Проектная деятельность учащихся в сфере экологии
Сегодня практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Приоритетом становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу эволюции, так и поведение, действия способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.
Одним из инновационных направлений в экологическом образовании является метод проектов. Хотя данный метод имеет почти вековую историю существования, именно в последнее время, с точки зрения многих экспертов, он выдвигается в ряд ведущих методов. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата. Ярким примером проектных работ школьников могу быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками, по какой- то определенной теме.
Особенности проектной деятельности учащихся в сфере экологии.
Основной целью проекта является направленное приобретение учащимися опыта организации собственной исследовательской деятельности.
Обязательным участником проектной деятельности учащегося является педагог, которому принадлежит организующая и руководящая роль по организации проектной деятельности.
Проектная экологическая деятельность носит выраженную социальную направленность, особенно если разработаны рекомендации, ведущие к конкретному улучшению экологической обстановки.
Исследовательская деятельность по экологии имеет свои особенности:
проблемный характер и поисковую направленность
объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается за счет систематических комплексных исследований данного объекта
экологические исследования это сочетание теоретических, практических знаний и экологической культуры
для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех
Направления проектной деятельности:
Проекты познавательные (чисто исследовательские).
Проекты практической направленности (включают систему рекомендаций).
Проекты коммуникативного характера (обмен информацией, передача информации).
Проекты комплексного характера
4. Основные этапы исследовательской деятельности по экологии
Подготовительный (литература, оборудование );
Экспериментальный (опыт, описание);
Камеральный (обработка данных);
Аналитический (выявление причинно-следственных связей);
Отчетный;
Информационный;
Практический (участие на конференциях, конкурсах, олимпиадах).
Основные направления экологических проектов.
Экология животных (выполняется на объектах животного мира).
Экология растений.
Почвенная экология.
Экология природных территорий.
Агроэкология.
Гидроэкология.
Промышленная и урбоэкология.
Химическая экология.
Экология человека и социальная экология.
Структура проекта
1.Введение.
1.1.Постановка проблемы (актуальность: теоретическая и практическая значимость).
1.2.Цели и задачи.
2.Материалы и методика.
2.1.Сроки исследования и объём собранного материала.
2.2.Методика проведения исследований (с обязательными ссылками на используемую традиционную методику).
3.Результаты и обсуждение.
3.1.Обзор литературы по проблеме.
4.Практические рекомендации.
5.Заключение (основные выводы по работе).
6.Литература (список используемой литературы)
Основными формами экологической работы в нашей школе являются:
групповая проектная деятельность (научно-исследовательские группы)
научно-практические школьные конференции
участие в олимпиадах
участие в районных и городских НОУ, конференциях
участие в областных научных конференциях
участие в Международном форуме « Великие реки»
городские конкурсы рисунков «Животные Красной книги»
городской конкурс лучший скворечник
экологические кружки
экологическая агитбригада
Основным объектом экологических исследований является экосистема, ее компоненты, а также процессы, в которых она участвует.
Основываясь на этом, я немного расскажу об исследованиях, которые проводятся в нашей школе:
1. Экологическое состояние парковых озер, земснарядов.
2. Экологическое состояние почв
3.Экологическое состояние окружающей среды и его изменение при антропогенном воздействие (по уровню ассиметрии морфологических структур).
На основании исследований мы создаем проекты охраны окружающей среды, проекты озеленения школы и пришкольного участка.
Методики для проведения исследований мы берем из следующих учебников:
1.Пасечник В.В. Школьный практикум. М.: Дрофа,1998.
2.Попова Т.А. Экология в школе. М.:Сфера,2005
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Экологическая проектная деятельность развивает экологическую культуру учащихся, влияет на выбор профессии.