Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Из опыта работы учителя начальных классов Медведевой Е.Л.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Главная идея метода проектов- направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы.
Проектная деятельность обучающегося- это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата
Отличительные особенности проектной деятельности:
Направленность на достижение конкретных целей;
Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
Ограниченная протяжённость во времени;
Неповторимость и уникальность.
Проектный метод направлен на:
Развитие критического мышления;
Развитие творческого мышления;
Умение работать с информацией;
Умение работать в коллективе;
Владеть культурой коммуникации.
Приведу примеры использования метода проектов в своей работе. Проект «Сочини сказку!» использовала при изучении алфавита в 1 классе.. Цель проекта: создать творческие условия для лучшего запоминания букв для дальнейшего успешного обучения чтению.
Задачи проекта: развитие наблюдательности, речи, творческих способностей.
При знакомстве с новой буквой шло обсуждение с учениками, на что похожа эта буква, исследовали окружающее пространство, искали очертания этой буквы в окружающих нас предметах. К каждому уроку дети с помощью родителей подбирали стихотворные строчки, в которых буква сравнивалась с каким- нибудь предметом. Например, при изучении буквы И:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И ?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. В. Степанов.
При изучении буквы С:
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
При изучении буквы П:
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
При изучении буквы О:
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О!
Детям дается задание: исследовать дома предметы, в которых « поселилась» буква О и сочинить сказку.
Гаврилов Кирилл: У нас дома жила – поживала буква О. Ей было очень скучно одной, без подружек. Думала она, думала, где же ей поселиться, чтобы стало веселее.
Вечером бабушка Таня взяла очки, надела их и стала читать газету.
« О-о-о!» - воскликнула буква О. « Теперь я буду жить в очках! И не одна, а с подружкой! Мы сможем вместе познакомиться с другими буквами, когда будем читать газету.»
Так и стали буквы О жить – поживать в бабушкиных очках.
Эти творческие работы мы заслушивали и обсуждали на уроках. Наиболее понравившиеся сказки мы решили зачитать перед всеми гостями на празднике « Прощание с Азбукой».. Данная работа дала положительные результаты. Дети стали быстрее запоминать буквы, не чувствовалось скованности в выступлениях перед одноклассниками, увеличилось число учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению букв.
Творческие проекты дети выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники)
В ходе работы над проектом « Без хлеба нет обеда» ребята активно читали дополнительную литературу, собирали пословицы о хлебе. Провели социологический опрос в семье, какие самые распространенные пословицы о хлебе знают родители, дети.
Узнали любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы .
Пословица | Кол .выборов | Место |
Хлеб – всему голова. | 21 | 1 |
Ржаной хлебушко – калачу дедушка | 11 | 2 |
Без хлеба нет обеда | 10 | 3 |
Хлеб на стол – и стол престол. | 3 | |
Хлеб в пути не тягость | 3 | |
Хлеба ни куска – и в доме тоска. | 9 | |
Будет хлеб – будет и песня. | 8 | |
Изба бела, а без хлеба в ней беда . | 9 | |
На уроке математики во 2 классе работали над проектом « Геометрический орнамент на посуде»
Учитель: Почему на уроке математики появилась посуда? (На ней геометрические фигуры, которые изучает математика)
-Какие задачи поставим перед собой?
Узнать:
Когда люди стали делать посуду и почему стали использовать рисунок на посуде?
Виды орнамента
Рассмотреть различные варианты геометрических орнаментов на посуде (фото, рисунки)
Научиться: из геометрических фигур составлять орнамент на посуде.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
- Знакомство с темой.
- Составление плана работы.
2. Основной
Учащиеся представляют и систематизируют подобранную информацию, свои работы по проекту. Выполняют практическую часть проекта в виде орнамента на посуде. (Создание странички для совместного альбома)
3. Заключительный
Оформление альбома.
Оценка результатов.
Такие задания не только повышают активность учеников, но и поднимают самооценку, развивают творческие способности, трудолюбие и ответственность. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
В дальнейшей работе на уроках хочу применять такие технологии, которые помогут добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной деятельности, дополнительно заниматься не только с отстающими учениками, но и больше внимания уделять одаренным детям.