СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация учащихся с ОВЗ через проектную деятельность на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География, как учебный предмет несёт большие возможности для развития личности с ОВЗ.Проектная деятельность позволяет учащимся не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.

Просмотр содержимого документа
«Социализация учащихся с ОВЗ через проектную деятельность на уроках географии.»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С овз ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.


Леонтьева Е.В., учитель географии,

ГКОУ «Котовская школа-интернат»



Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве

Успех социальной адаптации и интеграции детей напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Традиционная система обучения в коррекционной школе не в полной мере отвечает современным требованиям, главное из которых обеспечить не предметную подготовку, а становление социального опыта и коррекцию личности ученика на основе его индивидуальных и возрастных особенностей.

География как учебный предмет способствует более успешному развитию личности с ОВЗ, её социальной адаптации.

Учащиеся с ОВЗ на уроках географии охотно включаются в различные виды деятельности: наблюдения, творческая и проектная деятельность, практические работы, работа в группах, деятельность по оцениванию собственных достижений, работа с различными источниками информаций.

На реализацию национально-регионального компонента в соответствии с требованиями ОБУП в 9 классе отводится 14 часов в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Волгоградской области, нашего района. Изучение особенностей природы, населения, хозяйства своей местности является одним из условий конкретизации географического материала, способствует закреплению знаний по географии, расширяет кругозор учащихся, способствует успешной социализации учащихся.

При рассмотрении краеведческого материала с практическими заданиями прививаются умения и навыки исследовательского характера в изучении географических объектов и явлений. Кроме того, это средство вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную и общественно-полезную деятельность.

В данном случае большое значение имеет применение проектной технологии.

Опыт работы показал, что проектная деятельность позволяет учащимися с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.

Работая в данном направлении в 9 классе мы реализовали проект: «Моя малая родина». Усвоение сложного краеведческого материала происходило через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

При выполнении проекта учащиеся самостоятельно находили источники информации, извлекали необходимые сведения и систематизировали их, планировали свою работу, сотрудничали друг с другом, решали творческие задачи, овладевали исследовательскими умениями, расширяли кругозор.

В ходе реализации проекта учащиеся приобрели знания об истории города, символике, достопримечательностях, узнали имена тех, кто основал и прославил город, проявили интерес к событиям городской жизни.

Совместно с учащимися совершили виртуальную экскурсию «Путешествие по экспозициям музейного комплекса ВФ ВолГУ», рассмотрели процессы эволюции экологических условий происходивших в Поволжье на протяжении 300 млн. лет, узнали какой была глубина исчезнувшего океана, соленость и температура воды, также о направлении течений, где находились острова, почему вымерли динозавры и какие причины повлияли на возникновение человека разумного.

Мы провели исследование национального состава учащихся 6-9 классов нашей школы и составили диаграмму «Штрихи к многонациональному составу ГКОУ «Котовская школа-интернат». В ходе выполнения работы рассмотрели происхождение фамилий учащихся школы, отметили самые распространённые фамилии в нашей области, составили родословное дерево учащихся.

В результате работы ребята выяснили, что школа является многонациональной организацией, здесь проводятся классные часы для сплочения и дружбы разных народов и оказывается помощь детям из многодетных и социально не защищенных семей.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей осуществляется через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города. С целью реализации проекта для обучающихся 9 классов в рамках внеклассной работы по географии были организованы экскурсии на предприятия города Котова: почту, церковь, поликлинику, МФЦ, «Бюро занятости», ЗАГС, ботанический сад в здании поликлиники, хлебозавод, пожарную часть, историко-краеведческий музей Котова, библиотеку, исторические памятники города.

Ребята представили мини-сочинения «Ими можно гордится». Представители различных профессий, родители, приглашённые на встречи, рассказали о своём нелёгком труде, поделились опытом, дали ребятам советы. Совместно с педагогами учащиеся оформили «Аллею славы нашего города».

Данная форма также способствовала формированию у обучающихся инициативности, выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, помогла в профессиональном самоопределении.

Одним из продуктов данного проекта стал исследовательский мини-проект «Топ 5 достопримечательностей города Котово», цель которого: привлечь внимание учащихся школы к уникальным памятникам природы, культурным объектам города. Учащиеся 9 класса провели социологический опрос учеников и преподавателей школы по данной теме, проанализировали результаты, подвели итог, подготовили и презентовали клип.

В школе была организована фотовыставка «По улицам родного города», конкурс рисунков «Город глазами детей» и конкурс стихов «Родной город».

Собранный в ходе всего проекта материал систематизировали и оформили в виде брошюры «С чего начинается Родина?». Он с успехом используется не только на уроках, но и в воспитательной работе, при проведении классных часов.

Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность воспитанникам осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Реализация проекта при изучении краеведческого материала помогла связать обучение учащихся с жизнью, способствовала формированию навыков исследовательской деятельности, развитию познавательной активности, самостоятельности, творчества, умения планировать, работать в коллективе. Желание оценивать результат своей деятельности очевиден в период перехода от подросткового возраста к юношескому, так как учащиеся в этом возрасте оценивают своё положение в обществе. Знания, добытые самостоятельно, формируют личность, способную социализироваться.

И география как предмет несёт в себе большие возможности для развивающейся личности с ОВЗ.




Список литературы

  1. Крылова В.А. Проектная деятельность учащихся по географии” “География” // Приложение к 1 сентября №22. - 2007 г.

  2. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2002.-№6.-С.37-43.

  3. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе // М., «Просвещение».- 1970 г.

  4. Проектные технологии в образовательном учреждении // Учебно-методическое пособие.- Саратов: ООО Изд-во «Научная книга». - 2008.-24с.

  5. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии // Киев, «Радянська школа». - 1977г.