роект
































Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста 6 -7 лет

«Путешествие на Антарктиду»

Срок реализации: краткосрочный

Разработчик: Тутарова Е.В. – высшая кв. категория




Талица, 2025 г.


Введение


Одна из характернейших черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят, получит на них ответы. Когда взрослые не могут или не хотят объяснять детям то, что их интересует, детская любознательность исчезает. Что бы дошкольники росли любознательными, инициативными и стремились познавать новое, мы взрослые должны научиться отвечать на их вопросы, а так же научить их, где и как можно самому найти ответ на интересующий вопрос.


Каждый раз, когда мы с ребятами отправляемся в путешествие по глобусу, на очередной материк, у них возникает множество вопросов, отвечая на которые, воспитатель готовит презентации, подбирает литературу, проводит беседы и дискуссии с ребятами, проигрывает разные ситуации и проблемы, возникающие во время путешествия. Так рождается очередной краткосрочный проект.


Цель: формирование у детей представлений об особенностях материка Антарктида, расширение кругозора, развитие любознательности.


Объект исследования: макет земли «глобус».

Предмет исследования: материк Антарктида.


Проблема: почему Антарктиду называют необычным материком?


Гипотеза


Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных. Казалось бы, что в условиях глобального потепления можно не опасаться опасно низких температур. Но на нашей планете, есть два места с экстремальными климатическими условиям к ним относятся области Арктики и Антарктида. Но и там – при постоянной зиме, очень низкой температуре воздуха – живут и люди и животные, сумевшие приспособиться к экстремально суровым, природным условиям.

Задачи

Образовательные:


  1. продолжать знакомить детей с названиями частей света, с расположением частей света на глобусе;


  1. формировать представление об Антарктиде, ее климатических особенностях;


  1. познакомить с животным миром материка;


  1. дать представление о ледоколах – кораблях способных пробираться сквозь льды;


  1. закреплять навыки вырезывания, наклеивания, использования трафаретов;


  1. совершенствовать технику скульптурной лепки, при создании образа пингвина;


  1. закреплять умения конструировать несложные объекты (горы) из мятой

бумаги.

Развивающие:

  1. развивать любознательность, внимание, память, воображение;

  2. развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику;


  1. развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.


Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к дому, где мы живем – планете «Земля»;


  1. формировать понимание, что для сохранения нашей планеты, ее нужно беречь.




Ожидаемые результаты:

- для детей:


на основе полученных знаний у детей сформируется представление об особенностях материка Антарктида: географическом, климатическом, растительном и животном мире. У ребят сложится представление о жизни и выживании обитателей Южного полюса в условиях вечной мерзлоты.


Создавая макет материка, ребята закрепят навыки вырезания, наклеивания, использования трафаретов; будут совершенствовать технику скульптурной лепки, при создании образа пингвина; закреплять умения конструировать несложные объекты (горы) из мятой бумаги.


- для педагогов:


формирование проектной культуры, повышение педагогического мастерства. Создание системы планирования познавательной деятельности детей. Накопление научно-практического материала, методов и приемов для познавательного развития и творческих способностей детей дошкольного возраста.


- для родителей:

совместная познавательная и творческая деятельность с детьми.

Укрепление авторитета педагогов и специалистов в глазах родителей с целью мотивации дальнейшего сотрудничества.



План - график:


  • определение на глобусе месторасположения Антарктиды;


  • организованная образовательная деятельность на тему «Что особенного и интересного в этом материке?»;


  • рассматривание иллюстраций и просмотр презентаций об обитателях Южного полюса;


  • чтение детской энциклопедии, художественной литературы, загадок о материке;


  • беседа на тему «Почему только ледокол может проплыть сквозь льды? Кто работает на ледоколе»;


  • выставка рисунков «Ледоколы»;


  • изготовление макета Антарктиды: скульптурная лепка «Пингвиний пляж на льдине», конструирование из мятой бумаги (гор), рельефное вырезание ножницами (волн);


  • исследовательская деятельность «Почему пингвины не мерзнут»;

  • беседа «Зачем метеостанции и исследователи на Южном полюсе?»

  • сюжетно-ролевая игра «Мы полярники».


Взаимосвязь участников проекта:

- воспитатели – дети – родители.


Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми и родителями:

  • изучение литературы;

  • поиск информации на сайтах интернет - ресурсов, у родителей;

  • игры, презентации, выставка, развлечение.



Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.


Этапы работы над проектом:


1 этап – подготовительный:


-выявление проблемы, внесение дополнительных задач по проекту;


-информирование родителей о реализации проекта и приглашение их к участию;


  • подборка познавательных материалов для воспитанников.


-вхождение в проблему: модель трёх вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Где можем узнать? Мозговая атака, обсуждение возникших вопросов;


-обсуждение целей по данной теме;

-обсуждение стратегии реализации проекта, мест поиска материала, возможностей оформления результатов работы;


-цикл бесед «Что особенного и интересного в этом материке?»; «Почему только ледокол может проплыть сквозь льды? Кто работает на ледоколе», «Что мы знаем о пингвинах»


  1. этап-планирование:


  • организовать познавательную деятельность детей;


  • провести серию познавательных бесед;


  • стимулировать поисковую деятельность детей;


  • практическая помощь детям, создание мотивации для осуществления проекта;


  • наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности;


  • организация выставки;


  • проведение опытов: почему пингвины и обитатели холодных регионов не мерзнут, особенности Южного полюса;


  • создание макета;


  • организация сюжетно-ролевой игры;


  • просмотр презентации «Мир пингвинов», «Этот особенный материк».



3-й этап деятельности:


  • сюжетно – ролевая игра «Мы полярники»;


  • изготовление макета Антарктиды.



Заключение


Много интересного, удивительного мы узнали, изучая Южный полюс. Так оказывается, что пингвины разные и не все виды живут на Антарктиде. Ледокол особый корабль, который может прокладывать путь через толщу льда. Проводя всю эту исследовательскую деятельность, совместно с родителями стимулирует детей к дальнейшему познанию неизвестного и интересного вместе с родителями.

Этапы реализации проекта


«Путешествие в Антарктиду»



I этап – подготовительный


Участники

Задачи этапа


Средства решения, мероприятия


проекта






Дети

Заинтересовать, дать

Обсуждение проблемы, вживание в игровую



мотивацию к познанию

ситуацию.



нового.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.




Что мы знаем о Южном полюсе?




Он далеко от нас, там очень холодно.




Что мы хотим узнать?




Климатические особенности материка,




какой растительный и животный мир на




нем, как добраться до материка сквозь льды,




чем занимаются люди на Южном полюсе.




Что для этого необходимо сделать?




Обратиться за информацией к разным




источникам.




Разработать проект.


Родители

Познакомить со структурой

Приобщение родителей к оформлению



проекта, его

тематической выставки (ледоколов) и



образовательными

подготовке докладов детей (метеостанции).



задачами.






II этап – основной



Понедельник





Дети


Ситуации утреннего общения (см.




приложения)




ОО «Познавательное развитие»,





«Речевое», «Социально-





коммуникативное»





ОД «Путешествие на Антарктиду»





Экспериментирование «Особенности





Южного полюса»




ОО «Речевое развитие»,





«Художественно-эстетическое»





Чтение стихов о Южном полюсе.



Заинтересовать родителей,

Совместно с детьми подготовка докладов о


Родители

показать актуальность

метеостанциях и исследователях.



направления.





Вторник






Дети


Ситуации утреннего общения (см.




приложения)




Рассматривание фотографий и иллюстраций




о материке, его суровом климате, об океане




и айсбергах.




ОО «Познавательное развитие,





художественно-эстетическое





развитие»




Комплексное занятие «Пингвиний пляж на



льдине»



ОО «Социально – коммуникативное




развитие», «Познавательное




развитие», «Речевое развитие»




ОД «Кто живет в холодном доме»




ОО «Речевое развитие» ,




«Познавательное»




Разгадывание загадок о Южном полюсе.

Родители


Чтение детям в домашних условиях.



Оформление рисунков «Ледоколы».





Среда




Дети


Ситуации утреннего общения (см.



приложения)



ОО «Познавательное развитие»




Беседа «Ледоколы и кто на них плавает»



ОО «Речевое развитие»




Чтение художественной литературы



Владимир Санин «Новичок в Антарктиде»




(ПОЛЯРНЫЕ БЫЛИ);



ОО «Художественно-эстетическое




развитие»




Изготовление макета Антарктиды.




Родители


Выставка работ детей и родителей



«Ледоколы».





Четверг




Дети


Ситуации утреннего общения (см.



приложения)



ОО «Познавательное развитие,




социально – коммуникативное




развитие, речевое развитие»




Беседа «Кто такие метеорологи».




Доклады детей.




Сюжетно-ролевая игра «Метеостанция»




Родители


Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой



игре «Мы полярники».





Пятница




Дети


Ситуации утреннего общения (см.



приложения)



ОО «Познавательное развитие»




Дидактическая игра «Кто живет на




Южном полюсе?»



ОО «Художественно – эстетическое




развитие»




Конструирование из бумаги и картона




«Макет Антарктиды»



ОО «Социально-коммуникативное





развитие, речевое развитие»




Сюжетно-ролевая игра «Мы -




полярники».

Родители





III этап - заключительный

Дети


Макет Южного полюса;



Сюжетно-ролевая игра «Мы




- полярники».

Родители

Включать родителей в

Оформление выставки детского


Воспитательно -


творчества.


образовательный процесс.








Приложение 1



Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»


Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.


Образовательные задачи:

 дать детям представления об особенностях географического положения, природы материка Антарктиды;


  • формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания.

Развивающие задачи:


  • развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;


  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;


  • развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);


  • формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе;


  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.


Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;


  • чтение книг об Антарктиде;

  • игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото»;

  • рисование на тему «Антарктида»;

  • лепка на тему «Пингвины».


Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел очень интересный гость.


Слушайте внимательно загадку, и вы узнаете кто же к нам пришел:

    • недавно из яйца,

  • похож я на птенца. Что за птица моя мать? Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь! Я…

Дети: Пингвин.

Воспитатель: Ребята, наш пингвиненок потерялся, и он просит нас помочь ему вернуться домой к маме и папе, но он не помнит, где он живет. Ребята, кто из вас знает, на каком материке живет пингвиненок? Дети: Антарктида.


Воспитатель:

Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду.


Ты на глобусе цветном,

Ледяным лежишь пятном.


Воспитатель: Давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полушарии находиться этот материк?


Дети: Антарктида находится на Южном полушарии, это Южный полюс. Воспитатель: Посмотрите, на карте весь материк белого цвета, как вы думаете почему?

Дети: Антарктида вся покрыта снегом и льдом.


Воспитатель:


Антарктида далеко,

Добираться не легко.


Мы к таинственной земле


Поплывем на корабле.


Воспитатель: Ребята, мы поможем попасть домой пингвиненку?

Дети: Поможем.


Воспитатель: тогда в путь, а заодно во время путешествия, мы с вами исследуем этот материк. Но прежде чем мы отправимся, надо взять все необходимое, назовите, что необходимо взять с собой в дорогу.


Дети:

  • необходимо взять карту, компас, чтобы не сбиться с пути;

  • надеть специальную одежду, которая спасет нас от холода.


(Д.И. «Что оденем мы на север» дети выбирают изображения теплой одежды, и объясняют свой выбор)


Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. В путешествие мы отправимся с вами на корабле, но не на обычном, а на особом. Кто знает, что это за корабль? Дети: Ледокол, корабль, который может плыть сквозь льды.


Воспитатель: По какому же океану мы плывем? Для того, чтобы узнать его название, нам нужно поймать разных рыб с буквами и выложить их на панно так, чтобы получилось название океана.


Игра «Зашифрованный океан»


(Дети вылавливают удочками рыб с буквами, соединяют их и получают название океана - «Южный». Звучит запись шума моря.) Воспитатель: Верно, мы с вами плывем по Южному океану. А какие жители обитают в этом океане? Хотите узнать? Тогда предлагаю поиграть в игру «Жители океана». (Дети выбирают изображения обитателей океана и крепят их на карту).


Воспитатель: А теперь, послушайте небольшое четверостишие:

Под промерзшим небосводом

Ледники сползают в воду,


  • плывут вдали

Ледяные корабли.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Об айсбергах.

Воспитатель: Почему айсберги плывут?

Дети: Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течения.


Воспитатель: Верно. Что еще вы знаете об айсбергах?

Дети:


  • У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим.


  • Поэтому они очень опасны для кораблей.


Воспитатель: А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения?


Дети: Они начинают подтаивать.


Воспитатель: Вот мы и приплыли к Южному полюсу, прежде чем мы сойдем на берег, нужно размяться. Давайте встанем друг за другом.


Как же холодно в Антарктиде! (Дети маршируют).

Мы с вами идем вперед,

Очень удивляемся:

Слева – лед, и справа – лед, (Повороты влево и вправо).


Даже перед нами лед.

Где же он кончается?



Чтобы мы не замерзли,

давайте выполним следующие упражнения:

Пингвин наклоны делать рад,


Вправо, влево, вперед, назад.

Много-много раз подряд,

Влево, вправо, вперед, назад.


Пингвин все время закаляется,

В ледяной воде купается.


Теперь мы пройдем к экрану, сядем на стулья и отправимся в путешествие по материку. (Презентация).


Воспитатель: На крайнем юге нашей планеты лежит большой континент

Антарктида – мертвая, холодная ледяная пустыня. Зимой Антарктида


погружается во мрак полярной ночи, а летом Солнце не опускается за

горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. На Южном полюсе

восходом и заходом Солнца можно любоваться только один раз в год.

Антарктида – самый суровый и холодный по климату континент. Ночью

температура там может опускаться до – 52°С. Кроме крайне низкой

температуры, для климатических условий Антарктиды характерны

постоянно дующие ветры, порывы которых иногда достигают


скорости 320 км/ч. Большая часть суши находится под постоянным слоем льда толщиной местами до 4000 метров. На материке отсутствует постоянное население. Объем льда во всех ледниках антарктического материка приблизительно равен 24 млн. км2. Количество воды, которая получилась бы

из этого льда, в сотни раз больше запаса пресной воды во всех реках и озерах земного шара.


  • Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники, почти нет травянистых цветковых растений. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами и бактериями. Воспитатель: Ребята, отгадав загадку вы узнаете кто у пингвина друзья? Дружно прыгают в воду,


... - никогда не летают,

... - в море страха не знают,

... - в море быстро плывут,

... - стаей дружно живут.

... - фраки черные носят,

... - лучшей жизни не просят,

... - любят снежные льдины.

Дети: Друзья пингвина другие пингвины.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из вода сухими?


Дети:

    • Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.


    • Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.


Воспитатель: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите


  • столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.


Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод.


Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.


Воспитатель: Кроме пингвинов животный мир представлен морскими

птицами: буревестниками, поморниками.


Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли пингвиненку найти маму и папу и вернуться домой. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, посмотрите на нашу карту, мы на ней ответили обитателей океана, но на ней нет обитателей Антарктиды. Посмотрите на столе лежат картинки животных и птиц, из них надо выбрать тех которые живут на Южном полюсе и прикрепить к материку. Молодцы, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)


Опыты на тему «Особенности Южного полюса»


Таяние снега






Изучая северные регионы обязательно нужно провести эксперименты со снегом, чтобы узнать свойства воды. Многие дети постоянно, незаметно от взрослых едят снег. Этот опыт покажет детям, что растаявший снег – это грязная вода. Положим снег в светлую, или прозрачную посуду и понаблюдаем, во что превратится снег в тепле. Чтобы ускорить процесс, можно поставить посуду со снегом возле батареи. Когда снег окончательно растает, обратите внимание ребенка на то, что получившаяся вода очень грязная (мы еще для сравнения наливали в другую посуду чистую водопроводную воду), а это объясняет, почему нельзя есть снег!


Замороженная земля


Изучая вечную мерзлоту, рассказывая детям, что там растут только мхи, лишайники и некоторые травы и грибы, у которых слабая корневая система, которым не надо глубоко прорастать, проводим опыт с замороженной землей. Заранее готовим 2 стакана с землей, один из них заморозили. После того как почва замерзла, вместе с детьми попробуем проткнуть палочкой землю в стаканчиках, оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается. Затем наливаем воду в стаканчики, и вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.



Спасаем замерзших животных


Пусть эта игра не слишком отвечает требованиям реальности, но все же она довольно интересная. И так, легенда такова, что животные из Африки каким-то образом попали на Северный полюс, где и замерзли в одном из ледников.


И нам нужно срочно их спасти, разморозить лед любым доступным нам способом (поливать теплой водой, посыпать солью), а затем обратно отправить животных в Африку.


Стихи об Антарктиде


Антарктида, перед нами

Самый южный континент.

Только здесь перед глазами


Лед и снег, а солнца нет.

Здесь, друзья, не поныряешь,

Юг, сказали, - ну и что ж.

Даже не позагораешь,

Если только ты – не морж.

Агибалова Т.




Антарктида – полюс южный,

Климат там суровый, вьюжный,

Сильный холод, снег и льдины,

Ходят важно там пингвины.


  • чёрных фраках, как артисты, И в рубашках белых чистых Чередой шагают чинно Королевские пингвины.


Всем, кого они встречают, Головой слегка качают – Очень уж собой гордятся: Ведь во фраках все родятся.

Масалова В.


  • Антарктиде холодно И снежно круглый год. Но не боится стужи Пингвин – он там живет.


Летают буревестники,

Бакланы, альбатросы.

Да плавают тюлени


Полярные матросы.

Громова Л

Антарктида – это ДА!

Тут нет воды, здесь тонны льда.

Туда приплыл на судне «Фрам»

Норвежец Амундсен и там

Открыл он новый материк –


Не очень мал, и не велик.

Сюда киты спеша плывут.

Пингвины мирно тут живут.

На русской станции «Восток»

Подняли флаги на флагшток.

Погода – ниже десяти,


В буране шагу не пройти.



Если вдруг вам удастся попасть в Антарктиду, Вы, ребята, забавных пингвинов увидев, Не пытайтесь учить их летать, понапрасну. Пожалейте!.. не мучайте птичек несчастных!


Ведь пингвины нырять под ледовые глыбы

Лучше рыбы умеют, хотя и не рыбы,

И, хотя они – птицы, летать им не нужно:

Пусть живут на земле. Тихо, мирно и дружно.


  • еще дать совет вам, друзья, мы должны: Осторожнее там, где морские слоны!


Это кажется лишь, что они добродушны, Что они – просто толстые мокрые туши.


Посмотрите на зубы в разинутых пастях! Неуклюжие с виду, слоны, – и на ластах, – Если их раздразнить, чрезвычайно опасны, Ведь они слышат все, да и видят прекрасно.

Безладнов В.



Этот южный материк


  • не мал, и не велик Нунатаки, снег и льдины,


  • веселые пингвины Здесь давно нашли приют. Материк тот как зовут? (Антарктида)


Всех холоднее мест она,

  • не знакома ей весна.


С утра до ночи тут мороз. Деревьев нет, растений, роз. Зато кругом снега, снега,

  • ледяные берега




Есть материк на белом свете,

Покрыт огромной толщей льда.


Один такой он на планете,

Но был такой он не всегда.


Давным-давно, когда по миру

Ещё не бегал человек,

Располагался в другом месте

Ныне холодный материк.


Возможно, бегали там зайцы


  • кактусы кругом росли, Цвели цветы и пели птицы, Потом замёрзли и ушли.


Нет, не цветы ушли, а зайцы,

Ушли туда, где потеплей.

Цветы завяли и засохли,


С тех пор прошло уж много дней.


Смещалась к Югу Антарктида


  • покрывалась ледником. Сдвигалась медленно, но верно, Окутывалась холодком.


  • ныне, там ветрам раздолье, Пингвины бегают вокруг.


В край необъятного простора Советую вам съездить, друг.


Кататься с горки на салазках,

Играть с пингвинами в лапту,

Рассказывать друг другу сказки

И строить замки на снегу.


Сидеть на полюсе на южном


  • в небо звёздное смотреть, Пить чай, вдыхать свободы ветер


  • песни во всё горло петь.


Пройтись по птичьему базару,


Послушать чаек болтовню,

Сходить на зимнюю рыбалку

И рыбку там поймать свою.


Она исполнит три желанья,

Махнёт хвостом и уплывет.


Конечно, скажет «До свиданья».

И глазом хитро подмигнет.


Залезть на горы Элсуэрта,

Пройтись в долине МГГ,

Там вы поймете, что всё это

Вы не увидите нигде.


Да, очень много впечатлений


  • с Антарктиды вам привез. И эти чудные мгновенья

  • вспоминаю не без слез.




Подковыров П.


  • Антарктиде пингвиненок Учится ходить с пеленок. Если фрак надела птица, То летать ей не годится!


  • Антарктиде среди льдин, Строит дом себе пингвин. Думает – простудится, Если жить на улице!



Бесцветие и резкость линий,

Бесчинства стужи и ветров,


Треск айсбергов и рёв пингвиний –

Прообраз новых катастроф.

Быть островам и континентам


Задушенными коркой льда –

Не быть венкам и чёрным лентам

В палате Страшного Суда.


  • всем погибнуть – сытым, сонным, Привыкшим обитать в тепле...


Но здесь родиться – быть спасённым От смерти на Большой Земле.

Швец В.



  • Антарктиде белый Мишка Ходит в беленькой манишке И весь свой медвежий век На десерт ест белый снег. Скачет заяц тоже белый Потому он очень смелый. Как сугроб в снегу прилег, Чтоб увидеть волк не смог. Высоко взмыл альбатрос, Спрятал в облако свой нос.


  • облаке не видно носа Белой птицы альбатроса. Едет белый пароход, Белый кот его ведет.


  • трюмах с молоком из дыр


  • море падает пломбир. Рада белая зима, Полны снега закрома. Белый снег и белый лед


  • Антарктиде целый год.

Птица С.




На далёком юге


Тает Антарктида,

Поднимая выше

Уровень воды.


  • моя сторонка Богом позабыта -

Пышные сугробы


Да сплошные льды.


Скованы озёра.

Скользко под ногами.

Бороздят просторы

Стылые ветра.


Не журчат овраги

Вешними ручьями.

На исходе марта -

Зимняя пора.


  • этом странном мире Доживу до Солнца, До черешни белой, И до первых гроз.


  • потом и лето, Может, улыбнётся, Весело играя Зеленью берёз...




  • Антарктиде белый мишка Намочил свои штанишки. Рыбу в проруби ловил – А штанишки снять забыл! Да, на хвост ловить сомов, Нужно все же без штанов!

Ефимова О.




Дружный народ в Антарктиде — Пингвины.


Во всём коллективны они и едины: Строем Пингвины идут на обед, Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»


Все, как один, дружно прыгают в воду, Только услышат команду: «На старт!» Все, как один, дружно делают ходу, Если подкрался морской леопард.


Вместе они веселятся и злятся.

Вместе садятся высиживать яйца.


Вместе ругают своих Пингвинят,

Хвалят друг друга или бранят.


Все, как один, носят чёрные фраки.

Все, как один, удирают из драки.


  • драку бросаются все, как один, Если увидят, что ты не Пингвин.


Все, как один, ничего не читают.

Все, как один, никогда не летают.

Все, как один, проживают средь льдин.

Все, как один, носят имя — Пингвин.




Нет, неправда, что на юге

Ни морозов нет, ни вьюги.

Вы поверьте мне друзья,

Что на полюсе, на южном,


Очень холодно и вьюжно -

Это точно знаю я.

Там по снегу и по льдинам

Белогрудые пингвины

Непогоде вопреки

Гордо шествуют вразвалку


В черных фраках

На рыбалку - вот какие чудаки!

Зайцева Р.




Далеко...


Сто лет туда идти бы,

Есть земля большая -

Антарктида.

Там под небом "южным" - ширь без края,


  • метёт позёмка голубая. Нет там ни людей, ни птиц, Лишь ветер Бесконечный снег метёт веками.


  • рассвета красная полоска Месяцами тлеет над снегами.


Скользкий лед кругом – зима,

Солнышко не греет,

Здесь мороз и холода,

Снег один белеет.


Нету здесь кустов и трав,


Все заметено,

Никаких здесь нет забав,

Очень холодно.


-40 каждый день,

Летом и зимой...


Антарктида – материк

Пояс неземной.





На далёком полюсе, где метёт пурга,

Где укрыты толщей снега берега,


Не растёт морковка,

Не растёт порей,

Не растёт капуста, репа, сельдерей.

На далёком полюсе, где трещит мороз,

Не увидишь мошек, бабочек, стрекоз,

Не летает муха,


Не жужжит пчела,


Фауна – не очень, флора – подвела. Только для пингвина лучше места нет! Пусть не раздобудешь фрукты на обед, Пусть не пахнут розы, не гудят шмели – Нет родней и краше для него земли!

Камышева Ю.

Приложение 2



Конспект организованной образовательной деятельности:


Лепка коллективная «Пингвиний пляж на льдине»


Цель: продолжать формировать умение создавать выразительный образ (образ пингвина) в технике скульптурной лепки.


Задачи:


Образовательные:


  • Совершенствовать технику скульптурной лепки, вызывать интерес к изображению пингвина пластическими средствами.


  • Формировать представления о видовом разнообразии пингвинов, их внешних особенностях и образе жизни.


Развивающие:


  • Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.


Воспитательные:


  • Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности.


  • Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.


Материал: Глобус, экран, мультимедийная проектор, аудиосистема, презентация, иллюстрации с изображением пингвинов, пластилин, стеки, салфетки, макет льдины.


Ход ООД:




В.: Посмотрите сколько, гостей у нас сегодня, давайте улыбнемся им и подарим свое хорошее настроение. Ребята, а вы знаете, что у меня на столе (Ответы детей) Правильно – это глобус. Как вы думаете, зачем я его сюда принесла? (предположения детей) Мы сегодня с вами, начнем путешествовать по удивительным местам нашей планеты и первым пунктом нашего путешествия, будет Южный полюс! Кто мне может показать на глобусе, где мы с вами живем? (Определяем где на глобусе находиться наша страна)


Мы с вами живем на северном полушарии нашей планеты и рядом с нами находиться Северный полюс.

В.: Кто можете показать на глобусе Северный полюс? (Дети показывают на глобусе) А с другой стороны, какой полюс?


Д.: Южный полюс (показывают).


В.: Целую неделю, мы будем путешествовать по Южному полюсу, узнавая новое и интересное об этом суровом материке, создавая его макет. Первым местом, куда мы с вами отправимся, будут места обитания пингвинов.


  • сейчас, глаза руками закройте, вокруг себя покрутитесь и на Южном полюсе очутитесь. Давайте на стулья присядем и начнем наше путешествие.


(1 слайд)


Чем известен полюс Южный?

Тем, что полюс Южный - вьюжный.

Землю там покрыли льдины,


А на них живут ... (пингвины)


В.: Кто такие пингвины? Чем они питаются? Пингвины живут поодиночке или стаями? Давайте посмотрим на этих удивительных птиц.(2.3 слайд)


В.: Ребята посмотрите друг на друга, мы с вами отличаемся цветом волос и глаз, у нас с вами разные оттеки кожи. И пингвины отличаются друг от друга и у каждого вида есть свои особенности, давайте посмотрим?(4.5.6.7.8 слайд)


Рассматриваем слайды: узнаем, что пингвины живут колониями, только три вида живут на Южном полюсе и т.д.


В.: Посмотрите, как интересно они передвигаются, давайте попробуем, сможем ли мы так пройтись (видео ролик).


Встаем друг за дружкой и идем как пингвины.


  • Антарктиде – чудо птица, Что мороза не боится.


До чего Пингвин хорош, С музыкантом очень схож! Ходит важно вперевалку Он на зимнюю рыбалку. Целый день нырять готов, Чтобы был большой улов.


Вот мы с вами и побывали в Антарктиде, увидели пингвинов, и даже походили так, как они ходят. А теперь нам нужно отправляться обратно в садик, пока совсем не замерзли. Глаза руками закройте, вокруг себя покрутись, в группе окажись.


Мы опять в группе и я вам предлагаю создать первую часть нашего макета Южного полюса - пингвиний пляж на льдине. Посмотрите, какую льдину я подготовила для наших пингвинов. Давайте сядем за столы. На каждом столе стоит фотография пингвина, которого вы будете лепить. Лепить мы будем

скульптурным способом (без деления куска пластилина на части), после


этого будем его фигурку до оформлять, в зависимости от выбранного вида

пингвина. Берем комок пластилина черного цвета, размягчаем, катаем яйцо


(овоид) и ставим на доску узкой частью вверх; вытягиваем и заостряем клюв;

рассматриваем туловище и прорабатываем детали; внизу прищипываем

лапки с перепонками, на боках вытягиваем и заостряем крылья.


Завершаем оформление фигурки в зависимости от особенностей выбранного пингвина.


Перед тем как начать работу давайте разомнем наши пальчики.


Пальчиковая гимнастика


Вот помощники мои,


Их как хочешь поверни.


Раз, два, три, четыре, пять.


Не сидится им опять.


Постучали, повертели


И работать захотели.




Дети берут пластилин, начинают работу. Воспитатель по необходимости подходит к детям и помогает.


Итог работы: дети и педагог расставляют пингвинов на льдине, рассматривают их; вспоминают особенности жизни пингвинов на Южном полюсе.


Организация выставки работ.


Конспект организованной образовательной деятельности по теме:


«Кто живет в холодном доме»


Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы Антарктиды.


Задачи:


Образовательные:


  • познакомить детей с растительным миром Антарктиды, её климатическими и географическими особенностями;


  • закрепить знания о животных, проживающих на Южном полюсе;


Развивающие:


  • развивать познавательную активность, умение делать выводы.


  • развивать диалоговую речь, продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы;


  • обогащать активный словарь детей словами айсберг, ледник, материк, ледокол, поморники, океан, растения.


Воспитательные:


  • воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе.


Предварительная работа:


  • рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;


знакомство с содержанием методического пособия «Животные Арктики и Антарктиды»;


  • чтение книг об Антарктиде, о животных Севера;


  • проведение опыта «Почему не замерзают пингвины, после купания»


Оборудование и материалы:


  • глобус, мультимидийная аппаратура, модели-картинки, Незнайка,


для опыта - таз с водой и кубики льда.

Содержание образовательной деятельности:


Мотивация детей.


Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка. Он поспорил со Знайкой, что на Антарктиде не растут цветы, и никто не живет. Незнайка утверждает, что цветы там не растут, и никто там не живет, потому что там холодно. Как вы думаете, прав ли он, цветут ли цветы в Антарктиде, есть ли там животные и птицы?


Дети: Нет, Да.


Воспитатель: Почему возникло несколько мнений? Как нам разрешить эту ситуацию?


Дети: Нам нужно узнать, растут ли там цветы, живут ли там животные.


Воспитатель: Давайте разберёмся, что мы с вами вообще знаем об Антарктиде?


Работа у доски с картинками.


Дети: Антарктида материк белого цвета, там холодно, снег, лёд.


(Воспитатель выставляет картинки на доску).


Воспитатель: А что нам нужно сегодня узнать?


Дети: Есть ли цветы в Антарктиде, есть ли там животные.


Воспитатель: Как мы можем об этом узнать?


Дети: Из книг, спросить у родителей, съездить туда.


Воспитатель: А зачем нам об этом узнавать?


Дети: Чтобы доказать Незнайке и разрешить их спор со Знайкой.


Воспитатель: А на чём мы можем туда отправиться?


Дети: На самолёте, на корабле.


Совместная работа с глобусом, находим где на глобусе Антарктида. Рассуждаем на чем быстрее туда добраться. (Физкульт минутка)


Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт.


Правое крыло вперёд,


Левое крыло вперёд,


Мы летим над облаками,


А земля плывёт под нами:


Роща, поле, сад и речка


И дома, и человечки


А теперь вперёд, вперёд


Прилетел наш самолёт. (автор В. И. Ковалько)


(Дети эмитируют движения.)


Воспитатель: Вот, мы прилетели с вами к океану, предлагаю дальше продолжить путешествие на корабле. Подскажите, какой корабль может проплыть сквозь льды?


Дети: На корабле – ледоколе.


Воспитатель:


Наступили холода


Кружат белые снега.


Под промёрзшим небосводом


Ледники сползают в воду


И плывут вон там, вдали,


Ледяные корабли.


А что это за «ледяные горы» у нас на пути.


Дети: Айсберг. Слайд.


Воспитатель: Откуда же он появился?


Дети: Куски льда откололись от берега и плывут, потому что их подгоняет ветер, течение.


Воспитатель: Почему они не тонут?

Опыт со льдом:


  • ёмкость с водой помещают куски льда разного размера. Дети наблюдают, как они плавают, пытаются опустить лёд на дно.


Вывод: Лёд не тонет, потому что он легче воды.


Воспитатель: А опасен ли айсберг для кораблей. Чем?


Дети: Да, при столкновении с айсбергом корабль может получить повреждения.


Воспитатель: Наш корабль осторожно прошёл среди айсбергов, не мешали нам и льды, потому что мы на ледоколе.


Воспитатель: Ребята, достаньте «бинокли» и посмотрите - мы в Антарктиде.


Вдруг выключается свет, появляется «полярное сияние». Слайд.


Воспитатель: Ребята, что это?


Дети: Сияние


Воспитатель: Полярное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными красками. Это явление можно увидеть только на Северном и Южном полюсах. Вам понравилось?


Дети: Да.


Воспитатель: И так наше путешествие продолжается, а что нам нужно узнать?


Дети: Растут ли цветы в Антарктиде?


Посмотрите на следующий Слайд, чтобы ответить на наш главный вопрос, давайте исследуем Антарктиду? Дети подходят к карте и решают где больше вероятности встретить цветы. Решили, что нужно плыть на окраину материка.


Воспитатель: Присаживайтесь, плывём дальше. Смотрите, нас кто-то зовёт.


Слайд.


Дети: Это пингвин.


Воспитатель: Да пингвины нам показали дорогу. Слайд с цветами.


Воспитатель: Рассмотрите их внимательно, это « Колобантус кито» и


«луговик антарктический». В основном растения можно найти на склонах гор, хорошо прогреваемых солнцем. Колобантус и луговик растут прямо на

скалах, лишайники — в узких расщелинах, встречаются мхи. Давайте сфотографируем эти цветы и потом покажем нашим друзьям.


Почему же Незнайка решил, что там цветы не растут?


Дети: Он не изучал материк, не читал книги о нем, и думал раз он холодный, значит, там ничего не растет.


Физ. минутка:


На горе растут цветы,


Необычной красоты.


  • солнцу тянуться цветы Необычной красоты.

Ветер дует здесь всегда


Только это не беда.


Наклоняются цветочки,


Опускают лепесточки. (автор С. В. Ведёхина)


Воспитатель: Цветы здесь растут очень маленький период времени, так как зама длится 8 долгих месяцев, а антарктическое лето очень короткое.


Сделаем вывод: мы узнали ответ на наш вопрос?


Дети: Да, цветы в Антарктиде растут.


Воспитатель: Так как мы находимся в Антарктиде, давайте по путешествуем.


Дидактическая игра « Кто на полюсе живёт?» Слайды.


Кто на полюсе живёт?


Кто на полюсе живёт?


Кто на Южном живёт?


Может это БЕГЕМОТ?


Или полосатый КОТ?


Может быть МАРТЫШКА?


МИШКА –шалунишка?


Кто на полюсе живёт?

Кто на Южном живёт?


Может быть ПИНГВИНЫ?


КИТЫ- исполины?


Кто на полюсе живёт?


Кто на Южном живёт?


Тюлени – лежебоки?


А, может быть, сороки?


Кто на полюсе живёт?


Кто на Южном живёт?


Грозные КАСАТКИ


Или Вы, РЕБЯТКИ?


При просмотре слайдов и чтении стихотворения, дети отвечают, какое животное живет в Антарктиде, а какое нет. После просмотра слайдов, дети выбирают изображения животных живущих на Южном полюсе из предложенных на столе и прикрепляют к карте на доске.


Воспитатель. Мы с вами выяснили, какие животные живут на Южном полюсе, сфотографировали цветы, которые там растут. Как вы думаете мы доказали Незнайке, что и там где очень холодно растут растения и живут животные? (Ответы детей)


Давайте Незнайке подарим карту с животными и фотографии цветов.

Загадки об Антарктиде




Хозяева снежных просторов,

Снегов, ледниковых заторов,

Холодных глубоких морей,

Кто это? Ответь поскорей!

Прочитай короткий стих -


И узнаешь ты о них!

Будет все, дружок, в порядке,

Отгадай-ка что? (Загадки)


  • Антарктиде кто живет, Обожает снег и лед? Вместо плюшек и конфет Рыбку кушает в обед. Ловит он ее весь день


С легкостью! Ведь он - ... (тюлень)


Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,


Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь... (моржи)


Кто рыбу ловит и резвится,

Воды холодной не боится?


  • как иголки у ежа - Усы колючие у... (моржа)


Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,


  • клыками острыми, как нож, Любитель рыбы - бурый... (морж)


  • Антарктиде кто не знает Птицу ту, что не летает, Что ныряет в море с льдин! Ах, да это же... (пингвин)


Ходит медленно, степенно,

  • черном фраке непременно, Что за важный господин? Птица странная -... (пингвин)


Гуляет он не по саванне,

А в море-океане,

  • львиной гривы вовсе нет,


  • рыбу ловит на обед. Угадай, кто он такой? - Царь зверей! Но лев... (морской)


Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,


Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? - Морской... (котик)


На Южный полюс корабли

Груз везут с Большой земли.

Вовремя корабль прибудет,

Кто ждет груз на льдине? (Люди)


  • полярников - работа, Их помощники пилоты Доставляют им продукты,

Какие? - Мясо, хлеб и... (фрукты)


Если нужно, то пилот

Вверх поднимет самолет,

От полярников наказ -

Что для летчика? (Приказ)


На огромной белой льдине


  • море, как на бригантине, Город-станция плывет, На что похож? - На... (пароход)


"Полярной" станция зовется,

Из труб дымок клубами вьется,

  • домах-вагончиках - уют,


  • домах что делают? (Живут)


Полюс Южный далеко,

Жить там очень нелегко,

Победить мороз и вьюгу


Что поможет? - Верность... (друга)

На планете это место

Чрезвычайно интересно.

Там совсем деревьев нет,

Не растет и клевер,


В этой точке юга нет,

А повсюду - Север. (Южный полюс)


Пробираюсь к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам


Оказаться ближе. (Полярник)


Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов


  • плывет к полярной льдине С мишками косматыми. Двигатель не на бензине, А на мирном атоме. (Ледокол)


  • скажу, друзья, без шуток – На Земле есть линия, За которой много суток Длится ночка синяя.


Ей на смену день приходит – Солнце долго не заходит! Этих линий две на свете.


Назовите их в ответе. (Полярный круг - северный и южный)




Он король полярных льдин,


Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)




Белой глыбой ледяной


  • океане встал стеной. Знает каждый капитан, Как опасен великан. (Айсберг)

Приложение 3


Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:


«Ледоколы и кто на них плавает»


Цель: формирование представления детей о профессии метеоролога и их роли в жизни людей.


Задачи:


Образовательные:


  • Познакомить детей с профессией людей работающих на кораблях и их работой;

  • Дать представление о значимости этих профессий на корабле.


Развивающие:


  • Развивать познавательный интерес детей к миру профессий;

  • Развивать внимание, память.


Воспитательные:


  • Воспитывать желание узнавать новое.


Оборудование: Презентация «Кто работает на ледоколе», иллюстрации работы людей на кораблях.


Беседа.


Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете о чем, мы сегодня будем говорить.


Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов


  • плывет к полярной льдине С мишками косматыми. Двигатель не на бензине, А на мирном атоме. (Ледокол)


Сегодня мы с вами будем говорить о ледоколе и его экипаже - людях там работающих. Название ледокол-это ледо-лед и кол-колоть. так и получилось название корабля, который может колоть толстый лед. (Просмотр слайдов)


Ледокол – это мощное судно, с мощным атомным двигателем, способное прокладывать путь через толстый лед. Часто ледоколы используют, чтобы проложить дорогу через ледяные заторы другим кораблям. (Просмотр слайдов)

Экипаж – это люди разных профессий работающих на судне. Экипаж любого существующего судна объединен работой двух основных служб – палубной и машинной. С этого и начинается понимание деятельности экипажа и сути всей работы.


Морские специальности


Моряк – общее определение занятия и специальности в морском деле. В зависимости от того, что делает моряк на судне, он имеет определенную профессию: капитан, штурман, боцман, матрос, старпом, судовой механик, судовой врач, кок и т.д.


Капитан профессия капитана подразумевает под собой управление всей командой и несение ответственности за судно, команду, пассажиров и груз. Во время внештатных ситуаций возникающих на судне (Пожар, шторм и т.д) на плечи капитана ложиться поиск выхода из сложившейся ситуации и принятие решений. Закон дает право капитану принимать любые средства для спасения корабля и людей. В случае потопления корабля, капитан последний его покидает, убедившись, что на судне не осталось людей.


Штурман человек управляющий кораблем, в его обязанности входит вычисление и отметка передвижения корабля на карте, именно он прокладывает курс движения судна и следит за навигационными приборами и их исправности.


Лоцман в его обязанность входит хорошо знать морские берега и дно, он должен проводить судно через фарватеры при входе и выходе из порта.


Боцман на корабле руководит всеми моряками, их работой и следит за порядком.


Матрос рядовой на корабле, выполняет различные работы, начиная от уборки и работы на вахте, и заканчивая тушением пожара, спасения людей, помощью в управлении кораблем.


Старпом (старший помощник) помощник капитана, выполняет его указания и в случае если капитан не может управлять кораблем, то берет его обязанности на себя.


Судовой механик несет ответственность за все судовые механизмы и оборудование.


Судовой врач отвечает за здоровье экипажа и пассажиров судна.


Кок повар на судне.


Просмотр слайдов и обсуждение их.


  • заключение нашей беседы, нарисуйте, ту профессию, которая вам понравилась больше.


Выставка рисунков.


Чтение художественной литературы В.Сапин «Новичок в Антарктиде».

Приложение 4


Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:


«Кто такие метеорологи».


Цель: формирование представления детей о профессии метеоролога и их роли в жизни людей.


Задачи:


Образовательные:


  • Познакомить детей с профессией метеорологов и их работой;

  • Дать представление о значимости метеорологии в жизни людей.


Развивающие:


  • Развивать познавательный интерес детей к миру профессий;

  • Развивать внимание, память.


Воспитательные:


  • Воспитывать желание узнавать новое.


Оборудование: Презентация «Работа метеорологов», иллюстрации работы метеостанций, некоторых приборов.


Беседа.


Сегодня я расскажу вам о профессии метеоролога. Это очень важная профессия, потому что метеорологи помогают людям разных-разных профессий. А вот как? И чем? Мы сегодня с вами узнаем. (Просмотр слайдов).


Метеорология… «Метеора» - по-гречески «атмосферное небесное явление», «логос» - «учение». А все вместе – «наука о земной атмосфере, о ее строении, свойствах и происходящих в ней явлениях».


По миру разбросаны тысячи постов разведчиков погоды. Метеостанции есть везде: на суше и на море, в горах Памира и в пустыне Сахаре, во льдах Северного полюса и на просторе Антарктиды. В любую погоду метеорологи ведут наблюдения за погодой. У них на службе множество специальных приборов - анемометр, флюгер, барометр, влагометр. Ими они определяют температуру и влажность воздуха, скорость и силу ветра, количество осадков.


Время от времени метеорологи отправляют ввысь специальные воздушные шары, которые оснащены радиопередатчиком и всевозможными измерительными приборами эти шары по радио сообщают о том, какова погода на высоте 20-30, а то и 300 километров от земли. Метеорологические спутники Земли шлют с высоты фотографии облаков, окутывающих нашу планету.

Донесения от многочисленной армии разведчиков приходят в штаб погоды, в Институт прогнозов. Здесь ученые составляют синоптическую карту («синоптик» - «совместно обозревающий»).


Метеорологи изучают эту карту, сопоставляют сведения, учитывают движения теплого и холодного воздуха, компьютерные программы делают сложнейшие расчеты и после этого дают прогноз погоды.


Фермеров метеорологи предупреждают о возможных заморозках, суховеях и граде (берегите урожай!), моряков о приближении шторма (скорее в укрытие!), летчиков – о плохой видимости, возможности обледенения самолета, о грозе (облетайте стороной грозовую тучу!), железнодорожников


– о метелях (не занесло бы где пути!) Каждый из нас, подключив в телефоне прогноз погоды, знает, брать зонт или нет, что на себя надевать!


Раньше метеорологи умели только предсказывать погоду, сейчас они умеют ее изменять: с помощью самолетов и ракет разгоняют грозовые тучи.


Задачи, которые решают метеорологи, самые разнообразные. Специалисты работают и в области конструирования новых приборов, и участвуют в экспедициях, работают со сложнейшими приборами.


Человек, который посвятил жизнь такому нелегкому делу, должен быть очень точным при сборе информации, наблюдательным при анализе метеоусловий.


Составление прогнозов требует развития памяти и творческого воображения, умения работать на компьютере. Необходимо помнить условные знаки, символы, чтобы изображать их на специальных картах, а затем переводить в уме в наглядные картины с тем, чтобы предстал «портрет» погоды и было ясно, как он изменится через определенные промежутки времени.


При работе на дрейфующих станциях в Арктике, на кораблях погоды, в высокогорных районах метеорологу необходимы выносливость, умения преодолевать трудности.


Когда вы окончите школу, может быть кто-нибудь из вас решит посвятить себя этой работе. Специалистов по метеорологии готовят техникумы и институты.


  • заключение нашей беседы, нарисуйте, как вы представляете себе метеостанцию будущего.


Выставка рисунков.

Сюжетно – ролевая игра «Метеостанция».


Цель: развивать умения брать роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания. Оборудование: игрушечные предметы (бинокли, карты, телефоны и т.д.), предметы заместители (стулья, ящики и т.д.), атрибуты к игре «Метеостанция» .























,,

Приложение 5


Дидактическая игра «Кто живет на Южном полюсе?»


Цель: закрепление знаний детей о животном мире Южного полюса.


  • в Антарктиде он живет, любит рыбу, как и пингвины, замечательно плавает, его имя созвучно со словом лень?


  • он неуклюжий и большой, с колючими усами, любит плавать и нырять?


  • птица – но не летает, но плавает и ныряет?


  • не гуляет по саванне, плавает он в океане, любит рыбу, гривы нет, он морской …?


  • есть усы, и хвост, и рот, любит рыбу, море, лед, это гладкий, серый… (кот)


Сюжетно – ролевая игра «Мы полярники».


Цель: развивать умения брать роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания. Оборудование: игрушечные предметы (бинокли, карты, телефоны и т.д.), предметы заместители (стулья, ящики и т.д.), атрибуты к игре «Мы – полярники».

Используемая литература:



Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность»


Мультфильмы:


«География-малышка – Антарктида. Уроки тетушки совы».


«Приключение пингвиненка Лоло».


«Пингвины Мадагаскара».


Интернет ресурсы:


http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ptitsy/pingvin.html


http://festival.1september.ru/articles/subjects/16?page=164


http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/konspekt-nod-po-teme-pingviny-na-ldine

1