Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность с учащимися с ОВЗ.»
Проектная деятельность с учащимися с ОВЗ
Гайнутдинова Гульсиня Зявдатовна
Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует развитию всех сторон психики, а самое главное – социализации детей с умственной отсталостью. Проектная деятельность позволяет учащимся воспринимать учебный материал с интересом, а также и самим быть активными участникам этого процесса. Этот метод работы имеет ряд преимуществ:
- Нет ограничений временными рамками урока, работа может перейти во внеурочную деятельность.
- Осваивая эту технологию, учащиеся приобретут собственный опыт интеллектуальной деятельности.
- Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своего труда.
- Работа строится по принципу «от простого к сложному»
Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, неумение следовать инструкции, неспособности выполнять последовательность действий и выполнять работу от начала до конца –это проблемы, затрудняющие достижение намеченных результатов. Поэтому основная цель - это создание оптимальных условий на уроке и во внеурочной деятельности. Исходя из цели, ставятся и задачи :
- вовлечь детей в проектную деятельность;
- научить представлять продукты проектов;
Работая над проектом, я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
Когда ученика заставляют делать «проект», который ему не интересен, то такой проект не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно - значимую для себя задачу.
2. Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4. Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями ученика, и косвенно библиотекарем и самими учениками.
5. Свободное творчество в выборе оформления проекта.
Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: постановка проблемы; целеполагание; планирование; выполнение проекта; итог работы.
Проектная работа организуется по следующему плану:
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Изучение вопроса, объекта исследования.
- Сбор материала.
- Обработка материала, получение результата, анализ.
- Отчет о проделанной работе.
- Оформление результатов проекта – сообщение, презентация.
Одна из наших работ, выполненных с использованием проектного метода, является работа «Мы живем в мире звуков».
Цель: создание копилки звукоподражательных глаголов.
Задачи:
- Развитие слухового внимания, речи детей, пополнение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики.
- Учить умению работать в сотрудничестве с учителем, родителями.
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Создать копилку звукоподражательных глаголов.
В начале проекта была выдвинута проблема: было предложено подумать, как можно соотнести согласные звуки и буквы с звуками живой и неживой природы.
Выполнение проекта:
- Слушали звуки живой природы в аудиозаписи.
- Проделали опыты по извлечению звуков неживой природы различными предметами.
- Отобрали наиболее интересный для проекта материал.
- Слушали отрывки из рассказов писателей в аудиозаписи и подбирали глаголы, называющие звуки.
- 5. Оформили отдельный для каждого глагола лист, на котором ученики записали печатными разноцветными буквами звукоподражательный глагол, приклеили текст стихотворения, в котором звучит этот глагол, а также нарисовали картинку соответственно теме.
Ожидаемый результат:
- Пробуждение интереса к языку, обогащение словарного запаса.
- Повышение уровня интеллектуального и речевого развития.
- Копилка звукоподражательных глаголов.
Метод проектов позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, дает возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, свою фантазию; повышает самооценку у учащихся, у них появляется ответственность в совместной работе, улучшается качество знаний.
Актуально сегодня звучат слова немецкого педагога, публициста Фридриха Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
Спасибо за внимание!