Проектная методика как главный инструмент бесконфликтной педагогики
Толкач Юлия Ивановна,
учитель английского языка гимназии №2 г. Минска
Старт проекта «Создавая завтрашний день» стал своеобразным вызовом для талантливых учащихся и их педагогов. В современном мире компьютерных технологий и девайсов происходит смешение ролей обучающих и обучающихся. Взаимообучение, взаимодействие и взаимопомощь – вот три «взаимо»фактора успешного сотрудничества «цифровых мигрантов» (учащихся) и «цифровых аборигенов» (педагогов).
Три месяца совместной работы, разнообразные формы деятельности, ранее не исследованные программы для обработки видео и графики, много усердия и неимоверного терпения – и результат на лицо: наш сайт "Explore the World. Be proud of Belarus" с отснятым и смонтированным мультфильмом о роли и месте известных белорусов во всемирной истории являются хорошим наглядным пособием для всех тех, кто интересуется данной темой. Но, обо всем по порядку.
Как всё началось?
Будет не совсем честным сказать, что учащиеся выстраиваются в очередь для участия в проектах и олимпиадах. Новое поколение «Z» отличается тонким аналитическим умом и рациональностью. Поэтому, предлагая любую работу, необходимо конкретно представлять и объяснять учащимся, ЧТО мы собираемся делать, КАК, ЗАЧЕМ и, самое важное, КАКОЙ ПРОДУКТ получим на выходе.
Ученики бывают разные: «скромные умники», «дерзкие середнячки», «неугомонные трудоголики», «торопливые непоседы», «энергосберегающие отсиживальщики»…И в каждой из этих условных групп есть свои уникумы, каждый из которых хорош сам по себе, и нельзя сказать: «вот этот хороший, а тот – нет!». Мне, учителю с семилетним стажем, повезло: среди моих учащихся есть представители всех выше перечисленных категорий. Они – отдельные личности, которые при правильной подаче материала согласны на участие не только в научных конкурсах, но и на любой вид деятельности, подтверждающий их «соответствие» гордому образу «гимназиста-активиста».
Так, на объявление о данном проекте откликнулись сразу двое учащихся: целеустремленный, внимательный к деталям и серьёзный во всей своей креативности Павел (9 класс) и творчески неугомонная, целеустремленная, идейная и усердная трудяга Маша (6 класс).
Возраст и разный уровень языковой подготовки не стали препятствием в работе. Как в сказке «Репка», изобретали сайт и создавали мультфильм по частям, поступательно, совместными усилиями и идеями.
Как проходила работа?
В своей статье «Метод проектов» (1918) американский педагог У. Килпатрик определил «проект» как «от души выполняемый замысел». Нашим замыслом стало желание показать известную миру Беларусь в новом ракурсе: у большинства людей за границами нашей страны весьма неправильное и искривленное представление о ней. Её считают то частью России, то краем лесов и болот. Но, на самом деле, «земля под белыми крыльями» подарила миру множество реалий: известных людей и объектов, чьи имена стали известными далеко за её границами. Поэтому основной целью своей работы мы считали необходимость показать настоящую страну Беларусь, именами людей и реалий которой названы географические объекты на карте мира. Тем более, что работа создавалась в год малой Родины. Ведь патриотизм он не в повязывании пионерского галстука или походе на парад в День Республики. Это уже следствие. Патриотизм – в самом желании ребенка рассказать о сквере Радзивиллов своим спутникам во время прогулки по Парижу, гордо поднятой голове во время экскурсии у памятника Нёману и Лоше в Санкт- Петербурге…
Нельзя назвать проектом любую задумку или идею, которую невозможно реализовать. Это определенный механизм, цель которого состоит в достижении поставленной цели и внедрении разработки в практическую деятельность.
Так, после определения области нашей работы и постановки целей, мы перешли к работе с энциклопедической литературой, поискам информации в Интернете, что позже переработали и структурировали на нашем сайте.
Сайт и рекламный мультфильм к нему получили высокую оценку жюри и оргкомитета проекта и нас наградили дипломом II степени. В настоящий момент, хотя конкурс и завершен, работа над темой продолжается. Мы выстраиваем маршрут путешествия по Беларуси и ближнему зарубежью, по тем географическим объектам, которые представляют интерес не только сами по себе, но и раскрывают определенные страницы нашей истории и культуры; разрабатываем путеводитель для туристов. Пожелаем себе удачи, а всем заинтересовавшимся предлагаем посетить наш сайт: https://sites.google.com/view/exploreworldlovebelarusgymn2m/home-page.
Какова самооценка работы над проектом?
При сегодняшней загруженности современного ученика, прекрасно понимаем, что перегружать проектами и другими творческими заданиями будет абсолютно непродуктивно, реальными может быть создание одного-двух проектов в течение года. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Ведь главное в любой деятельности, чтобы она была не только полезной, но и интересной для всех участников. Вот так отзывались об участии в проекте «Создавая завтрашний день» наши учащиеся.
Павел: «Оглядываясь назад, работа над проектом была хорошим, весёлым и полезным времяпровождением. За время её проведения я узнал и,
главное, запомнил многое о нашей стране, её людях и достопримечательностях, а также познакомился с программами для видеомонтажа и даже создал сайт, работа над которым велась в удовольствие. Я уверен, что полученный опыт обязательно пригодится мне в будущем.»
Маша: «Проект оказался очень поучительным и познавательный для меня. В процессе подготовки материалов для сайта и мультфильма я узнала много нового о Беларуси и её знаменитостях. Также я укрепляла свои знания в английском языке. Этот проект дал мне много новых знаний, которые, я надеюсь, пригодятся мне в дальнейшем.»
Таким образом, проектирование представляет собой длительную работу, творческий подход, командный дух... Если вы чувствуете в себе силы для реализации вашей задумки, приступайте к набору команды и воплощению в жизнь ваших мыслей. Удачи всем!