Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска
Проектная деятельность
Тема проекта:
«Секреты вокруг нас»
группы № 1 «Зайчата»
на 2020 – 2021 учебный год
возрастная категория детей 6 – 7 лет
(группа общеразвивающей направленности)
воспитатели:
Надежда Александровна Ежова
Анастасия Алексеевна Черкес
Волгодонск 2020
Актуальность проекта
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в успешности его обучения в школе.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработали проект «Секреты вокруг нас». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствовались примерной основной образовательной программой дошкольного образования (проект) «Радуга» и программой экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Паспорт проекта
Название | «Секреты вокруг нас» |
Руководители проекта | Воспитатели: Надежда Александровна Ежова, Анастасия Алексеевна Черкес |
Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. |
Возраст воспитанников | Дети подготовительной группы 6-7 лет |
Состав группы | Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников |
Тип проекта | Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский |
Вид проекта | Исследовательский |
Срок реализации проекта | 6 месяцев |
Цель проекта | Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. |
Задачи проекта | 1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; 2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; 3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); 4.Развивать наблюдательность; 5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; 6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. |
Методы и технологии реализации проекта | Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. |
Формы работы | Совместная деятельность воспитателя с ребенком; Самостоятельная деятельность детей; Фронтальные занятия; Викторина; Родительское собрание; Консультации; Наблюдения в природе; Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; Беседы по теме эксперимента; Целевая прогулка. |
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовительный (декабрь) Мотивация детей. Определение цели и задач проекта. Анализ имеющихся условий в группе. Разработка комплексно - тематического плана работы. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Создание условий для самостоятельной деятельности детей. создание центра экспериментально-поисковой деятельности; 2 этап: Основной (январь – апрель) Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. 3 этап: Заключительный (май) Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно - исследовательской деятельности детей. Проведение викторины «Мир открытий» |
Ожидаемые результаты | созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. |
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
(перспективный план по месяцам)
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственный |
Подготовительный |
1. | Выявление проблемы | декабрь | Воспитатели |
2 . | Определение темы и цель проекта | Воспитатели |
3. | Подборка материала по теме проекта | Воспитатели |
4. | Составление плана совместной деятельности | Воспитатели |
Анкетирование родителей: «Исследовательская активность детей». Цель анкеты - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. | Воспитатели |
Родительское собрание: «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира». Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях. | Воспитатели |
Основной |
1. | Беседа о воздухе Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека. | Декабрь | Воспитатели |
2. | Проведение экспериментов: «Невидимка воздух», Как поймать воздух», «Что в стакане». | Воспитатели |
3. | Проведение экспериментов: «Воздух легче воды», «Имеет ли воздух вес?», «Движение воздуха». | |
Консультация для родителей: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Воспитатели |
Консультация для педагогов «Организация детского экспериментирования в ДОУ». | | Воспитатели |
2. | Беседа: «Вода – наш друг». Цель: формирование представлений детей о воде и её роли на Земле | Январь | Воспитатели |
3. | Проведение экспериментов: «Царица - водица», «Какой формы вода?», «Какого цвета вода?». | Воспитатели |
4. | Проведение экспериментов: «Вода – растворитель», «Яйцо утонет или всплывет?», «Есть ли запах у воды?». | Воспитатели |
Консультация для родителей: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников». | Воспитатели Родители |
Подбор картотеки опытов для педагогов: «Водица - царица». | Воспитатели |
1. | Беседа: «Опыты с растениями» Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта. Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Февраль | Воспитатели |
2. | Проведение экспериментов: «Где лучше расти?», «На свету или в темноте» | Воспитатели |
3. | Проведение экспериментов: «Нужен ли корешкам воздух?», «Может ли растение дышать?». | Воспитатели |
4. | Проведение экспериментов: «Как влияет солнце на растения?», «Растения с водой и без воды». | Воспитатели |
Для родителей фотоконкурс «Домашняя лаборатория». | Воспитатели |
Подбор картотеки опытов для педагогов: «Опыты с растениями». | | Воспитатели |
1. | Беседа «Загадочное молоко». Цель: формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека. | Март | Воспитатели |
2. | Проведение эксперимента: «Опыт с йодом». | Воспитатели |
3. | Проведение эксперимента: «Кипящее молоко». | Воспитатели |
4. | Проведение эксперимента: «Цветное молоко». | Воспитатели |
5. | Проведение эксперимента: «Радуга на молоке». | |
Конкурс для родителей: лучший эксперимент «Молочные фантазии» | Воспитатели |
Подбор картотеки опытов для педагогов: «Молочные фантазии». | | Воспитатели |
1. | Беседа: «Волшебные свойства магнита». Цель: расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах. | Апрель | Воспитатели |
2. | Проведение эксперимента: «Испытание силы притяжения». | Воспитатели |
3. | Проведение эксперимента: «Летающая бабочка». | Воспитатели |
4. | Проведение экспериментов: «Движение скрепки через предметы», Как достать скрепку из воды, не намочив рук». | Воспитатели |
Консультация для родителей: «Фокусы с магнитом». | Воспитатели |
Подбор картотеки опытов для педагогов: «Магниты». Проведение эксперимента: «Магнитный якорь». | | Воспитатели |
1. | Беседа «Волшебное зеркало». Цель: через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами. | Май | Воспитатели |
2. | Проведение эксперимента: «Зеркальная метель». | Воспитатели |
3. | Проведение эксперимента: «Отражение в воде». | Воспитатели |
4. | Проведение эксперимента: «Изготовь зеркало». | Воспитатели |
Консультация для родителей: Проведите эксперименты дома и понаблюдайте, как относятся к своему отражению животные?». | Воспитатели |
Итоговая презентация проекта для педагогов: «Что мы делали, покажем» | | Воспитатели |
Заключительный | | | |
1. | Подготовка презентации проекта | апрель | Воспитатели |
2. | Выступление на педсовете | май | Воспитатели |
3. | Флеш – карта с накопленным материалом | май | Воспитатели |
4. | Картотеки опытов, консультации | в течение проекта | Воспитатели |
5. | Проведение викторины: «Мир открытий» | май | Воспитатели |
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит:
Для воспитанников:- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Для родителей: - Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Используемая литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект) «Радуга». Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, В.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова
2. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
4Рассказы – загадки о природе, «Вентана – Граф», Виноградова Н. Ф 2007 г.
5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Дыбина О. В. и др. М.: Сфера 2005 г.
6. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О. В М., 2005.
7. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Иванова А. И. М.: Сфера, 2004
8. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Рыжова Н.