МДОУ детский сад «Ромашка»
Проект «Чудо фиалки».
Руководитель проекта: Демиденко Н В
2019 -2020 год
Паспорт проекта.
Тема: «Чудо фиалки».
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель
Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, социальный.
Срок реализации проекта: октябрь-апрель 2019-2020 г., долгосрочный
Руководители проекта: Демиденко Н.В.
Актуальность проблемы.
В настоящее время возросла потребность человека в красоте окружающей среды, в разведении комнатных растений, возрос интерес к комнатным растениям. Комнатные растения радуют наш глаз, напоминают о весне, впечатляют своими живыми и сочными красками. Они обладают различными замечательными свойствами. Растения увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей. А еще они положительно влияют на наше эмоциональное состояние. Пестрота различных красок поднимает настроение. Утром хочется улыбнуться каждому цветочку и сказать «Доброе утро». Фиалка в красивом горшочке это и хороший подарок, выращенный своими руками ,и живой объект для изучения и ухода в групповой комнате
Цель: освоение способа размножения «узамбарской фиалки» листовыми черенками.
Задачи:
-изучить историю растения.
- рассмотреть виды фиалок и строение;
-познакомить с особенностями выращивания фиалок, одним из способов размножения -листовыми черенками;
- обучить детей проявлять любовь и уважение к близким.
- воспитывать у школьников любовь к близким, желание делать приятное;
Гипотеза: Что такое фиалки ? Можно ли их размножать листовыми черенками?
Результат проекта: вырастить и подарить на память свой цветок мамам.
Этапы проекта:
1.Теоретическая часть
1.1.История растения. Виды фиалок. Строение растения.
1.2.Условия содержания фиалок
1.3. Способы размножения
2. Практический.
2.1. Посадка растения листовым способом.
2.2. Наблюдения за ростом растений. Уход за ними.
2.3. Ведение фотоотчёта.
3. Заключительный
Презентация проекта.
Подарить выращенные фиалки мамам .
Ожидаемый результат.
-знают о многообразии фиалок
-могут отличить узамбарскую фиалку от других видов фиалок;
-знают один из способов размножения фиалок -листовой;
-знают условия выращивания фиалок.
-имеют представление о требованиях к условиям жизни растений;
- применяют полученные знания в жизни;
- проявляют любовь и уважение к природе;
Последовательность работы.
I. Теоретическая часть
1.1. История растения
Изучив литературу мы узнали, что узамбарская фиалка род красиво цветущих травянистых растений семейства Геснериевые. Одно из самых распространённых комнатных растений, известно в цветоводстве также под названием сенполия. Стебли укороченные, с прикорневой розеткой листьев. Листья довольно мясистые, покрыты ворсинками, округлые. Могут быть как однородной зелёной окраски, так и пятнистыми. Цветки – с пятью лепестками, собраны в кисти. Тычинок две. Плод-коробочка с многочисленными мелкими семенами с прямым зародышем.
Не смотря на свою популярность и огромное разнообразие сортов, это растение открыто не так давно – в конце ХIХ века. Впервые оно было обнаружено в ущельях и речных впадинах Усамбарских (Узамбарских) и Улугурских гор Танзании.
Там, среди мхов, неподалеку от рек и водопадов, сенполию обнаружил бар он Вальтер фон Сен-Поль. Он передал семена экзотического растения своему отцу Ульриху фон Сен-Полю, на то время возглавлявшему Германское дендрологическое общество. Он же поделился африканским подарком с директором ганноверского ботанического сада Германом Вендландом. Вот он то и присвоил растению имя «сенполия» в честь ее первооткрывателей.
На сегодня число сортов превышает 32 тысячи, из них отечественных свыше 2 тысяч.
Виды фиалок
фиалки – колокольчики, которые имеют ярко-выраженный трубчатый венчик, что придает растению сильное сходство с цветком колокольчиком
фиалки звездообразного типа, которые обладают пятью лепестками, имеющими одинаковую заостренную форму и единый размер
фиалки под названием «химера», которые нравится многим благодаря необычной окраске, полосы самых разных цветов, как лучики, расходятся от центра цветка к его краям
фантазийные фиалки, которые имеют разноцветные вкрапления на лепестках цветов
фиалки классического типа, которые являются самым простым цветком, имеющим пять лепестков, где два верхних немного меньше трех нижних
Другие классификации фиалок.
по виду лепестков (простые, махровые и полумахровые);
по окраске цветков (однотонные белые, розовые, голубые, фиолетовые и т.д., а также цветки с неоднородной окраской);
по форме листьев (округлые, овальные и удлиненные, с зазубринами по краям и гладкие);
по цвету листьев (от светло-зеленого до темного);
по размерам самого растения (миниатюры, микроминиатюры, гиганты).
1.2. Условия содержания фиалок
Горшки для фиалок не должны быть слишком большими. Лучше всего размещать горшки на окнах западной или восточной ориентации. Для того, чтобы растение освещалось со всех сторон, его периодически поворачивают. Чтобы фиалка цвела круглый год, можно использовать искусственное освещение. Оптимальная температура-20-22 °C.. Фиалки боятся холодных сквозняков и прямых солнечных лучей.
В качестве почвы можно использовать покупной грунт для фиалок или смесь листовой, дерновой, хвойной и торфяной земли в соотношении 3:2:1:1.
Поливают фиалки по мере подсыхания земляного кома. Почва должна быть постоянно увлажнённой, однако нужно следить, чтобы влага не застаивалась в корнях.
Поливать лучше по краю горшка, чтобы вода не попадала на листья. Ни в коем случае нельзя поливать фиалки холодной водой.
Опрыскивать растения нежелательно. Делать это можно только во время цветения, при этом воду следует распылять очень мелко.
1.3. Способы размножения
Узамбарские фиалки легко размножать листовыми черенками частью листа и дочерними розетками.
Самый распространённый способ — листовым черенком. Для этого нужен здоровый сформировавшийся лист. Вялый, поникший лист, как правило, загнивает. Длина черешка должна быть 2-3см. Высаживают в рыхлую почву на глубину не более 1-2 см. Саженец поливают водой комнатной температуры. Температура не ниже 20-22 °C. Образование корней и развитие деток длится до 1-2 месяцев.
II. Практическая часть
Для того чтобы приступить к работе нам понадобились листья фиалки, ящик с высоким бортиком, земля покупная, одноразовые стаканчики, горшки, набор инструментов цветовода, лейка.
12 января, после зимних каникул, мы отделили пять листов от материнской фиалки В одноразовый стаканчик налила отстоявшуюся воду и поставила листья для укоренения. Стаканчик поставили на подоконник
В начале февраля четыре листочка были с корешками. Один загнил, не дав корень.
Далее, через неделю, 9 февраля, одноразовые стаканчики наполнили землей и посадили листья. Стаканчики поставили в ящик с высоким бортиком
Каждый день наблюдали и увлажняли землю. Лишняя вода стекала в ящик и воду выливали, чтобы листья не сгнили.
В начале марта возле каждого посаженного листа проклюнулись маленькие листочки. Так же продолжали поливать землю и стали готовиться рассадить растения в горшочки большего размера
В начале апреля подросшие растения пересадили в горшочки. Поставили на постоянное место- подоконник
Ход исследования фотографировали и оформили фотоотчет.
III. Вывод
Над своим проектом мы работали почти 4 месяца. Ознакомившись с литературой по выращиванию фиалок, опираясь на свой опыт, после проведения исследования мы сделали следующие выводы:
-узамбарскую фиалку можно размножать листовыми черенками.
-растениям для роста и развития необходимы: вода, свет, воздух, тепло, почва.
-фиалки не любят прямых солнечных лучей.
-фиалка, растущая дома, повышает настроение, а значит, сберегает здоровье.
Наша гипотеза подтвердилась.
Выращивание комнатных цветов это увлекательное и интересное занятие
Проект «Фиалки для мамы»
Основная цель проекта:
- обучить детей проявлять любовь и уважение к близким.
Задачи:
- воспитывать у дошкольников любовь к близким, желание делать приятное;
- способствовать становлению доброжелательного отношения к природе;
- познакомить с особенностями выращивания фиалок;
- рассмотреть виды фиалок и строение;
- рассмотреть традиции празднования Международного Женского Дня.
- Срок реализации проекта: февраль-март 2013 г., краткосрочный
Участники проекта:
- дети;
- родители.
Тип проекта: исследовательски-творческий По количеству участников: коллективный
По продолжительности:долгосрочный
Ожидаемые результаты:
Дошкольники в повседневной жизни:
- применяют полученные знания в жизни;
-имеют представление о требованиях к условиям жизни растений;
- проявляют любовь и уважение к природе;
Родители:
- сформирован стойкий интерес к жизни детей в саду;
- применяют полученные знания в процессе воспитания, привлекают детей к уходу за комнатными растениями.
Для педагога:
- владеет разнообразными методами и формами воспитания у дошкольников интереса к природе и труду.
Этапы реализации проекта
Организационный этап
Задачи первого этапа:
1.определить тему, цель и задачи проекта;
2. определение необходимых технических, информационных и методических ресурсов;
3. формирование стратегии работы по проекту.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Подбор информации о фиалках | Знакомятся с видами фиалки и особенностями их выращивания | |
Подбор технических средств для высадки растений | | Помощь в подборе материалов |
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Подбор необходимого оборудования для реализации проекта Демонстрация дошкольникам фото с различными сортами фиалок | Рассматривания журналов и энциклопедий по данной теме Знакомятся с различными видам фиалок | пП Подбор энциклопедий и приобретение различных видов фиалок Участие в конкурсе «кашпо для фиалки из бросового материала» |
Организация работы в уголке природы Оформление оранжереи фиалок | Активное участие в уходе за растениями | Помощь в оформлении оранжереи фиалок |
Вывод: в результате совместной работы всех участников проекта сформулированы цели и задачи проекта, определены формы и методы работы, подготовлена информационная база по проблеме.
Практический этап
Задачи второго этапа:
1.познакомить с условиями роста фиалки;
2.развивать коммуникативные навыки детей;
3.способсвовать развитию познавательной сферы дошкольников;
4. способствовать оптимизации отношений детей и родителей;
5. расширять теоретические знания педагогов и родителей в рамках вопроса о комнатных астениях;
6.высадить фиалки для оранжереи .
Вывод. Второй этап позволил не только обобщить знания детей о фиалках, но и привлечь к организации праздника для близких. Дошкольники ухаживают за растениями в уголке природы. Коллективно работают над оформлением мини оранжереи . Педагог включает разнообразные методы и формы воспитания любви к природе.
Заключительный этап
Задачи третьего этапа:
1.подвести итоги педагогического проекта;
2.изготовить и презентовать презентацию проекта;
3.фотовыстовка «наши фиалки.»
Выводы:
Дошкольники в повседневной жизни:
- применяют полученные знания в жизни;
-имеют представление о требованиях к условиям жизни растений;
- проявляют любовь и уважение к природе;
Родители:
- сформирован стойкий интерес к жизни детей в саду;
- применяют полученные знания в процессе воспитания, привлекают детей к уходу за комнатными растениями.
Для педагога:
- владеет разнообразными методами и формами воспитания у дошкольников интереса к природе.