Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований обновлённых ФГОС.Данная презентация была подготовлена к выступлению на краевом семинаре "Организация проектной деятельности учащихся посредством ресурсов Цетра "Точка роста".
Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность в условиях обновлённых ФГОС"»
Проектная деятельность в условиях обновлённых ФГОС
Рахматова О.В. , учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ пгт Зарубино
2022 год
«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен,
… если вы не сможете воспользоваться ПРЕИМУЩЕСТВАМИ этих перемен»
Китайская народная мудрость
Новые (обновлённые) стандарты уточняют и актуализируют действующие ФГОС .
ФГОС-2021:
- опираются на системно-деятельностный подход ;
- уточняют и конкретизируют достижение трёхкомпонентных результатов образования;
- сохраняют и развивают курс на вариативность, индивидуализацию, открытость образования;
- стимулируют использование ДОТ и электронного обучения (с учётом опыта последних лет);
- ставят задачу формирования функциональной грамотности учащихся.
- стимулируют организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся;
Обновлѐнные ФГОС – повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий
- Формирование компетенций в предметных областях, учебно- исследовательской и проектной деятельности;
- Формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, научных обществах, научно- практических конференциях, олимпиадах;
- Формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования;
- Формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Девиз проектной деятельности
- «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
(китайская пословица)
- Метод проектов относится к активным методам. Использование данного метода решает задачу нового стандарта, характерной чертой которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
- Метод проектов в условиях реализации ФГОС –это система обучения , гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания, под тьютерством учителя, новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС
Цель проектной технологии - создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
- развивают аналитическое мышление.
Преемственность
НОО (1 - 4 класс)
Проектная задача
ООО (5 класс)
Проектные задачи
ООО (6 – 8 классы)
(междисциплинарные)
Групповые проекты
ООО (9 класс) и
СОО (10 (11) кл.)
Индивидуальный проект
Кто выбирает тему?
ПЕДАГОГ
УЧЕНИК
РОДИТЕЛЬ
(ТО, ЧТО ЕМУ ИНТЕРЕСНО)
(НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ)
учитель
Ученик
родитель
Роль участников проектной деятельности
- Является субъектом познавательной деятельности Выбирает(принимает решение) Выстраивает систему взаимоотношений с людьми Овладевает новыми знаниями Оценивает
- Является субъектом познавательной деятельности
- Выбирает(принимает решение)
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми
- Овладевает новыми знаниями
- Оценивает
- Консультирует Мотивирует Стимулирует Наблюдает
- Консультирует
- Мотивирует
- Стимулирует
- Наблюдает
- Консультирует Мотивирует
- Консультирует
- Мотивирует
ЗАМЫСЕЛ
РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
Алгоритм проектирования
Проектная деятельность в обновленных ФГОС
Часть программы формирования УУД
Основная форма учебной деятельности, развивающая УУД
Одно из требований к метапредметным результатам
Проектная деятельность
Оцениваемая форма учебной деятельности
Составная часть требований к предметным результатам
Проектная деятельность и развитие УУД
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ
РЕФЛЕКСИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ
Развитие УУД учащихся в процессе проектной деятельности
Исследовательские умения
Умения в решении проблем
Технологические
Рефлексивные
умения
коммуникативные
информационные
презентационные
В чём достоинства проектной деятельности?
- Учащиеся видят перед собой конечный результат.
- Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
- Помогает ученику профессионально самоопределиться.
- Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метод а проектов.