Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике
Метод проектов – это способ достижения намеченного результата, который подразумевает технологическую проработку всего пути.
Алгоритм технологии:
Постановка учебной задачи
1. Подготовительный этап (мотивация)
Учебные действия
2. Информационный (планирование)
3. Деятельностный
а) сбор материала
б) оформление результатов
4. Презентационный (презентация проектов)
Самоконтроль и самооценка
5. Рефлексивный (оценка процесса и результата)
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решении какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.
1. Проблема – определение.
На уроках математики любая глобальная проблема, любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни может быть проблемой проекта (например, проблема, связанная с нежеланием носить форму, которая возникает у наших школьников (темы проектов «Школьная форма – это здорово!», «За и против школьной формы»). Ее может формулировать учитель и/или учащиеся. Важно принимать во внимание возрастные, возможности, личные потребности и индивидуальные особенности ребят в процессе выбора проблемы. Оназначимой, важной и интересной для учащихся; и представлять собой реальную задачу, решение которой не очевидно и которая в ходе решения предполагает использование имеющихся знаний, умений и навыков, но и в случае необходимости, поиск и овладение новыми знаниями, умениями и навыками; при решении проблемы использованы интегрированные знания, исследовательские методы.
2. Проектирование (планирование) - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;
Этап проектирования распадается на две составляющие:
1) подготовительный этап (уточнить тему проекта, определить цели проекта, обозначить конечный продукт, определить тип проекта);
2) планирование (наметить путь (план), выявить имеющиеся и недостающие ресурсы, определить способы работать над каждым шагом).
Для оказания помощи на этапе планирования учащимся можно предложить следующую памятку-табличку.
Проблема проекта | Почему? |
Цель проекта | Зачем мы это делаем? |
Задачи | Что мы делаем? |
Методы и способы | Как мы делаем? |
Оценка имеющихся и недостающих ресурсов | Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает? |
Сроки выполнения | Когда мы делаем? |
3. Поиск информации - сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.
4. Продукт – запланированный результат;
В какой форме будет предоставлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работает. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Продукт м.б. мультимедийным (видеофильм, видеоролик или вебсайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина), руководством, альбомом или задачником.
5. Презентация - представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
Этап представления и защиты проекта – это серьезное испытание для ребят. Для того чтобы показать «товар лицом», требуется специальная сложная для учащихся подготовительная работа: необходимо составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую надо произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите.
Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
6. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом. С одной стороны, это инструмент обучения, а с другой – пошаговая оценка достижений учащихся как ими самими, так и учителем.
Общие направления, по которым можно формулировать конкретные темы проектов.
1-4 классы
· В мире чисел. Арифметические действия
· В каких единицах будем измерять?
· Геометрические формы вокруг нас
· «Когда-то многие считали, что нуль не значит ничего…»
· Гулливер и лилипуты (Масштаб).
· Проценты в нашей жизни
· Экономия семейного бюджета
Примеры работы над проектами по математике
Тема: Математические развлечения
Примеры подтем:
Игры с числами; Логические задачи; Старинные задачи; Логические игры; Невозможные рисунки; Магические квадраты; Фокусы с числами; Развёртки.
Примеры проектов:
• Лист Мёбиуса.
• Бумажный домик с мебелью.
• Бумажные макеты транспорта (самолёты, корабли, машины).
• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
• Конкурс математических развлечений.
• Энциклопедия математических развлечений.
• Математический праздник.
Тема: Логические игры
Примеры подтем:
Шашки; Шахматы; Калах; Нарды; Уголки; Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске); Морской бой; Логические игры в древней истории; Логические игры в книгах; Логические игры в фильмах; Забытые игры.
Примеры проектов:
• Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
• Постановка спектакля «Алиса в Зазеркалье».
• Комплекты для игр.
• Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
• Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.
• Книга о логических играх.
Тема: Математика вокруг нас
Примеры подтем:
Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в Древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Примеры проектов:
• Макеты зданий из простых геометрических тел.
• Конкурс на самый экономный раскрой.
• Книга о математике в древнем мире.
• Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
• Постановка по книге о числах (например, «Три дня в Карликании»).
• Коллекция самодельных измерительных приборов.
Тема: Шифры
Примеры подтем:
Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
• Игра «Поиск сокровищ».
• Конкурс дешифраторов.
• Создание приспособления для шифрования.
• Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки»),
• Обзор способов шифрования.
Тема: Узоры
Примеры подтем:
Узоры в Древней Греции; Узоры в Древнем Риме; Узоры в Древнем Египте; Узоры в Древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узоры в оформлении книг; Магические узоры.
Примеры проектов:
• Вышивка с узорами.
• Энциклопедия узоров.
• Украшение класса узорами.
• Демонстрация моделей одежды с узорами.
• Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
• Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
• Исследование: узоры в истории нашего края.
• Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
• Программа создания узоров на компьютере.