СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Грамотность-залог профессиональной карьеры"

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа»








Проектная работа


«Грамотность – залог успешной карьеры»


по русскому языку


Выполнила ученица 8 класса Туниекова Диана


Руководитель учитель русского языка и литературы

Нуштаева Тамара Константиновна


с. Солнечное, 2022 год
























Оглавление


Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Грамотность в России: от берестяных грамот до полета в космос…………………5

1.1.История распространения грамотности в России…………………………………………5

Глава II.Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности………9

2.1. Культура речи и конкурентоспособность специалиста………………………………….9

2.2. Юрист ……………………………………………..………….……….................................10

2.3. Менеджер по персоналу ………………………………..……………................................11

2.4. Специалист по связям с общественностью………………………………………………11

Глава III. Практическая часть………………………………………………………………….12

3.1 Проведение анкетирования обучающихся ………………………………………...........12

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………………………..14

Приложение






























Введение


Академик Д. С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...»

Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни. По окончании школы молодые люди продолжают образование, выбрав отправной точкой какой-либо школьный предмет.

Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин. Язык бесценен и с эстетической точки зрения, но основная функция языка – быть средством общения.

Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Язык теснейшим образом связан с жизнью. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Aктуaльность дaнного исслeдовaния зaключaeтся в том, что изучeниe русского языкa дaвно пeрeстaло быть просто школьной прогрaммой. Говорить и грaмотно писaть – это вaжныe критeрии нe только для поступлeния в учебное заведение, но и для создaния успeшной кaрьeры..

Объект исследования: грамотная речь специалиста.

Предмет исследования: грамотность как один из критериев профессионализма

Цель исследовательской работы: показать важность грамотного устного и письменного общения для специалиста, претендующего на успешную профессиональную карьер

В связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю вопроса;

  • проанализировать ряд профессий, в которых знание норм русского языка играет важную роль;

  • изучить, насколько уровень грамотности влияет на профессиональную успешность человека;

  • провести анкетирование обучающихся школы;

  • подготовить памятку «Грамотность – залог профессионального успеха».

Гипотеза: современные специалисты должны быть не только высокопрофессиональными, но и глубоко понимающими принципы общения, особенно речевого.

Методы исследования

. изучение литературы и интернет-ресурсов по исследуемой теме;

· подготовка материалов для памятки;

· разработка и проведение анкетирования.

Научная новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения к борьбе за языковую грамотность.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках русского языка, на занятиях по профессиональной ориентации выпускников школы.















Глава I . Грамотность в России: от берестяных грамот до полета в космос

    1. История распространения грамотности в России

Грамотность населения является важнейшим ресурсом любого государства. Эту нехитрую истину часто забывают любители истории и политики, сравнивая разные государства, увлекаясь подсчетом количественных показателей территории, природных, промышленных и иных богатств. Но если забыть о хроническом дефиците такого явления, как грамотность, становится невозможно понять причины многих проблем в истории одного из самых больших и богатых государств мира — России.

Сохранившиеся исторические источники не позволяют составить статистику грамотности в России ранее последних двух сотен лет. Известны как минимум две использовавшиеся на Руси азбуки — отмершая глаголица и ныне здравствующая кириллица.

В 862 году, когда, по летописной легенде, в Новгороде случилось «призвание варягов», один из будущих составителей славянской азбуки Кирилл (в миру Константин Философ) обнаружил в крымском Херсонесе Евангелие, записанное «руськими письменами». Вероятно, это была ныне система дохристианского славянского письма, которую вытеснил алфавит Кирилла и Мефодия после принятия Русью христианства. Уже в 863 году Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора Михаила III составили первый славянский алфавит и начали перевод на него христианских текстов.

Археологические исследования показывают, что примерно тысячу лет назад на Руси начался и вплоть до монгольского нашествия продолжался заметный и устойчивый рост грамотности городского населения. Писали кириллицей и чуть реже глаголицей. Берестяные грамоты и прочие письменные находки свидетельствуют о широком распространении грамотности среди духовной и светской знати, купечества и верхушки квалифицированных ремесленников.

По итогам татаро-монгольского нашествия и общего кризиса государственности грамотность на Руси снизилась. Если отец Владимира Мономаха, первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси», знал пять языков, а Всеволод Большое Гнездо, великий князь Владимирский в эпоху наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской Руси, в юности учился в Константинополе, то первые московские князья личной грамотностью не отличались. О победителе Мамая Дмитрии Донском летописи доносят, что «он не был хорошо изучен книгам», а Василий Тёмный в жесточайшей междоусобной войне успешно удерживал московский престол целых 37 лет, будучи совсем неграмотным.

Первые века существования Московского государства грамотность не охватывает полностью даже высшую знать. И хотя уже Иван Грозный и его адресаты по переписке, от князя-«диссидента» Курбского до митрополита-«диссидента» Филиппа демонстрируют прекрасное образование и завидный интеллект, но в то же время половина русского дворянства остается абсолютно неграмотной. Кстати, по одной из версий, издавна распространенный на Руси оборот «филькина грамота», обозначающий некую невежественную писанину, происходит от реакции царя Ивана IV на «критические» грамоты митрополита Филиппа-«Фильки».

В конце XVI столетия из 22 бояр, засвидетельствовавших избрание Бориса Годунова на царство, неграмотными были четверо, а из 22 стольников (крупный придворный чин), присутствовавших на этой церемонии, неграмотных насчитывалось восемь. Не случайно именно при Годунове впервые в истории России возникает замысел о создании светских учебных заведений, реализации которого помешало Смутное время. Первые заведения такого рода возникли лишь спустя век, уже при императоре Петре I. Царь Петр на протяжении четверти века пытался создать в России централизованную систему школ, чтобы каждый губернский город имел по две школы — одну светскую и одну духовную. К концу его царствования насчитывалось около сотни училищ, в основном светских - «цифирных» и духовных - «епархиальных» школ. В 1727 году в цифирных обучалось немногим более 2 тысяч человек, в 46 епархиальных — примерно 3 тысячи человек.

В расцвет правления императрицы Екатерины II, в 80-е годы XVIII века, в России действовало всего четыре десятка училищ, в которых обучалось около 5 тысяч «школяров».

Относительно рубежа XVIII—XIX веков уже имеется вполне достоверная статистика. Для России образца 1800 года количество умеющих читать по разным оценкам колеблется от 3 до 5% от всего населения. В том году в Российской империи было 315 школ, 790 учителей и 19 915 учащихся. Вопиющую отсталость России в деле начального школьного образования хорошо показывает статистика последнего десятилетия XIX века. В это время в России по отчету министра народного просвещения, относящемуся к 1891 году, во всей огромной империи при населении свыше 120 млн человек начальных народных училищ было 27 тысяч, которые посещало 1,8 млн учащихся и где работало 37 тысяч учителей. В 1907 году в Санкт-Петербурге впервые в Думу был внесен проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Этот законопроект рассматривался более трех лет. В итоге всеобщее начальное образование в России так и не было введено — на 1915 год всеобщее бесплатное начальное обучение действовало лишь в 3% земств. С учетом, что земское самоуправление распространялось не на все регионы империи, в масштабе всей страны этот процент был еще ниже.

Несмотря на внушительные усилия имперской власти по развитию народного образования в начале XX века, накануне Первой мировой войны

начальную школу в России посещало чуть более 40% детей соответствующего возраста. Отсутствие широкой элементарной грамотности катастрофически сказалось во время Первой мировой войны. В ходе боевых действий ранее невиданных масштабов массово терялись винтовки, массово гибли солдаты и младшие офицеры. Но если винтовки еще можно было экстренно за тонны золота купить в Японии или США, а солдат призвать из многочисленных деревень, то офицеров нельзя было ни «купить», ни назначать из рядовых — большинство солдатской крестьянской массы России было либо неграмотно, либо едва умело читать. С 1915 года на должности младших офицеров стали назначать кого угодно, лишь бы с достаточным образованием, включая лиц, находящихся под надзором полиции за принадлежность к антимонархическим организациям. В итоге к февралю 1917 года младшее офицерство Русской императорской армии уже совсем не отличалось лояльностью к правящей династии. Пришедшие к власти большевики почти сразу озаботились проблемами грамотности. В декабре 1919 года, когда на фронтах вовсю еще шли бои с армиями Колчака и Деникина, был принят декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР», согласно которому все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Более того — Народный комиссариат просвещения, подобно воюющим армиям, получил право принудительно мобилизовывать всех грамотных лиц для обучения неграмотных.

Первое издание книги «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» было выпущено Политотделом Южного фронта в разгар боев 1919 года. На 1920 год в губерниях России, контролируемых большевиками, по статистике умело читать всего 42% населения в возрасте от восьми лет. Пункты ликвидации безграмотности — Ликбез — создавали даже органы ВЧК. За два года гражданской войны в них научилось чтению около 3 млн человек.

После окончания Гражданской войны, с 1922 по 1930 год число учащихся начальных школ выросло в два раза, до 13,5 млн. В том же 1930 году на курсах ликвидации безграмотности обучается 10 млн взрослых, для их обучения мобилизован почти 1 млн грамотных. «Ликбез» происходит почти по законам военного времени — миллион сельских учителей официально именуется «культурной армией», а в ряде губерний партийные власти пытаются применять уголовные наказания для лиц, уклоняющихся от обучения грамоте.

С 1924 года начинается и до 1941 года не прекращается постоянный рост расходов государственного бюджета на образование. К 1937 году, памятный по размаху политических репрессий, во всех городах и поселках СССР завершен переход на всеобщее обязательное семилетнее обучение. Если Российская империя вступила в Первую мировую войну в значительной степени неграмотной, то СССР встретил Вторую мировую уже с читающим населением. Но не стоит преувеличивать степень этой грамотности: только что победив неграмотность, Союз все еще оставался во многом малограмотной страной людей, едва научившихся складывать буквы в слова. Например, в конце 30-х годов на Кировском заводе в Ленинграде, флагмане высокотехнологического производства СССР тех лет, существовала должность читчика, в обязанность которого входила организация коллективного чтения и разъяснения газет. Даже среди высококвалифицированных рабочих такого сложного производства в те годы оставалось еще много малограмотных людей, уже умеющих читать, но не способных самостоятельно воспринимать сложный газетный текст. Это наглядно иллюстрирует тогдашние проблемы с низким образовательным уровнем народа и те сложности, с которыми пришлось столкнуться большевикам при модернизации страны. Степень влияния малограмотности населения стоит учитывать и при оценке политических репрессий 30-х годов, и при оценке военных поражений 1941 года. Всего в 1940—1941 учебном году в советских школах обучалось почти 35 млн. человек. В сельской местности СССР предполагалось полностью перейти на всеобщее семилетнее обучение в 1942 году. Этому помешала война с гитлеровской Германией. Было уничтожено 82 тысячи школ, в которых до войны обучалось 15 млн детей, то есть исчезло свыше 40% школ и всей учебной базы. Война затормозила развитие среднего образования в СССР почти на десятилетие —1 сентября 1945 года в школы пошло на четверть меньше детей, чем 1 сентября 1940-го. В 1958 году было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование, переход на которое был завершен повсеместно уже в 1962—1963 учебном году.

Таким образом, ровно через 11 веков после начала славянской письменности и «призвания варягов», как раз в год первого полета человека в космос, вопрос всеобщего среднего образования в России был решен.




Глава II. Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности

2.1. Культура речи и конкурентоспособность специалиста

Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки. Молодые специалисты должны владеть в совершенстве всеми видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт – это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно: чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», – пишет известный российский психолог А. Е. Войскунский.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. Профессиональное общение – это речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами в ходе осуществления профессиональной деятельности. А каково происхождение слова «профессия»? Обратимся к этимологическому словарю. Это слово происходит от латинского professio и означает «публичное выступление».

Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Выступление перед аудиторией, перед определённым количеством людей – это непросто. Для этого необходимо в совершенстве владеть родным языком, навыками культуры речи. Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения, и, конечно же, знания родного языка.

Как же выглядит сегодня коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста? Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и быть профессионалом в общении. Для этого необходимы следующие качества:

– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

– владение профессиональной терминологией;

– владение стилем профессиональной речи;

– умение определять цель и понимать ситуацию общения;

– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной

деятельности;

– знание этикета и чёткость выполнения его правил.

Таким образом, знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний

2.2. Юрист

Чтобы доказать вышесказанное, приведу в пример всего несколько профессий, где необходимо хорошее владение языком, речью. Юрист обязан быть грамотным, его речь должна быть убедительной и поставленной, хоть далеко не каждый владеет даром красноречия. Существует множество нюансов, способных легко и навсегда погубить карьеру юриста. Ведь умение грамотно и правильно выражать свои мысли является едва ли не самым важным элементом в данной профессии.

К примеру, вы работаете юрисконсультом, к вам обращается большое количество людей с разнообразными вопросами и проблемами. И каждый из них ждет от вас квалифицированного ответа, помощи, поддержки. Мало обладать информацией, главное – уметь правильно донести ее, быть готовым к многочисленным вопросам со стороны клиента, повторному обращению к вам, в случае изменения каких–либо обстоятельств и т.д. То же самое относится к адвокатам, ведь они выступают в суде, защищая блага и интересы своих подопечных. Адвокат обязан отстоять свою позицию, основанную на фактах и доказательствах, и сделать это убедительно, не оставив и капли сомнения в глазах судьи и остальных присутствующих.

Представьте, что будет, если правовой защитник начнет запинаться, неуверенно произносить свою речь, делать ошибки в произношении. Скорее всего, дело будет проигрышным. И, в этом случае, не менее губительным для карьеры адвоката. Ведь его слава и заслуга полностью зависят от клиентов, такова особенность этой сферы. Но прежде чем приступать к делу, грамотный юрист должен вызвать доверие к себе, своим «будущим» действиям, основанным не на «болтовне», а на практическом опыте, правдивых словах. Ведь только доверившись юристу, человек сможет рассказать детально свою проблему, а это очень важное обстоятельство. И, опять-таки, доверие, на первых этапах, формируется путем подачи правильных фраз.

Успех карьеры юриста напрямую зависит от его умения не только красиво, но и мастерски говорить и доносить информацию. Конечно, все приходит с опытом, эта мудрость непреложна. Но мое мнение таково: как начать свой старт, так и пойдет дальнейшее продвижение.

2.3. Менеджер по персоналу


Менеджер по персоналу обеспечивает подбор работников на вакантные должности, в ряде случаев выполняет и другие функции, связанные с управлением персоналом и обеспечением условий для повышения его квалификации. Менеджер по персоналу общается с людьми, выслушивает информацию и принимает решение, размещает объявления о вакансиях в СМИ, Интернете. Анализирует большое количество резюме, проводит собеседование с претендентами. В его обязанности могут входить разработка и поддержание корпоративного стиля компании, создание системы поощрения и наказания работников предприятия, проведение мероприятий, способствующих сплочению сотрудников, повышению их мотивации, открытие перед работниками перспектив карьерного роста. Он участвует в принятии кадровых решений: кого выдвинуть на повышение, кого перевести на другую должность, в случае с кем придется ставить вопрос об увольнении. Понадобятся проницательность, организованность, коммуникабельность, умение выслушивать, но при необходимости нужно проявлять и жесткость, авторитарность. Не обойтись без общей эрудиции, грамотной речи, хорошо поставленного голоса и приятной внешности.


2.4. Специалист по связям с общественностью


Профессия «Специалист по связям с общественностью» появилась в России всего несколько лет назад, тогда как в западных странах она существует практически с начала века. Сегодня чаще употребляется английский эквивалент ее названия — Public Relations (РR - пиар). Специалист по связям с общественностью - специалист, работающий в сфере производства и крупной торговли. Он поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение проектов, за работу со средствами массовой информации, за поддержание связей с общественностью; ему требуется образование в сфере лингвистики, психологии, журналистики.

В обязанности специалиста по связям с общественностью в настоящий момент входит следующее:

• разработка, планирование и проведение коммуникационных стратегий,

проектов, программ;

• создание информационных материалов, написание статей, слоганов,

выступлений, буклетов, пресс-релизов, интервью, материалов по услугам и проектам;

• редактирование сайта;

• организация и проведение пресс-конференций, выставок, интервью, семинаров, презентаций;

• работа с агентствами по организации рекламных кампаний;

• работа с типографиями по разработке и изготовлению полиграфической продукции;

• разработка креативной концепции рекламных материалов (макеты, ролики, буклеты, сувенирная продукция), обеспечение их производства;

• представление компании на конференциях, выставках;

• рассылка новостей с размещением на основных новостных порталах;

• издание корпоративного журнала.

Специалист должен обладать развитым мышлением, творческим воображением, хорошей долговременной и оперативной памятью; грамотной деловой письменной и убедительной, выразительной устной речью.

В заключение хочется отметить, что непременным условием для выбора описанных выше профессий является безусловная любовь к нашему «великому и могучему» языку. Почему? Потому, что от таких специалистов требуется, прежде всего, грамотность, умение размышлять, вносить коррективы. Это и нелегко, ведь постоянно нужно быть оригинальным, не уставать от монотонности и следить за последними тенденциями современности.


Глава III. Практическая часть

3.1 Проведение анкетирования обучающихся

Своим одноклассникам и друзьям я задала ряд вопросов на тему «Должен ли человек быть грамотным?» (Приложение 1)

Из 20 опрошенных 16 также «в целом –да…», недовольными оказались 3

человека и лишь 1 абсолютно доволен.

На 2 вопрос 8 ответили «да, поскольку уровень грамотности

среднего человека оставляет желать лучшего», 4 – « да, ибо нет предела совершенству».15 ответили «да, поскольку уровень грамотности среднего человека оставляет желать лучшего», 5 – «да, ибо нет предела совершенству»

14 из 20 учащихся ответили, что грамотными обязаны быть все, для кого язык родной, но 6 считают, что грамотность – прерогатива людей с высшим образованием

8 – «грамотность человека влияет на мое мнение о нем, но не более того»

11 – «грамотность человека влияет на мое мнение о нем, но не более того»

4 – «нет, главное, чтобы он сумел донести свою мысль»

9 – «нет, главное, чтобы он сумел донести свою мысль»

11 ответили «скорее всего, я прочту текст полностью, хотя ошибки будут меня напрягать» и лишь 1 – «нет».

13 ответили « скорее всего, я прочту текст полностью, хотя ошибки будут меня напрягать» и лишь 1 – «нет» и 6 ответили, что «главное не синтаксис и правописание, а содержание»

Таким образом, проведенный опрос демонстрирует настораживающие тенденции в среде школьников: они явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают ее за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования.


Заключение

Неправильно считать, что молодое поколение испортил интернет. Что общение там позволяет использовать сокращения и фирменные словечки, происходящие от английских слов и выражений. Наоборот: становится модно быть грамотным.

Общаясь в социальных сетях, люди, пишущие без грамматических ошибок, считают себя особой кастой, привилегированной группой и узнают друг друга по грамотному письму, как по маячку. Остальные участники социальных медиа все чаще подтягиваются за лидерами. Ведь грамотность — признак достойного культурного уровня человека и его социального статуса.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Стоит любить свою профессию, работу, чтобы она доставляла удовольствие, радость, удовлетворение не только нам, но и окружающим нас людям. Чтобы в ней, действительно, было всё разумно, прочно и красиво! А знания помогут нам в этом.

И последнее, самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.


Список литературы

  1. Ожегов. С. И Толковый словарь русского языка. Изд: Мир и Образование, Оникс, 2009 г.

  2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский дом «Нева», 2013.

  3. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. – М. Издательство «Знание», 1990.

  4. Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – Учебник.– М., 2003.

  5. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. Издательство «LOGOS», 2007.

  6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2014.

  7. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. Гойхмана О.Я. –М.: ИНФРА – М, 2005.


Интернет – ресурс

Электронная версия, «Грамота.ру», http://slovarozhegova.ru/





















Приложение

АНКЕТА

Должен ли человек быть грамотным?

1. Довольны ли Вы своим уровнем грамотности?

  1. Да, абсолютно

  2. В целом - да, но мне есть над чем поработать

  3. Мою речь понимают носители языка, и я считаю, что этого достаточно

  4. Нет, хочу это исправить/работаю над повышением своего уровня

  5. Не задумывался(-лась) об этом

2. Как Вы считаете, нужно ли работать над повышением уровня грамотности в нашей стране?

  1. Да, поскольку уровень грамотности среднего человека оставляет желать лучшего

  2. Да, ибо "нет предела совершенству"

  3. Нет, население моей страны и так достаточно грамотное

  4. Нет, владение нормами родного языка - не такой уж и важный навык

  5. Не задумывался(-лась) об этом

  6. Нет - нация сама творит свой язык и определяет его нормы, поэтому в мероприятиях по ликбезу нет смысла

3. Какая из нижеприведенных групп людей, на ваш взгляд, обязана быть грамотной?

  1. Все, кто так или иначе использует язык, в т.ч. те, для кого он неродной

  2. Все, для кого язык - родной

  3. Лица с высшим образованием

  4. Лица с высшим филологическим\лингвистическим образованием

  5. Никто не обязан быть грамотным

4. Имеет ли для Вас значение уровень грамотности Вашего собеседника?

  1. Да, я принципиально не общаюсь с неграмотными людьми

  2. Да, грамотность человека влияет на мое мнение о нем, но не более того

  3. Нет, главное - чтобы он сумел донести свою мысль

5. Будете ли Вы читать заинтересовавший Вас, но неграмотно написанный

текст? (при условии, что его смысл понятен)

  1. Я не обращаю внимания на такие мелочи, как правописание и синтаксис, главное - содержание

  2. Скорее всего, я прочту текст полностью, хотя ошибки будут меня напрягать

  3. Нет, я не могу читать тексты, написанные с ошибками

6. Важно ли соблюдение норм языка при неформальном общении?

  1. Нет, неформальное общение - это не контрольная и не экзамен

  2. Каждый пишет так, как умеет

  3. Безусловно. Правила для того и придуманы, чтобы облегчить процедуру общения

7. К каких сферах деятельности языковая грамотность участников обязательна? Можно указать несколько вариантов

  • Научная сфера

  • Публицистика\СМИ

  • Межкультурная коммуникация

  • Педагогическая сфера

  • Все сферы деятельности, затрагивающие взаимодействие с людьми

  • Ни в каких



  • представление (приветствие, представить себя – класс, Ф. И., представить руководителя);

  • тема проекта, сроки работы над проектом;

  • актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?»;

  • озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии);

  • описать ход работы над проектом, то есть рассказать не содержание работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?»;

  • представить результат работы, то есть представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов – продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать;

  • сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?», «Подтверждена или опровергнута гипотеза?»;

  • можно сформулировать задачи на будущее, если есть желание продолжить работу над проектом).





В результате анкетирования выяснилось, что 36% опрошенных абсолютно довольны уровнем своей грамотности. 46% довольны в целом, но есть над чем поработать. 3% опрошенных довольны тем, что их речь понимают носители языка и этого достаточно. Недовольны уровнем своей грамотности и желают исправить этот недочёт 5% моих респондентов. Вообще не задумывались над этим вопросом 10%.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!