МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8
(МАОУ СШ №8)
606084, Нижегородская обл, Володарский р-н, с.п. Новосмолинский, ул. Танковая, д. 24
Тел./Факс: (83136) 7-63-20, Email: mou48sosh@mail.ru, Веб-сайт: http://www.shkola-48.ru
ОКПО 57170845, ОГРН 1025201759351, ИНН 5214006030, КПП 521401001
ПРОЕКТНАЯ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) РАБОТА
на тему:
«СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 8 КЛАССОВ: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О БРИТАНИИ»
Выполнил:
Медведев Дмитрий,
ученик 9 А класса
Руководитель:
Грибова Ю.А.,
учитель высшей квалификационной категории
с.п. Новосмолинский
2023 год
Оглавление
Введение 4
Глава 1(теоретическая) 7
Глава 2. (практическая) 10
Заключение 13
Список литературы и интернет источников 14
Приложения 15
Введение
Современного человека невозможно представить без владения иностранным языком. Но просто знать слова и выражения, владеть грамматическими нормами не достаточно для полноценного владения иностранным языком. Очень важны знания основ культуры, традиций и истории страны изучаемого языка, а так же знание особенностей современных явлений. Все это мы изучаем на уроках иностранных языков в школе. Именно через изучение страноведения мы лучше всего усваиваем языковой материал, получаем знания о вкладе той или иной страны в культуру всего мира, через изучение материала о странах изучаемого языка, мы так же учимся лучше понимать и любить свою страну, сравнивая те или иные факты и события. Изучение страноведения выполняет очень важную функцию.
Мое исследование направленно на выяснение уровня заинтересованности страноведением среди обучающихся 6 - 9-х классов МАОУ СШ №8, насколько они могут удовлетворить свой интерес с помощью учебников «Английский в фокусе» 6-9 класс. И, по результатам моего исследования, попытаться создать средство для удовлетворения их интересов с максимальной эффективностью и скоростью в игровой форме, создать страноведческую игру.
Проблема проекта: изучение страноведческих материалов выполняет важную функцию при изучении иностранных языков. Временные ограничения уроков иностранного языка не дают возможности в полной мере погрузиться в изучение страноведческого материала. Предполагается, что уроки предоставляют возможность ознакомиться с основной информацией, детальное изучение проводиться самостоятельно. Поэтому проведения внеурочных мероприятий на пример в рамках предметной языковой недели является хорошей мотивацией повышения интереса к этому аспекту изучения иностранных языков.
Гипотеза: допустим, что изучив УМК «Английский в фокусе» 6-9-х классов и результаты исследования интересов обучающихся МАОУ СШ №8, я смогу создать средство (страноведческую игру), которое предоставит обучающимся возможность продемонстрировать знания страноведческого аспекта, а так же заинтересует обучающихся в дальнейшем изучении культурного наследия, истории и традиций страны изучаемого языка.
Материал исследования: страноведческие тексты УМК для 6-9-х классов «Английский в Фокусе», интернет ресурсы
Объект исследования: интересы обучающихся и страноведческие тексты учебника «Английский в фокусе»
Предмет исследования: страноведческие аспекты материалов, представленных в учебниках
Методы исследования: дескриптивный, анкетирование, метод сплошной выборки и статистический.
Практическая значимость исследования:
Результаты нашего исследования можно использовать как во время урочной, так и внеурочной деятельности, на уроках английского языка и истории
Цель проекта: разработать и создать страноведческую игру для успешной реализацией обучающимися 6 - 9-х классов МАУО СШ №8 знаний по страноведению и мотивировать их к дальнейшему изучению страны изучаемого языка и родной страны.
Задачи проекта:
Определить, что подразумевает термин «страноведение»
Определить причины необходимости изучения страноведческих материалов.
Изучить направления страноведческих интересов обучающихся МАОУ СШ №8 (анкетирование).
Изучить страноведческие материалы УМК «Английский в фокусе» для 6 – 9-х классов и классифицировать материалы в соответствии с тематикой.
Сопоставить результаты анкетирования обучающихся и результаты исследования текстов.
Разработать вопросы к игре по страноведческим материалам УМК и интернет - ресурсов (если материалы учебника не совпадут с интересами)
Разработать и оформить игру.
Провести игру по страноведению.
Провести повторное анкетирование по результатам проведения игры.
Глава 1(теоретическая)
1.1 Что такое страноведение
Филологи дают термину «страноведение» следующее определение: странове́дение (от рус. страны и ведать) — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.[1, с.4]
На современном этапе можно распределить изучение страноведческих материалов по следующим направлениям: географическое (общее) страноведение, лингвострановедение, политическое, военное, туристское и так далее. Лингвостранове́дение (от лат. lingua — «язык» + страноведение) — исследовательское направление в России, включающее в себя обучение языку и дающее необходимые для квалифицированного общения сведения о культуре страны изучаемого языка.[2,с.10]
Основная задача лингвострановедения — сформировать языковую компетентность в вопросах межъязыкового общения, посредством адекватного восприятия культуры речи собеседника и исходных текстов. [3., с 14]
На первый взгляд согласно данному определению, страноведение, которое мы изучаем на уроках иностранного языка в школе, является лингвострановедением
Но ведущий российский филолог А.Н Щукин [4, с 15] утверждает, что изучение аспектов лингвастрановедения связанно в основном с анализом языковых единиц, целью которого является выявление национально-культурного смысла. На наших же уроках иностранных языков в школе на ступенях начальной и средней школы мы изучаем аспекты общего страноведения. Поэтому я в дальнейшем буду пользоваться термином «страноведение».
1.2 Причины необходимости изучения страноведения на уроках иностранных языков
Причины необходимости изучения страноведения на уроках иностранных языков заключаются в следующем:
Во-первых, цель изучения иностранного языка – реальное общение с его носителями, что легко позволяют нам сделать реалии современного мира (посредством социальных сетей, мессенджеров, компьютерных игр и т.д.), но успешная коммуникация предполагает активное взаимодействие в преодолении различий во мнениях, национальном менталитете, т.е. реализацию «диалога культур» [3, c. 37].
Во-вторых, разносторонне развитая личность при изучении иностранных языков стремится к получению новых знаний и расширению горизонтов своего кругозора, а так же ее интересы направлены на получение новых знаний о стране изучаемого языка, более близкое знакомство с культурным наследием.
В–третьих, владение страноведческим материалом является необходимым во время туристических или бизнес поездок по всему миру, для получения образования за границей или работы. Изучение страноведения и помогает нам сформировать эти глобальные компетенции функциональной грамотности на уроках иностранных языков.
Выводы главы 1:
Подводя итоги теоретической главы, я могу сделать следующие выводы:
Определение «страноведения» охватывает широкий спектр узких значений, в зависимости от направления изучения, включая лингвострановедение (изучение языковых единиц сквозь призму выявление национально-культурного смысла). На уроках иностранного языка в школе мы по большей части изучаем страноведение в общем его значении.
Необходимость изучения страноведения на уроках иностранного языка обусловлена условиями успешной коммуникации для реализации «диалога культур» и формирования глобальной компетенции функциональной грамотности обучающихся. Страноведение расширяет кругозор обучающихся и дополнительно мотивирует к изучению иностранного языка.
Глава 2. (практическая)
Анкетирование и анализ его результатов
Для того, чтобы выяснить круг страноведческих интересов обучающихся нашей школы мною было проведено анкетирование среди обучающихся 6-9-х классов (приложение 1), на основе которого, мы можем сделать следующий вывод:
72 % респондентов знакомы с термином «страноведение» (приложение 2)
83% респондентов встречались со страноведческим материалом на уроках иностранного языка, 10 % приобщении в соцсетях и 7 % в реальном общении со сверстниками (в основном обучающиеся 6-х классов) (приложение 3)
45% респондентов заинтересованы во всех страноведческих материалов, 48% интересуются страноведческими материалами время от времени, 7% вообще не интересуются страноведением (приложение 4)
Интересы респондентов в области страноведения распределились следующим образом: «Пищевые традиции Британии» - 35% , «Известные люди» - 30%, «Королевская семья» - 50%, «Известные памятники архитектуры Британии» - 55%, «Спорт в Британии» 63%
Подводя итоги, данного анкетирования, мы можем смело утверждать:
Большинство подростков 6-9-х классов МАОУ СШ №8 знают значение термина «страноведение»
Основная часть респондентов получает знания по страноведению на уроках иностранных языков и эти знания вызывают у них интерес в той или иной степени
Наиболее интересные направления для изучения страноведения для обучающихся МАОУ СШ №8: «Спорт в Британии», «люди Британии», «Архитектура Британии», «Королевская семья», «Пищевые традиции Британии».
Наименьший интерес к страноведению проявили обучающиеся 8-х классов
2.2. Разработка игры
После определения сферы интересов в страноведении обучающихся МАОУ СШ №8 и выяснения наименее заинтересованной аудитории в страноведении, я решил создать игру именно для 8-х классов для повышения уровня мотивации к изучению. Так как основным источником страноведческих материалов для обучающихся является учебник, я принял решение использовать материал УМК «Английский в фокусе с 5-9 класс» для создания благоприятных условий реализации знаний по страноведению и создания ситуации успеха для обучающихся.
Изучив страноведческие материалы УМК, я пришел к следующим выводам:
Учебники для 5 – 9 –х содержат достаточно страноведческого материала по темам:
1. Спорт в Британии
2. Королевская семья
3. Пищевые традиции Британии
4. Знаменитые памятники архитектуры Британии
5. люди Британии
Формат, который я выбрал подразумевает следующие моменты:
1) вопросы по категориям (5 категорий): Sports, People of British, Food Traditions, Royalty, Architecture
2) Каждая категория содержит 5 вопросов по одной из тем
3) количество баллов за правильный ответ варьируется от 1 до 5
Конструктор игры создавался в программе Power Point (презентация).
Чтобы составить вопросы, для их дальнейшего распределения по категориям и уровням сложности, было необходимо более точно исследовать страноведческие материалы УМК для 5-9 классов «Английский в фокусе». По результатам изучения я смог без труда составить для категорий: Для категорий «Sports» и «Roaylty»… возникла необходимость исследовать дополнительные ресурсы [10], [11].
2.3 Проведение игры среди обучающихся «МАОУ СШ №8». Анализ результатов
По окончании работы над разработкой и созданием игры ученикам 8-х классов я предложил провести игру во время урока английского языка. Игра была успешно проведена, обучающиеся активно принимали участие. По окончании игры, повторное анкетирование (приложение 7) показало следующие результаты:
1) 65 % респондентов игра понравилась
2) 35% респондентов игра понравилась частично
3) 55% респондентов реализовали свои знания по страноведению
4) 30% респондентов повысили уровень знания по страноведению
5) 13% респондентов проявили заинтересованность в самостоятельном изучении страноведческих материалов
6) 35% респондентов хотели бы углубить свои знания по теме: «Архитектурные памятники Британии» ( как тема для самостоятельного изучения)
Заключение
Подводя итоги, можно сказать: что изучив УМК «Английский в фокусе» 6-9-х классов и результаты исследования интересов обучающихся МАОУ СШ №8, я смогу создать средство (страноведческую игру), которое предоставит обучающимся возможность продемонстрировать знания страноведческого аспекта, а так же заинтересует обучающихся в дальнейшем изучении культурного наследия, истории и традиций страны изучаемого языка, подтвердилась частично - только 13 % респондентов проявили готовность к изучению дополнительных страноведческих фактов. Моя работа над проектом помогла мне получить много новых знаний о культурном наследии, традициях и истории Британии, а так же мне захотелось больше узнать о культурном наследии России.
Список литературы и интернет источников
Мироненко Н. С. Страноведение: теория и методы. — Москва: Аспект Пресс, 2001. — 268 с. — ISBN 5-7567-0149-4.
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам. М.: Рус. яз., 1971.
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1973
Щукин А. Н. «Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов», М.: Высш. шк., 2003.
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В.М: Англиский в фокусе 5 класс учебник для общеобразовательных организаций Москва 2012
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В.М: Англиский в фокусе 6 класс учебник для общеобразовательных организаций Москва 2016
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В.М: Англиский в фокусе 7 класс учебник для общеобразовательных организаций Москва 2014
http://www.wikipedia.ru
Приложения
Приложение 1
Анкета
Анкетирование обучающихся обучающихся МАОУ СШ №8
1. Вам известен термин «страноведение»?
2. Как вы думаете, когда вы сталкивались с аспектами страноведения?
А) на уроках английского языка
Б) во время реального общения со сверстниками
В) во время переписки в социальных сетях
3. вызывает ли у вас интерес страноведение?
А) да
Б) время от времени
В) нет
4. Какие факты о стране изучаемого языка для вас наиболее интересны?
(политика, спорт, интересные люди, культура, традиции, другое (приведите пример)):
5. Ваш класс 5,6,7,8,9 (подчеркните цифру )
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Список вопросов для страноведческой игры
Category Sport:
1. What is the most famous and popular sports in Britain? (Football) [7,c.71]
When was rugby started to play? ( the beginning of the XIX) [8]
What sports do British students do at school most often? (cricket) [8]
What is the most popular winter sports in Britain? (Fox Hunting) [8]
What is the most popular event of the day in the Highland Games? (A tug of war) [6,c.51]
Category Royalty:
How old is Elizabeth 2? (70 years) [7,с 65]
Who were Elizabeth 2 favourites? (Corgi) [6, с 71]
Whose portrait is depicted on the banknote in UK? (Elizabeth 2) [7, с 76]
What is the name of the Kolovka family? (Windzyur) [6, с 56]
Who is the current ruler of UK? (Charles 3) [7, с 89]
Category Food traditions:
What a sweet gift is given for February 14? (Chocolate) [6, c 54]
What is the most famous dish for Christmas? (Turkey) [5,c.13]
The most famous takeaway food? (Fish and chips) [5, с 34]
What are the British traditionally doing around 9 pm? (high tea) [6, 24]
What is the name of the most famous meat pie? (Leicestershire pie) [6, с 27]
Category British people:
What are the British sympathetic to? (To the money) [8]
What do the British value in people? (Self-control) [7,c.16]
The most favourite pets in Britain? (Dog) [7,c17]
What do people in Britain always take with them to the street? (Umbrella)[7,c.33]
What are the guards of the kindom in Britain called? (Guardsmen) [7,c.30]
Category Architecture:
The most popular building in Britain? (Big Ben) [7, с 34]
What building is related to Shakespeare? (Globe) [7, с 48]
In which castle did Elizabeth 2? (Balmoral) [6, с 65]
What is the most famous castle of UK? (Towers) [6, с 81]
The most famous monument of UK? (Nelson Column) [6, с 93]
Приложение 7
Анкета 2
Насколько вам понравилась игра?
А) Очень понравилась
В) Частично
С) Не понравилось
2. Что понравилось?
А) Позволила проявить свои знания о Британии
В) Мой уровень знаний о Британии повысился
С) Появилась мотивация к дальнейшему изучению страноведения (в какой категории)
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10