ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
По мнению американского педагога и основоположника проектного метода в обучении У. Кильпатрика «проект»- это «энергичная, от всего сердца деятельность». В его представлении образовательный процесс должен состоять из ряда опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.
В современное время ФГОС ДО уделяет большое внимание к проектной и исследовательской деятельности детей- как один из факторов к учебной деятельности.
Метод проектов основывается на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению и развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Стимулирует интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. Предусматривает решение одной или целого ряда проблем и показывает практическое применение полученных знаний.
Педагогическая деятельность, основанная на методе проектов, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Процесс обучения становиться более продуктивным и интересным. В ходе работы над проектом интегрируются сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы, что позволяет детям применять их на практике. У детей развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплина, культура речи.
Дети становятся активными участниками учебного процесса, вступают в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу.
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности.
В этом возрасте дошкольника ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе.
Экологический проект- это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
В современном педагогическом процессе проектный метод рассматривается как развивающий. И базируется на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Проектная деятельность может включать:
Опытно-экспериментальную деятельность. Такая форма деятельности направлена на изменение предмета, явления с целью познания.
Организация решения познавательных задач. Эта форма активности сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
При последовательно выстроенной работе у детей развиваются практические навыки (рвать, резать, смачивать и т.д.) и мыслительные процессы (дети развивают навык анализировать, соотносить, определять проблему, искать способ решения).
Таким образом, с помощью реализации различных видов проектов ребенок знакомиться с экологическими проблемами, развивает представления об окружающем мире (растительном и животном).
У детей формируется навык самостоятельно определять свойства и значимость экологии, и на основании сделанных выводов определяет методы решения проблемы ( например, защита деревьев- сбор макулатуры, решение проблем загрязнения природы- переработка пластиковых бутылок).
Информационные источники:
Сырова И. А., Чеховских О. Г. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов. Самара: СФМГПУ. 2009.
Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- Москва: АРКТИ, 2011.
Николаева С. Н. Методики экологического воспитания дошкольников.- Москва: Издательский центр «Академия», 1999.
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2010.
4