СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе»

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике


Метод проектов – это способ достижения намеченного результата, который подразумевает технологическую проработку всего пути.

Алгоритм технологии:

Постановка учебной задачи

1. Подготовительный этап (мотивация)

Учебные действия

2. Информационный (планирование)

3. Деятельностный

а) сбор материала

б) оформление результатов

4. Презентационный (презентация проектов)

Самоконтроль и самооценка

5. Рефлексивный (оценка процесса и результата)

 

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решении какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

  1. Проблема – определение.

На уроках математики любая глобальная проблема, любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни  может быть проблемой проекта (например, проблема, связанная с нежеланием носить форму, которая возникает у наших школьников (темы проектов «Школьная форма – это здорово!», «За и против школьной формы»). Ее может формулировать учитель и/или учащиеся. Важно принимать во внимание возрастные, возможности, личные потребности и индивидуальные особенности ребят в процессе выбора проблемы. Оназначимой, важной и интересной для учащихся; и представлять собой реальную задачу, решение которой не очевидно и которая в ходе решения предполагает использование имеющихся знаний, умений и навыков, но и в случае необходимости, поиск и овладение новыми знаниями, умениями и навыками; при решении проблемы использованы интегрированные знания, исследовательские методы.

  2. Проектирование (планирование) - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

Этап проектирования распадается на две составляющие:

1) подготовительный этап (уточнить тему проекта, определить цели проекта, обозначить конечный продукт, определить тип проекта);

2)  планирование (наметить путь (план), выявить имеющиеся и недостающие ресурсы, определить способы работать над каждым шагом).

Для оказания помощи на этапе планирования учащимся можно предложить следующую памятку-табличку.

Проблема проекта

Почему?

Цель проекта

Зачем мы это делаем?

Задачи

Что мы делаем?

Методы и способы

Как мы делаем?

Оценка имеющихся  и недостающих

ресурсов

Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения

Когда мы делаем?

  3. Поиск информации - сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.

  4. Продукт – запланированный результат;

В какой форме будет предоставлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работает. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Продукт м.б.  мультимедийным (видеофильм, видеоролик или вебсайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина), руководством, альбомом или задачником.

  5. Презентация - представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.

Этап представления и защиты проекта – это серьезное испытание для ребят. Для того чтобы показать «товар лицом», требуется специальная сложная для учащихся подготовительная работа: необходимо составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую надо произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите.

Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

   6. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом. С одной стороны, это инструмент обучения, а с другой – пошаговая оценка достижений учащихся как ими самими, так и учителем.

Общие направления, по которым можно формулировать конкретные темы проектов.

1-4 классы

·         В мире чисел. Арифметические действия

·         В каких единицах будем измерять?

·         Геометрические формы вокруг нас

·         «Когда-то многие считали, что нуль не значит ничего…»

·         Гулливер и лилипуты (Масштаб).

·         Проценты в нашей жизни

·         Экономия семейного бюджета

Примеры работы над проектами по математике

Тема: Математические развлечения

Примеры подтем:

Игры с числами; Логические задачи; Старинные задачи; Логические игры; Невозможные рисунки; Магические квадраты; Фокусы с числами; Развёртки.

Примеры проектов:

• Лист Мёбиуса.

• Бумажный домик с мебелью.

• Бумажные макеты транспорта (самолёты, корабли, машины).

• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).

• Конкурс математических развлечений.

• Энциклопедия математических развлечений.

• Математический праздник.

Тема: Логические игры

Примеры подтем:

Шашки; Шахматы; Калах; Нарды; Уголки; Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске); Морской бой; Логические игры в древней истории; Логические игры в книгах; Логические игры в фильмах; Забытые игры.

Примеры проектов:

• Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

• Постановка спектакля «Алиса в Зазеркалье».

• Комплекты для игр.

• Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.

• Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.

• Книга о логических играх.

Тема: Математика вокруг нас

Примеры подтем:

Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в Древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Примеры проектов:

• Макеты зданий из простых геометрических тел.

• Конкурс на самый экономный раскрой.

• Книга о математике в древнем мире.

• Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

• Постановка по книге о числах (например, «Три дня в Карликании»).

• Коллекция самодельных измерительных приборов.

Тема: Шифры

Примеры подтем:

Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

• Игра «Поиск сокровищ».

• Конкурс дешифраторов.

• Создание приспособления для шифрования.

• Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки»),

• Обзор способов шифрования.

Тема: Узоры

Примеры подтем:

Узоры в Древней Греции; Узоры в Древнем Риме; Узоры в Древнем Египте; Узоры в Древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узоры в оформлении книг; Магические узоры.

Примеры проектов:

• Вышивка с узорами.

• Энциклопедия узоров.

• Украшение класса узорами.

• Демонстрация моделей одежды с узорами.

• Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.

• Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.

• Исследование: узоры в истории нашего края.

• Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

• Программа создания узоров на компьютере.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!