Всем нам известно, что в современном мире всё более углубляется противоречие между обществом и природой. В связи с этим, чрезвычайно актуальна целенаправленная работа по экологическому воспитанию и образованию детей, по формированию у подрастающего поколения экологической культуры и ценностного отношения к природе.
Много лет веду в школе экологический кружок «Юный эколог» для учеников начальных классов. С первого года обучения детей в школе вот уже несколько лет в результате целенаправленной работы учу детей видеть и слышать окружающий нас мир природы. Хочется отметить, что формирование ценностного отношения к природе происходит в соответствии с возрастными особенностями развития сознания младшего школьника. В возрасте 7-8 лет формирование сознания строится на наглядных образах природы, поэтому основное направление в моей работе с детьми этого возраста - фенологические наблюдения.
Первые экскурсии в природу. Мы любуемся её неповторимой красотой, учимся наблюдать за сезонными изменениями, учимся замечать то или другое насекомое, опустившееся на цветок, бабочку, расправившую свои нарядные крылья; рассматриваем неповоротливую гусеницу, которая медленно и доверчиво передвигается через тропинку; лягушку, проснувшуюся после долгого зимнего сна; ежа.
Ранней весной начинаем наблюдать, как на деревьях и кустарниках начинают набухать и лопаться почки и постепенно появляются листья. Хочется привести впечатления на эту тему ученицы 3 класса (отрывок): «Липкие почки тополя раскрылись и выбросили длинные бордовые серёжки. Воздух наполнился приятным смолистым запахом. Тут же расположился клён. Крупная почка лопнула и раскрыла пушистые светло-зелёные цветки. Скоро клён сбросит их и выпустит кудрявый букет резных листьев, похожих на маленькие звёздочки. Самой последней просыпается ото сна липа. Из крохотных розовых створок только начинает появляться яркая зелень листьев. Пройдёт немного времени, листики подрастут и будут похожи на маленькие сердечки».
Хочется надеяться, что ребёнок, написавший это сочинение, не станет ломать ветки деревьев, весной поджигать сухую прошлогоднюю траву, вредить природе.
Всегда берём с собой фотоаппарат и затем организуем в классе фотовыставки по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
В процессе обучения мышление приобретает новые черты, становится логическим. Дети проявляют повышенную заинтересованность в изучении нового, в этот период начинаю учить детей методам исследовательской работы. Остановлюсь на некоторых исследовательских проектах моих учеников.
Экскурсии младших школьников в лес. В лесу слышны голоса птиц. Каждая птица щебечет и поёт на свой лад. Птиц дети, в основном, видели только на картинках и почти совсем не знают их названий. Где живут птицы? Чем питаются? Каковы их повадки? Какие птицы на самом деле? Все эти вопросы будоражат воображение детей. Так мы начали свой первый исследовательский проект «Видовое разнообразие птиц нашего края». Сначала исследовали тех птиц, которых видели рядом с жильём человека - зимующих птиц, затем дети заметили, что зимой можно увидеть и других птиц – кочующих, а весной возвращаются в родные края перелётные птицы.
За 3 года исследовательской работы нами выявлено 46 видов птиц нашего края. Из них 24 вида оседлых птиц, 3 вида кочующих птиц, 19 видов перелётных птиц. Нам удалось сделать несколько десятков фотографий птиц. Вот некоторые из них.
Наблюдать за птицами и, тем более, фотографировать птиц трудно. В связи с этим, вспоминаются слова одного из лучших знатоков русской природы профессора Д.Н. Кайгородова: «Ничто так не изощряет, не утончает наблюдательности, как наблюдение птиц. Изощряет зрение, развивает и утончает слух». Трудно переоценить воспитательное значение проведённой работы. Дети стали добрее, мягче, расширился их кругозор.
Во время экскурсий в природу дети также часто спрашивают: «Как называется этот цветок?», «Что это за растение?». Постепенно мир растений нас увлёк и заинтересовал. Мы стали изучать растения и начали с изучения растений нашего края: какие дикорастущие травянистые растения растут в нашей местности, как они называются, когда цветут, что известно об этих растениях, есть ли среди них редкие (уязвимые)? Так мы начали следующий исследовательский проект: «Дикорастущие травянистые растения нашего края».
За 3 года исследовательской работы нами выявлено 154 вида дикорастущих травянистых растений, произрастающих в нашем крае. Из них более 100 видов наиболее распространённых растений, 19 видов первоцветов, 28 видов редких (уязвимых) растений, 42 вида лекарственных растений. Определены сроки цветения растений. Все растения мы сфотографировали и создали электронный определитель.
Помимо уже существующей Красной книги Московской области, мы создали Красную книгу нашего края, включив в неё списки и фотографии уязвимых видов растений, информацию о них.
Всё это способствует пропаганде знаний о растениях нашего края, воспитанию экологической культуры школьников, бережному отношению к окружающей среде. В связи с этим хочется «прочитать» стихотворение, написанное моим учеником – Максимом.
Подснежник
Пришла весна, всё в мире оживает,
А вот и первые цветы,
И вся природа оживает,
Как будто разные миры.
Тот мир, где холодно, уныло,
Где ходит по двору мороз,
И мир, где солнечно, красиво,
Где вьются кудри у берёз.
В начале марта на поляне
Подснежник вырос голубой,
Замёрзший, тихо прорастая,
Дарил он счастье и покой.
Я не топтал его, не трогал,
Лишь подышал я на него,
Он стал оттаивать немного,
И все приметили его.
Друзья, подснежники не рвите!
Запомните вы навсегда:
Себе домой их не берите,
Чтоб не исчезли навсегда!
Конечно же, на нашей экологической тропе растут деревья и кустарники. Во время экскурсий дети смогли «узнать» только несколько видов деревьев и кустарников. Так рождается наш исследовательский проект «Видовое разнообразие деревьев и кустарников нашего края».
За время исследования мы обнаружили и определили 43 вида древесной растительности и кустарников нашего края, места их произрастания и создали таблицу начала цветения: с 20 марта по 15 июня. Цветение и плодоношение деревьев и кустарников мы сфотографировали и создали альбом.
На протяжении всего учебного года мы организуем экологические проекты: «Наши пернатые друзья», «Посади своё дерево», «Чистый лес», «Береги лес от пожара» и др
Х
До уборки мусора
отелось бы подвести итог: изучение природы родного края неразрывно связано с формированием у детей
экологической культуры. Формирование экологической культуры начинается с экологического образования.
Экологические знания, умения, навыки создают основу для формирования
экологического сознания, которое определяет
ценностные ориентации и
экологически оправданное поведение.