Активизация на уроках русского языка и литературы
с использованием игровых приёмов.
Пояснительная записка.
В сборнике вы найдете для активизации учащихся дидактические игры к урокам русского языка и литературы.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - говорил Буслаев. Нельзя забывать и то, что игра – естественная потребность для учащихся.
Игра – одна из важнейших составляющих жизни ребёнка. Игра не просто развлечение. Через игру ребёнок познаёт мир.
Использование игровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и перед друг другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Игровые задания рассеивают ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.
Учебная деятельность – более сложный, новый этап в жизни ребёнка, и именно поэтому она должна базироваться на игровой деятельности, которая освоена ребёнком в полной мере на предыдущем этапе.
Игра – наш верный помощник. Кроме того, коллективная игра даёт каждому ученику возможность взаимодействовать с ребятами в классе или в своей микрогруппе (если игра идёт по группам). Класс становится более дружным, ребята узнают друг друга с новой стороны, проявляют и свой творческий потенциал. Ведь невозможно творчески раскрыться, отвечая у доски вызубренный урок.
В процессе игры ребёнок фантазирует, включается воображение, это стимулирует процесс мышления.
Знания, полученные через игру, оказываются гораздо прочнее. Возникший интерес к уроку переходит в интерес к предмету в целом.
Организатором игр на уроке является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Очень важно сделать урок маленьким открытием в познании. Ученик должен видеть перед собой творческое отношение к делу своего учителя. И тогда он тоже будет стремиться к творчеству.
Недаром Лев Николаевич Толстой советовал учителям: « … Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».
Рекомендую данный сборник использовать на уроках русского языка и литературы.
Цель:
формировать творческие, интеллектуальные способности учащихся в процессе изучения русского языка и литературы через игровую деятельность.
Задачи:
- сформировать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы через дидактические игры;
- включить учащихся в продуктивную мыслительную деятельность,
стимулируемую игровыми ситуациями;
- развивать творческое воображение и способность открывать новые
знания, находить новые способы учебного действия.
Игра «Видимо-невидимо»
Учитель вывешивает на доске плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким шрифтом (но различимым издалека) «вдоль» и «поперёк» написано 15-20 слов. По истечении заранее оговорённого времени (1-2-х минут) плакат снимается, а ученики записывают все запомнившиеся слова. Выигрывает тот, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
2. «Штопанье дыр»
Перед учениками вывешивается плакат, на котором записаны слова с пропущенными буквами. На месте пропущенных букв вырезаны дырочки. Задача учеников- вставить пропушенную букву и объяснить её правописание. Учитель начинает игру словами:
«Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов кусочки откусили,
Из книжки в норку утащили».
ЛистОк, рОстения, забОлеть цОнгой, шОлковый кОстюм, располОжитОся на троОке, небОлОшой рОсток, чОртит цОркулем.
3. Игра «Проделки волшебника Барбарона»
Цель игры: отработка умения различать на слух похожие по звучанию глаголы и существительные.
- Ребята, произошло ужасное событие! В русском языке возникла путаница! Злой волшебник Барбарон смешал глаголы и существительные! Он хотел всех нас запутать и сбить с толку. Но мы не поддадимся его зловредным чарам, правда? Мы ведь сумеем распутать путаницу, расколдовать существительные и глаголы? Начинаем бороться с Барбароном?
Учитель громко чётко читает список слов:
Заорал, обмирал, умирал, отдирал, адмирал, вышивал, выбивал, перевал, пригорал, обшила, побила, кобыла, уходила, заводил, навредил, наследил, крокодил, выжег, рыжик, пыжик, тормозила, бузила, верзила, прижёг, обжёг, прыжок, стежок, флажок, навёл, подвёл, осёл, увёл, козёл, подмёл, пошёл, посол, засол, полол, укол, уколол, молол, ледокол, сапёр, ковёр, призёр, протёр, полотёр, затёр, шахтёр, топор, напор, подпёр.
Большая часть этих слов – глаголы. Но встречаются и существительные. Когда учитель называет глагол, ученики должны хлопнуть в ладоши, а если существительное, хлопать нельзя.
4. Игра «Добрые бабушки»
Цель игры: закрепление нового материала; отработка умений пользоваться изученным правилом, различать Ы-И после Ц в корне слова, в окончаниях и в суффиксах.
На доске нарисовать два домика- столбика. Доску делят на две части, сверху две крыши. На одной крыше написана большая буква Ы, на другой – И.
Учитель:
- Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И.
Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, иллюминация, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цигейка, цыганка, Курицына(фамилия), сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый, торговцы, у отличницы, у лисицы, цыплята, иллюстрация, с улицы, революция, огурцы, милиция, цивилизация.
5. Отыскание синонимов.
В каждом квадратике находится девятибуквенное слово, только порядок букв перепутан. Верните буквы на свои места и прочитайте два слова- синонима. (имущество, хозяйство)
О | И | В |
М | Т | У |
Е | Щ | С | Х | О | |
О | В | Т | |
Й | З | Я |
6. Игра «Диктант-молчанка»
Например:
Задание : найти слова на изучаемые правила; записать их в две колонки: слова, в которых после ц пишется ы; слова, в которых после ц пишется и. Используются рисунки, на которых изображены синицы, цыганка, цыплёнок, огурцы, цифры, циркуль, рукавицы, акация, милиционер, мотоцикл.
7. Назовите одним словам
Звук, который образуется органами речи с использованием шума. (согласный)
Звук, который образуется органами речи без использования шума, путём беспрепятственного выхода голоса из полости рта. (гласный)
Выделение силой голоса слога в слове или слова в предложении. ( ударение)
Запись звукового состава слова с помощью специальных знаков. (буквы)
Что происходит со звонкими согласными, если они стоят в конце слова (например: труд, бег)? ( оглушение)
Элемент человеческой речи, воспринимаемый слухом. (звук)
Раздел науки о языке, изучающий его звуки. (фонетика)
8. Кто быстрее?
Соберите синонимические ряды.
Анализ, век, договор, клятва, мнение, контракт, разбор, столетие, соглашение, присяга, взгляд; главный, гостеприимный, заботливый, незнакомый, основной, радушный, внимательный, неизвестный; защищать, печатать, изучать, описывать, работать, отстаивать, публиковать, исследовать, изображать, трудиться.
9. Кто быстрее?
Закончите фразеологизмы.
![]()
знать в собственном соку
сидеть как свои пять пальцев
держать сложа руки
делать вокруг пальца
водить из мухи слона
вариться в ежовых рукавицах
10. Игра «Ассоциации»
При изучении новой темы предлагается составить ассоциации все возможные, определив ключевое слово.
11. Написание синквейнов
Например:
1.Существительное
2. Одушевлённое, неодушевлённое
3.Называет,отвечает, склоняется
4.Изменяется по родам, падежам и числам
5.Часть речи
12. Игра «Да» - «Нет»
1.Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь. (да)
2.Прямая речь – это изменённая чужая речь. (нет)
3.Прямая речь заключается в кавычки. (да)
4.Слова автора могут стоять до и после прямой речи. (да)
5.Прямая речь всегда стоит после слов автора. (нет)
6.Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять двоеточие. (да)
7.Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь. (да)
8.Чужую речь можно передать при помощи вводных слов. (да)
9.Слова автора могут разрывать прямую речь. (да)
13. Игра «Волшебная палочка»
Мы сейчас поиграем в игру «Волшебная палочка». Передаете палочку друг другу, называя слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?»
14. Викторина по творчеству А. С. Пушкина.
1.Город, где родился великий русский поэт. (Москва)
2.Кем ему приходился Ганнибал, любимец Петра I? ( прадед, дед матери)
3.Любимое занятие семьи. (чтение; сочинение стихов)
4.Учебное заведение, в котором учился Александр. (лицей)
5.Детские прозвища Пушкина. (Француз, Обезьяна, Стрекоза)
6.Стихотворение, прочитанное им на экзамене.(«Воспоминание в Царском Селе»)
7.Сколько сказок записал он со слов няни? (семь сказок)
8.Какие народные сказки послужили основой для написания «Сказки о попе и его работнике Балде? («Шабарша», «Добрый поп», «Батрак»)
9.К какой поэме относится Пролог? ( «Руслан и Людмила»)
10.Кому старался отомстить вещий Олег? ( «Неразумным хазарам»)
15.Викторина по творчеству М. М. Пришвина
1.Назовите детское прозвище М. М. Пришвина. (Курымушка)
2.Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы?(Гусек)
3.Когда была написана сказка – быль «Кладовая солнца»? ( после войны)
4.Как первоначально называлась сказка-быль? ( «Друг человека»)
5.Какие деревья боролись между собой в повести? (ель и сосна)
6.За какой ягодой отправились Настя и Митраша? (клюква)
7.Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. (корова Зорька, тёлушка
Дочка, поросёнок Хрен, петух Петя, коза Дереза)
8.Какому делу выучился Митраша у отца? (бондарскому)
9.О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? (о компасе)
10.Перечислите, кого приютил «на себе» большой чёрный пень? (6 маленьких ящериц,
4 бабочек-лимонниц, больших чёрных мух, длинную клюквенную плеть, громадную змею – гадюку)
11.Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? (лисица)
12.Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома? (отдала всю свою целебную ягоду)
16. Угадай сказку по ключевым словам
1. Утка, яйцо, мечта, лебедь. ( «Гадкий утёнок»)
2. Коробка, кораблик, танцовщица, тролль. ( «Стойкий оловянный солдатик»)
3.Шторм, корабль, бабушка, принц. ( «Русалочка»)
4. Кровать, 12 тюфяков, горошина. («Принцесса на горошие»)
5.Цветок, колыбелька, две жабы, крот, ласточка. (« Дюймовочка»)
6. Разбитое сердце, разбойница, принц и принцесса, девочка и мальчик.( «Снежная королева»)
17. Разгадай сканворд.
Вопросы составлены по тексту сказки-были «Кладовая солнца». (Слова под одним номером по вертикали
и по горизонтали начинаются на одну и ту же букву)
По горизонтали:
Топкое, опасное место на болоте. (елань)
Кто такая Травка? (собака)
Полное имя Митраши. (Дмитрий)
Что положила Настя на дно корзины? (хлеб)
По вертикали:
Какое дерево срослось вместе с сосной на Блудовом болоте? (ель)
Каким помещиком называли волка? (Серый)
Чувство, связывающее лесника и собаку. (дружба)
Как называют «листья» сосны и ели? (хвой)
18. Игра «Верно- неверно»
Например: Определи верные и неверные утверждения о содержании сказки А. С. Пушкина
« Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Утверждение | Верно | Неверно |
Царь женился на другой, когда его дочери –царевне исполнилось 15 лет. | | |
Волшебное зеркальце царицы могло говорить. | | |
У молодой царевны было приданое: «Семь торго- вых городов да сто сорок теремов». | | |
Вольшебное зеркальце всегда говорило одно и то же: «Ты прекрасна, спору нет, Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». | | |
Царевна нашла в лесу заброшенный домик и осталась жить в нём. | | |
Найти царевну Елисею помог ветер. | | |
19. Словесный конструктор
(Подбирать к незнакомым словам толкования.)
1. | мельница | А | углубление для текущей воды, приводящей в движение мельничное колесо |
2. | мельничный лоток | Б | попрашайка |
3. | христарадник | В | прямые палки с прикреплёнными к ним на определённой высоте ступенями для ног; служат для ходьбы |
4. | ходули | Г | здание, оборудованное для помола зерна |
5. | ставни | Д | неизбежная |
6. | неминучая | Е | деревянные полотнища, частично или полностью закрывающие окно |